Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;
Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников
Следует обратить внимание на
показатели постоянства кадров. В 2007
году доля работников, проработавших
на ОАО «Продсервис» составила 62,8%.Таким
образом можно говорить о непостоянстве
кадрового состава ОАО «
Думается, что одной из причин является недостаточный рост средней заработной платы в условиях существующих темпов инфляции. Возможно наличие и иных причин, для установления которых надо изучить условия труда, провести анкетирование работников и т.д. Ясно одно – необходимо разработать мероприятия по снижению коэффициента текучести кадров в перспективе и довести его до оптимальной величины, т.к. закрепление кадров (в 2007 году в ОАО «Продсервис» доля работников, проработавших в обществе более года снизилась на 0,7 % и 2,5 % по сравнению с 2006 и 2005 годами), увеличение стажа работы положительно сказывается на квалификации и производственных навыках работников, что в конечном итоге ведет к росту производительности труда и улучшению других показателей хозяйственной деятельности ОАО «Продсервис».
Одним из важнейших условий
выполнения плана розничного товарооборота,
увеличения выработки на каждого
работника трудового
Как видно по данным табл.
2.11 каждый член трудового коллектива
в 2007 году отработал 250,9 рабочих дня
по сравнению с 250,7 и 246,4 в 2006 и 2005 годах
соответственно. В отчетном году наблюдается
снижение внутрисменных потерь рабочего
времени в расчете на одного работника
на 0,036 ч. По сравнению с 2006 годом
и на 0,042 по сравнению с 2005 годом
соответственно, что способствовало
увеличению рабочего времени с 2005 по
2007 год на 9,03 ч. (+0,036*250,9). Увеличение
средней продолжительности
Таблица 2.11
Использование рабочего времени на ОАО «Продсервис»
Наименование показателя |
Условные обозначения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Отклонение 2007 года | |
от 2005 года |
от 2006 года | |||||
Списочная численность рабочих |
Ч |
649 |
625 |
632 |
-17 |
+7 |
Время, отработанное всеми работниками, тыс. ч. |
Т1 |
1231,6 |
1207,9 |
1227,9 |
-3,7 |
+20 |
В том числе сверхурочно отработанное время, ч |
Тс |
1379 |
1371 |
1510 |
+131 |
+139 |
Отработано тыс. чел.-дней всеми рабочими |
Дн |
159,901 |
156,708 |
158,568 |
-1,333 |
+1,86 |
Время, отработанное одним рабочим, ч. |
Трч=Т1/Ч |
1897,6 |
1932 |
1943 |
+45,4 |
+11 |
Количество дней, отработанных одним рабочим |
Дрн=Дн/Ч |
246,4 |
250,7 |
250,9 |
+4,5 |
+0,2 |
Непроизводительные затраты рабочего времени, ч |
Тнз |
345 |
338 |
211 |
-134 |
-127 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. |
Тсм=Т1/Дн |
7,702 |
7,708 |
7,744 |
+0,042 |
+0,036 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.
Для оценки влияния изменения численности персонала на рабочее время рассчитывают количество рабочего времени, исходя из фактической численности рабочих и количества часов работы одного рабочего в предыдущем году, которое составило 1221024 (1932*632). Сравнив полученную величину с прошлым годом видим, что за счет этого фактора рабочее время увеличилось в сравнении с 2006 на 13124 ч. (1221024-1207900), однако в сравнении с 2005 годом допущены потери рабочего времени за счет изменения численности на 32316,8 ч.(1199283,2-1231600).
Сопоставляя рабочее время за 2006 и 2005 года, рассчитанное на фактическую численность рабочих в 2007 году (1221024 и 1199283,2 соответственно), с отработанным рабочим временем в 2007 годом (1227900), видим, что в отчетном году произошло увеличение рабочего времени на 6876 и 28616,8 ч соответственно. Необходимо учесть, что действительное увеличение рабочего времени меньше отчетного (+11ч и +45 ч на одного работника в 2006 и 2005 году) на время, отработанное сверхурочно каждым работником, т.е. на 2,4 ч (1510/632), что составляет в сумме 8,6 и 42,6 ч соответственно (11-2,4 и 45-2,4). Суммарное увеличение рабочего времени подразделяется на целодневное и внутрисменное. Каждый работник в отчетном году проработал на 0,2 рабочих дня больше чем в 2006 году и на 4,5 дня больше 2005 года, а все работники – 126,4 и 2844 чел-дня соответственно по годам. При продолжительности рабочего дня на уровне прошлых лет (7,708 ч - в 2006 году и 7,702ч в 2005 году) целодневное увеличение рабочего дня составило в расчете на одного работника 1,5 ч в сравнении с 2006 годом (126,4*7,708/632) и 34,7 ч в сравнении с 2005 годом (2844*7,708/632), а внутрисменные – 7,1 ч (8,6 – 1,5) в 2006 году и 7,9 ч (42,6-34,7).
Таблица 2.12
Баланс рабочего времени ОАО «Продсервис»
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Отклонение на одного рабочего |
Отклонение на весь коллектив | ||
от 2005 года |
от 2006 года |
от 2005 года |
от 2006 года | ||||
Календарное время |
365 |
365 |
365 |
||||
В том числе: -праздничные дни -выходные дни |
7 |
6 |
6 |
||||
95 |
95 |
95 |
|||||
Номинальный фонд рабочего времени, дн. |
263 |
263 |
263 |
||||
Неявки на работу, дн. |
39,2 |
39,4 |
40 |
+0,8 |
+0,6 |
+505,6 |
+379,2 |
В том числе: -ежегодные отпуска |
21 |
21 |
21 |
_ |
_ |
_ |
_ |
-отпуска по учебе |
0,5 |
1 |
1,1 |
+0,6 |
+0,1 |
+379,2 |
+63,2 |
-отпуска по беременности и родам |
6,5 |
6,8 |
6,1 |
-0,4 |
-0,7 |
-252,8 |
-442,4 |
-дополнительные отпуска (выходные дни), предоставляемые по решению предприятия |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
+0,1 |
+0,1 |
+63,2 |
+63,2 |
-болезни |
8,5 |
8,6 |
6,6 |
-1,9 |
-2,0 |
-200,8 |
-1264 |
-неявки по разрешению администрации |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
_ |
-0,2 |
_ |
-126,4 |
-прогулы |
_ |
3,2 |
3,2 |
+3,2 |
_ |
2022,4 |
_ |
-простои |
_ |
0,1 |
0,1 |
+0,1 |
_ |
+63,2 |
_ |
Явочный фонд рабочего времени |
250,8 |
250,7 |
250,9 |
-0,1 |
+0,2 |
-63,2 |
+126,4 |
Номинальная продолжительность рабочей смены, ч |
8 |
8 |
8 |
_ |
_ |
_ |
_ |
Бюджет рабочего времени, ч |
2006,4 |
2005,6 |
2007,2 |
+0,8 |
+1,6 |
+505,6 |
+632 |
Перерывы в работе, предоставляемые женщинам-матерям на кормление ребенка |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
Внутрисменные простои |
0,2 |
_ |
0,4 |
+0,2 |
+0,4 |
+126,4 |
+288,8 |
Льготное время подросткам |
6 |
6 |
9 |
+3 |
+3 |
||
Полезный фонд рабочего времени в год, ч |
1930,4 |
1932,4 |
1942,9 |
+12,5 |
+10,5 |
+7900 |
+6636 |
Средняя продолжительность рабочего дня |
7,702 |
7,708 |
7,744 |
+0,042 |
+0,036 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.
На конечные результаты хозяйственной
деятельности торгового предприятия,
фирмы большое влияние
Важнейшим требованием при
анализе производительности труда
является обеспечение сопоставимости
показателей среднего оборота на
одного работника за анализируемые
периоды по уровню цен на товары.
Поэтому для определения
Изменение производительности
труда торгово-оперативных
Таблица 2.13
Информация о динамике труда в ОАО «Продсервис»
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Отклонение 2007 года |
2007 год в % | ||
от 2005 года |
от 2006 года |
к 2005 году |
к 2006 году | ||||
Розничный товарооборот в действующих ценах |
19552,98 |
18712,8 |
23702,2 |
+4149,12 |
+4989 |
121,2 |
126,7 |
Розничный товарооборот сопоставимых ценах |
19552,98 |
17653,58 |
18851,68 |
-701,3 |
+1198,1 |
96,4 |
106,8 |
Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
603 |
584 |
590 |
-13 |
+6 |
97,8 |
101,02 |
в том числе торгово-оперативных работников |
307 |
279 |
288 |
-19 |
+9 |
93,8 |
103,2 |
Удельный вес торгово- |
50,9 |
47,8 |
48,8 |
-2,1 |
+1 |
95,87 |
102,09 |
Среднегодовая выработка на 1 торгового работника исходя из товарооборота в действующих ценах, млн. р. |
32,4 |
32,04 |
40,2 |
+7,8 |
+8,16 |
124,07 |
125,5 |
Среднегодовая выработка на 1 торгового работника исходя из товарооборота в сопоставимых ценах, млн. р |
32,4 |
30,22 |
31,95 |
-0,47 |
+1,73 |
98,55 |
105,72 |
Среднегодовая выработка на 1 торгово-оперативного работника исходя из товарооборота в действующих ценах, млн. р. |
63,69 |
67,07 |
82,29 |
+18,6 |
+15,22 |
129,2 |
122,7 |
Среднегодовая выработка на 1 торгово-оперативного работника исходя из товарооборота в сопоставимых ценах |
63,69 |
63,27 |
65,46 |
+1,77 |
+2,19 |
102,8 |
103,5 |
Фонд заработной платы, млн. р. |
743,737 |
993,906 |
1366,057 |
622,32 |
372,151 |
183,7 |
137,4 |
Средняя заработная плата на одного работника, млн. р. |
1,146 |
1,59 |
2,16 |
+1,014 |
+0,57 |
188,5 |
135,8 |
Уровень фонда заработной платы, % |
3,8 |
5,3 |
5,8 |
+2 |
+0,5 |
152,6 |
109,4 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.
Анализ использования
трудовых ресурсов на предприятии, уровня
производительности труда необходимо
рассматривать в тесной связи
с оплатой труда. Опережающий
рост средней заработной платы в
ОАО «Продсервис» по сравнению с
ростом производительности труда или
аналогично опережающий рост фонда
заработной по сравнению с ростом
товарооборота означают увеличение
удельных затрат на оплату труда на
единицу товарооборота и
Эффективность использования
персонала, правильность установления
режима труда, эффективность использования
рабочего времени, рост производительности
труда, т.е. так называемые трудовые
факторы, анализируемые выше, являются
факторами успешного развития розничного
товарооборота ОАО «Продсервис»
Влияние изменения среднесписочной численности торговых работников и их выработки на развитие розничного товарооборота определяют применив интегральный метод, который обеспечивает большую репрезентативность расчетов. Для этого отклонение от данных прошлого года по численности торговых работников умножают на фактическую их выработку за прошлый период, а отклонение в динамике по выработке торговых работников умножают на фактическую среднесписочную их численность отчетного года.
Из табл. 2.14 видно, что уменьшение
численности торгово-
В сравнении с 2006 годом
в 2007 году в ОАО численность торгово-
Таблица 2.14
Алгоритм расчета влияния
изменения численности торгово-
Факторы |
Влияние на динамику товарооборота | |
расчет |
сумма | |
Изменение численности торгово- |
-19*63,69+((-19)+(+1,77))/2 |
-1226,9 |
Изменение производительности
труда торгово-оперативных |
307*(+1,77)+((-19)*(+1,77))/2 |
+525,6 |
Всего |
-701,3 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.