Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.6

Данные о динамике показателей  рентабельности деятельности ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2006-2007гг.

ПОКАЗАТЕЛИ

2006 г.

2007 г.

темп изменения (%) или отклонение (+,-)

1. Средняя стоимость активов,  млн.р.

8439

9032

107,03

2. Выручка от реализации  продукции (товаров, работ, услуг), млн.р.

50023

57585

115,12

3. Полная себестоимость  реализованной продукции (товаров,  работ, услуг), млн.р.

43318

49713

114,76

4. Прибыль (убыток) от реализации  продукции (товаров, работ, услуг), млн.р.

308

662

214,94

5. Прибыль (убыток) за отчетный  период, млн.р.

228

565

247,81

6. Показатели рентабельности (убыточности), %

     

6.1. Рентабельность (убыточность)  продаж

0,62

1,15

0,53

6.2. Рентабельность (убыточность)  расходов

0,71

1,33

0,62

6.3 Рентабельность (убыточность)  активов

2,7

6,26

3,56


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

В соответствии с данными  табл.2.6 рентабельность продаж в 2007 году (один из основных показателей рентабельности в торговле) равна 1,15%, что ниже нормативного значения 4-6%. Рентабельность активов  в 2007 году составила 6,26%, что свидетельствует о достаточно высокой степени эффективности использования имущества, если учесть еще, что значение данного показателя в 2006 году составляло 2,7%. Увеличение рентабельности расходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,62 пункта, свидетельствует о снижение расходов организации на получение 1 рубля прибыли.

Одновременный рост показателей  рентабельности и оборачиваемости  активов является положительной  оценкой работы ОАО «Продсервис», выраженного в ускорении темпа  роста выручки.

Таким образом, в 2007 году ОАО  «Продсервис» имеет низкую рентабельность продаж для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Однако рост таких  показателей как рентабельность активов и расходов организации  свидетельствует об увеличении отдачи на 1 рубль вложенных расходов, эффективности  использования имущества организации.

Позитивным фактом следует  отметить рост всех показателей эффективности  работы предприятия: рентабельности и  оборачиваемости, приведенными в табл.2.7.

 

Таблица 2.7

Данные о динамике показателей  деловой активности ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2006-2007гг.

ПОКАЗАТЕЛИ

2006 г.

2007 г.

темп изменения (%) или отклонение (+,-)

1.Средняя стоимость оборотных  активов, млн.р., в том числе:

3533

3740

105,86

1.1. Материальных оборотных  активов, млн.р.

2083

1967

94,43

1.2. Дебиторской задолженности,  млн.р.

868

950

109,45

2. Средняя величина кредиторской  задолженности, млн.р.

3189

3707

116,24

3. Выручка от реализации  продукции (товаров, работ, услуг), млн.р.

50023

57585

115,12

4. Себестоимость реализованной  продукции (товаров, работ, услуг), млн.р.

36707

42114

114,73

5. Оборачиваемость в днях:

     

5.1. Оборотных активов

25

23

-2

5.2. Материальных оборотных  активов

20

17

-3

5.3. Дебиторской задолженности

6

6

0

5.4. Кредиторской задолженности

31

32

1

6. Продолжительность операционного  цикла

26

23

-3


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

В соответствии с данными  табл.2.7 увеличение эффективности работы ОАО «Продсервис» в 2007 году характеризуется  снижением такого показателя как  продолжительность операционного  цикла на 3 дня по сравнению с 2006 годом за счет снижения оборачиваемости  материальных оборотных активов  на 3 дня. Увеличение оборачиваемости  кредиторской задолженности на 1 день может привести к увеличению просроченной задолженности организации, а следовательно и к дополнительным расходам в виде пени, согласно заключенным договорам с поставщиками.

Таким образом, за 2007 год произошло  увеличение имущества предприятия  по всем структурным элементам. Оборотные  активы полностью финансируются  за счет заемных средств. Бухгалтерский  баланс ОАО «Продсервис» на конец 2007 года можно признать неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным. Отсутствие собственных оборотных средств делает предприятие финансово неустойчивым. Положительным фактором является рост коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и усиление финансовой независимости предприятия, рост показателей оборачиваемости, и рентабельности свидетельствует об эффективном использовании имущества организации.

Повышению конкурентоспособности  предприятия может способствовать использование активных методов  продажи товаров; проведение рациональной ассортиментной и ценовой политики; установление оптимального режима работы организации; обеспечение высокого качества торгового обслуживания населения; совершенствование аналитической работы; эффективное использование системы материального стимулирования труда работников; рациональное использование ресурсов, соблюдение режима экономии.

 

2.2 Организация  труда на ОАО «Продсервис»

 

Эффективность труда во многом определяется применением рациональных подходов к его организации. Опыт показывает, что результат труда  связан с условиями, в которых  живет и трудится работник, с применяемыми условиями труда, с уровнем мастерства и установленными нормами, наконец, с оплатой труда. Таким образом, организацию труда следует рассматривать  как систему использования труда  работников, обеспечивающую его функционирование с целью достижения полезного  эффекта.

В области социально-трудовых отношений на ОАО «Продсервис» права  и обязанности сторон предусматривает  коллективный договор. Целью договора является обеспечение устойчивого  социально-экономического развития, продуктивной занятости работников, уровня их оплаты труда, эффективной работы Общества, регулирование трудовых и связанных  с ними отношений на основе социального  партнерства.

В Обществе существует полная, продуктивная и свободно избранная  занятость, т.е. работники Общества используются в соответствии с их призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и условиями их трудового договора (контракта).

В случае кратковременного сокращения объемов производства или его  остановки осуществляются следующие  меры:

- используется естественное  сокращение рабочих мест (не заполнение  вакансий, увольнение по собственному  желанию, увольнение совместителей,  выход на пенсию и другие);

- не заключаются новые  контракты;

- производятся внутрипроизводственные  переводы намеченных к увольнению  работников;

- применяется практика  индивидуальных рабочих графиков;

-производится временное,  с согласия работников, распределение  имеющегося объема работ между  всеми работниками;

- предоставляются по желанию  работников кратковременные отпуска  без сохранения или с частичным  сохранением заработной платы.

При сокращении численности  или штата работников, кроме лиц, предусмотренных законодательством (ст. 45 Трудового кодекса Республики Беларусь), предпочтение в оставлении на работе отдается следующим категориям работников:

- семейным - при наличии двух и более иждивенцев;

- одиноким женщинам, имеющим  несовершеннолетних детей;

- работникам, получившим  травму или профзаболевание на  производстве;

- работникам, которым до  пенсии осталось два года или  менее;

- женщинам, мужья которых  призваны на действительную военную  службу;

- работникам, обучающимся  без отрыва от производства  в высших и средних учебных  заведениях по направлению Общества

Рабочее время, время отдыха работников устанавливается в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, трудовым кодексом Республики Беларусь, Правилами внутреннего трудового  распорядка, иными актами законодательства.

Работники акционерного общества работают по режиму пятидневной рабочей  недели с двумя выходными днями, по режиму шестидневной рабочей недели с одним выходным днем. В магазинах  по условиям работы не может быть соблюдена  единая продолжительность рабочего дня, поэтому осуществляется суммированный  учет рабочего времени, при котором  смены дней разной продолжительности, но их сумма за месяц рассчитывается по режиму пятидневной недели.

Конкретный режим работы всех категорий работников определяется Правилами внутреннего трудового  распорядка рабочих и служащих ОАО  «Продсервис» г. Гродно.

Перерывы в рабочее  время для отдыха и питания  предоставляются работникам, как  правило, не позднее чем через 4 часа после начала работы. В торговом предприятии такой перерыв предоставляется  независимо от того, что сам магазин  не закрывается на обед. Время обеденного перерыва должно быть достаточным для  приема пищи и отдыха, но не более 2-х  часов.

Продолжительность основного  минимального отпуска составляет 21 календарный день. Работникам, занятым  на работах с вредными условиями  труда, предоставляется дополнительный отпуск, а также работникам с ненормированным  рабочим днем - за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Работникам, имеющим непрерывный  стаж на данном предприятии свыше 20 лет, за счет собственных средств предоставляется дополнительный поощрительный отпуск - продолжительностью 3 календарных дня.

Всем работникам, обучающимся  в учебных заведениях без отрыва от производства, создаются необходимые  условия для совмещения работы и  обучения в соответствии с действующим  законодательством.

При организации труда  на ОАО «Продсервис» исходят из признания  и обеспечения приоритета жизни  и здоровья работников по отношению  к результатам производственной деятельности организации. Ответственность  за состояние условий и охраны труда работников несет Наниматель.

Ежегодно выделяются средства для осуществления предусмотренных  коллективным договором, соглашением  мероприятий по улучшению условий  и охраны труда, по профилактике производственного  травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий  труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического  обслуживания работников. Проводится двухступенчатый контроль, День охраны труда.

Своевременно и качественно  проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, по ее результатам  разрабатывает мероприятия по проведению рабочих мест в соответствие с  санитарно-техническими правилами  и нормами, устанавливает компенсации  за работу во вредных и тяжелых  условиях труда.

Проводится обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

За рабочими сохраняется  средняя заработная плату на время  простоя в случае остановки неисправного оборудования органом государственного надзора технической инспекции  труда, если нет возможности обеспечить рабочих другой работой на время  вынужденного простоя.

В случае гибели работника  в результате несчастного случая на производстве (не по вине работника) погибшего выплачивается семье  единовременная компенсация в установленном  действующим законодательством  размере.

Работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или получившим профессиональные заболевания (по вине Нанимателя), выплачивается  единовременная компенсация в установленном  действующем законодательством  размере.

Лицам, пострадавшим от увечья на производстве, получившим профзаболевания  в санаториях-профилакториях обеспечивается оздоровление по путевкам, приобретенных  за счет организации.

На основании вышеизложенного  можно говорить, что социальная политика предприятия является средством  улучшения отношений в коллективе, способствует сокращению числа конфликтов, помогает привлекать новых работников за счет положительного имиджа предприятия.

Следует отметить, что основным мотивом труда, безусловно, является получение заработной платы. Она  выполняет двоякую роль: платы  за труд и стимула к труду. Каждый элемент ее организации является стимулирующим: тарифная ставка и оклад  в основном стимулируют выбор  значимой профессии и должности, а также квалификацию, доплаты  и надбавки – работу в особых условиях, а премии – качество труда.

Все вопросы установления и изменения форм, систем и размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплаты вознаграждений, дивидендов, материальной помощи, индексации заработной платы в ОАО «Продсервис» решаются по согласованию с Профкомом в пределах заработанных средств. Размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для Нанимателя в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)