Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на показатели постоянства кадров. В 2007 году доля работников, проработавших  на ОАО «Продсервис» составила 62,8%.Таким  образом можно говорить о непостоянстве  кадрового состава ОАО «Продсервис», что отрицательно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и в конечном счете ведет к снижению производительности труда. Поэтому руководству предприятия, работникам кадровой службы необходимо установить причины текучести кадров.

Думается, что одной из причин является недостаточный рост средней заработной платы в условиях существующих темпов инфляции. Возможно наличие и иных причин, для установления которых надо изучить условия  труда, провести анкетирование работников и т.д. Ясно одно – необходимо разработать мероприятия по снижению коэффициента текучести кадров в перспективе и довести его до оптимальной величины, т.к. закрепление кадров (в 2007 году в ОАО «Продсервис» доля работников, проработавших в обществе более года снизилась на 0,7 % и 2,5 % по сравнению с 2006 и 2005 годами), увеличение стажа работы положительно сказывается на квалификации и производственных навыках работников, что в конечном итоге ведет к росту производительности труда и улучшению других показателей хозяйственной деятельности ОАО «Продсервис».

Одним из важнейших условий  выполнения плана розничного товарооборота, увеличения выработки на каждого  работника трудового коллектива, а также рационального использования  персонала является экономное и  эффективное использование рабочего времени. От того, на сколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является составной частью аналитической работы ОАО «Продсервис».

Как видно по данным табл. 2.11 каждый член трудового коллектива в 2007 году отработал 250,9 рабочих дня  по сравнению с 250,7 и 246,4 в 2006 и 2005 годах  соответственно. В отчетном году наблюдается  снижение внутрисменных потерь рабочего времени в расчете на одного работника  на 0,036 ч. По сравнению с 2006 годом  и на 0,042 по сравнению с 2005 годом  соответственно, что способствовало увеличению рабочего времени с 2005 по 2007 год на 9,03 ч. (+0,036*250,9). Увеличение средней продолжительности рабочего дня отнюдь не говорит еще об улучшении использования рабочего времени. Увеличение средней продолжительности рабочего дня свидетельствует об увеличении среднего пребывания рабочих на работе и ничего не говорит об увеличении собственно говоря рабочего времени.

 

Таблица 2.11

Использование рабочего времени  на ОАО «Продсервис»

Наименование показателя

Условные обозначения

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение 2007 года

от 2005 года

от 2006 года

Списочная численность рабочих

Ч

649

625

632

-17

+7

Время, отработанное всеми  работниками, тыс. ч.

Т1

1231,6

1207,9

1227,9

-3,7

+20

В том числе сверхурочно  отработанное время, ч

Тс

1379

1371

1510

+131

+139

Отработано тыс. чел.-дней всеми рабочими

Дн

159,901

156,708

158,568

-1,333

+1,86

Время, отработанное одним  рабочим, ч.

Трч=Т1/Ч

1897,6

1932

1943

+45,4

+11

Количество дней, отработанных одним рабочим

Дрн=Дн/Ч

246,4

250,7

250,9

+4,5

+0,2

Непроизводительные затраты  рабочего времени, ч

Тнз

345

338

211

-134

-127

Средняя продолжительность  рабочего дня, ч.

Тсм=Т1/Дн

7,702

7,708

7,744

+0,042

+0,036


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

Для оценки влияния изменения  численности персонала на рабочее  время рассчитывают количество рабочего времени, исходя из фактической численности  рабочих и количества часов работы одного рабочего в предыдущем году, которое составило 1221024 (1932*632). Сравнив  полученную величину с прошлым годом  видим, что за счет этого фактора  рабочее время увеличилось в  сравнении с 2006 на 13124 ч. (1221024-1207900), однако в сравнении с 2005 годом допущены потери рабочего времени за счет изменения  численности на 32316,8 ч.(1199283,2-1231600).

Сопоставляя рабочее время  за 2006 и 2005 года, рассчитанное на фактическую  численность рабочих в 2007 году (1221024 и 1199283,2 соответственно), с отработанным рабочим временем в 2007 годом (1227900), видим, что в отчетном году произошло  увеличение рабочего времени на 6876 и 28616,8 ч соответственно. Необходимо учесть, что действительное увеличение рабочего времени меньше отчетного (+11ч и +45 ч на одного работника  в 2006 и 2005 году) на время, отработанное сверхурочно каждым работником, т.е. на 2,4 ч (1510/632), что составляет в сумме 8,6 и 42,6 ч соответственно (11-2,4 и 45-2,4). Суммарное увеличение рабочего времени  подразделяется на целодневное и внутрисменное. Каждый работник в отчетном году проработал на 0,2 рабочих дня больше чем в 2006 году и на 4,5 дня больше 2005 года, а все работники – 126,4 и 2844 чел-дня соответственно по годам. При продолжительности рабочего дня на уровне прошлых лет (7,708 ч - в 2006 году и 7,702ч в 2005 году) целодневное увеличение рабочего дня составило в расчете на одного работника 1,5 ч в сравнении с 2006 годом (126,4*7,708/632) и 34,7 ч в сравнении с 2005 годом (2844*7,708/632), а внутрисменные – 7,1 ч (8,6 – 1,5) в 2006 году и 7,9 ч (42,6-34,7).

 

Таблица 2.12

Баланс рабочего времени  ОАО «Продсервис»

Наименование показателя

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение на одного рабочего

Отклонение на весь коллектив

от 2005 года

от 2006 года

от 2005 года

от 2006 года

Календарное время

365

365

365

       

В том числе:

-праздничные дни

-выходные дни

 

7

 

6

 

6

       

95

95

95

       

Номинальный фонд рабочего времени, дн.

263

263

263

       

Неявки на работу, дн.

39,2

39,4

40

+0,8

+0,6

+505,6

+379,2

В том числе:

-ежегодные отпуска

21

21

21

_

_

_

_

-отпуска по учебе

0,5

1

1,1

+0,6

+0,1

+379,2

+63,2

-отпуска по беременности  и родам

6,5

6,8

6,1

-0,4

-0,7

-252,8

-442,4

-дополнительные отпуска  (выходные дни), предоставляемые  по решению предприятия

1,6

1,6

1,7

+0,1

+0,1

+63,2

+63,2

-болезни

8,5

8,6

6,6

-1,9

-2,0

-200,8

-1264

-неявки по разрешению  администрации

0,2

0,4

0,2

_

-0,2

_

-126,4

-прогулы

_

3,2

3,2

+3,2

_

2022,4

_

-простои

_

0,1

0,1

+0,1

_

+63,2

_

Явочный фонд рабочего времени

250,8

250,7

250,9

-0,1

+0,2

-63,2

+126,4

Номинальная продолжительность  рабочей смены, ч

8

8

8

_

_

_

_

Бюджет рабочего времени, ч

2006,4

2005,6

2007,2

+0,8

+1,6

+505,6

+632

Перерывы в работе, предоставляемые  женщинам-матерям на кормление ребенка

_

_

_

_

_

_

_

Внутрисменные простои

0,2

_

0,4

+0,2

+0,4

+126,4

+288,8

Льготное время подросткам

6

6

9

+3

+3

   

Полезный фонд рабочего времени  в год, ч

1930,4

1932,4

1942,9

+12,5

+10,5

+7900

+6636

Средняя продолжительность  рабочего дня

7,702

7,708

7,744

+0,042

+0,036

   

Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

На конечные результаты хозяйственной  деятельности торгового предприятия, фирмы большое влияние оказывает  эффективность использования трудовых ресурсов. Важнейшим показателем  эффективного использования трудовых ресурсов в ОАО «Продсервис» является производительность труда — средняя  сумма товарооборота, приходящаяся на одного работника в единицу  времени (день, месяц, квартал, год), исчисленная  путем деления объема розничного товарооборота на среднесписочную  численность работников. Этот показатель называют выработкой на одного работника.

Важнейшим требованием при  анализе производительности труда  является обеспечение сопоставимости показателей среднего оборота на одного работника за анализируемые  периоды по уровню цен на товары. Поэтому для определения реальной динамики производительности труда  необходимо предварительно рассчитать производительность труда за отчетный период в сопоставимых ценах исходя из индексов цен. Так как реализацию товаров осуществляет торгово-оперативный персонал, то выработка торговых работников находится в прямой зависимости от изменения производительности труда торгово-оперативных работников и их доли в общей численности торговых работников. По сравнению с 2005 годом и с 2006 годом в 2007 году выработка торговых работников, рассчитанная исходя из товарооборота в действующих ценах увеличилась на 24,07 и 25,5 %, на что повлияло увеличение выработки торгово-оперативных работников соответственно на 29,2 и 22,7%. Как уже отмечалось выше, на производительность труда оказывает влияние увеличение цен. Поэтому, если сравнить выработку торговых работников, рассчитанную исходя из товарооборота в сопоставимых ценах видим, что увеличилась в сравнении с 2006 годом (на 5,7 %), но в сравнении с 2005 годом снизилась на 1,45%. Это связано со снижением удельного веса торгово-оперативных работников на 4,13%.

Изменение производительности труда торгово-оперативных работников и их доли в общей численности  торговых работников оказывает влияние  и на изменение абсолютного значения выработки торговых работников. В  сравнении с 2006 годом выработка  на 1 торгового работника выросла  на 1,73 млн. р. (выработка на 1 торгово-оперативного работника увеличилась на 2,19 млн. р.). В сравнении с 2005 годом выработка  на 1 торгового работника снизилась  на 0,47 млн. р. не смотря на рост выработки  торгово-оперативных работников. Это  связано с уменьшением их доли в общей численности торговых работников.

 

Таблица 2.13

Информация о динамике труда в ОАО «Продсервис»

Наименование показателя

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение 2007 года

2007 год в %

от 2005 года

от 2006 года

к 2005 году

к 2006 году

Розничный товарооборот в  действующих ценах

19552,98

18712,8

23702,2

+4149,12

+4989

121,2

126,7

Розничный товарооборот сопоставимых ценах

19552,98

17653,58

18851,68

-701,3

+1198,1

96,4

106,8

Среднесписочная численность  торговых работников, чел.

603

584

590

-13

+6

97,8

101,02

в том числе торгово-оперативных  работников

307

279

288

-19

+9

93,8

103,2

Удельный вес торгово-оперативных  работников

50,9

47,8

48,8

-2,1

+1

95,87

102,09

Среднегодовая выработка  на 1 торгового работника исходя из товарооборота в действующих  ценах, млн. р.

32,4

32,04

40,2

+7,8

+8,16

124,07

125,5

Среднегодовая выработка  на 1 торгового работника исходя из товарооборота в сопоставимых ценах, млн. р

32,4

30,22

31,95

-0,47

+1,73

98,55

105,72

Среднегодовая выработка  на 1 торгово-оперативного работника  исходя из товарооборота в действующих  ценах, млн. р.

63,69

67,07

82,29

+18,6

+15,22

129,2

122,7

Среднегодовая выработка  на 1 торгово-оперативного работника  исходя из товарооборота в сопоставимых ценах

63,69

63,27

65,46

+1,77

+2,19

102,8

103,5

Фонд заработной платы, млн. р.

743,737

993,906

1366,057

622,32

372,151

183,7

137,4

Средняя заработная плата  на одного работника, млн. р.

1,146

1,59

2,16

+1,014

+0,57

188,5

135,8

Уровень фонда заработной платы, %

3,8

5,3

5,8

+2

+0,5

152,6

109,4


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

Анализ использования  трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи  с оплатой труда. Опережающий  рост средней заработной платы в  ОАО «Продсервис» по сравнению с  ростом производительности труда или  аналогично опережающий рост фонда  заработной по сравнению с ростом товарооборота означают увеличение удельных затрат на оплату труда на единицу товарооборота и наличие  перерасхода на заработную плату.

Эффективность использования  персонала, правильность установления режима труда, эффективность использования  рабочего времени, рост производительности труда, т.е. так называемые трудовые факторы, анализируемые выше, являются факторами успешного развития розничного товарооборота ОАО «Продсервис».

Влияние изменения среднесписочной  численности торговых работников и  их выработки на развитие розничного товарооборота определяют применив интегральный метод, который обеспечивает большую репрезентативность расчетов. Для этого отклонение от данных прошлого года по численности торговых работников умножают на фактическую их выработку за прошлый период, а отклонение в динамике по выработке торговых работников умножают на фактическую среднесписочную их численность отчетного года.

Из табл. 2.14 видно, что уменьшение численности торгово-оперативных  работников в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 19 человек привело  к снижению товарооборота ОАО  «Продсервис» на 1226,93 млн. р., а рост производительности на 1,77 увеличил товарооборот на 525,6 млн. р.

В сравнении с 2006 годом  в 2007 году в ОАО численность торгово-оперативного персонала увеличилась на 9 человек, из-за чего товарооборот увеличился на 577,39 млн. р. (табл. 2.16), рост производительности труда на 2,19 увеличил товарооборот на 620,8 млн. р.

 

Таблица 2.14

Алгоритм расчета влияния  изменения численности торгово-оперативных  работников и их выработки в сравнении  с 2005 годом на развитие розничного товарооборота  ОАО «Продсервис»

Факторы

Влияние на динамику товарооборота

расчет

сумма

Изменение численности торгово-оперативных  работников

-19*63,69+((-19)+(+1,77))/2

-1226,9

Изменение производительности труда торгово-оперативных работников

307*(+1,77)+((-19)*(+1,77))/2

+525,6

Всего

 

-701,3


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)