Оценка стоимости предприятия: состояние и перспективы развития (на примере «ООО «Вкус хлеба»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена значением того, что концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические аспекты и методология оценки стоимости предприятия (бизнеса) в Республике Беларусь 9
1.1 Основные понятия и цели оценки бизнеса 9
1.2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия в Республике Беларусь 15
1.3 Основные методы оценки стоимости предприятия: достоинства и недостатки 20
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.2. Характеристика хлебопекарной отрасли города Минска 39
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Вкус хлеба» 44
3. Определение рыночной стоимости действующего предприятия ООО «Вкус хлеба» с целью продажи 55
3.1 Оценка стоимости земельного участка 55
3.2 Оценка стоимости зданий и сооружений 57
3.3 Оценка стоимости оборудования 65
3.4 Оценка стоимости нематериальных активов (товарного знака) 72
3.5 Оценка стоимости оборотных активов 76
3.6 Обобщение результатов и заключение о рыночной стоимости ООО «Вкус хлеба» 79
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

7009 оценка стоимости.docx

— 285.21 Кб (Скачать файл)

С4 - компенсация за коммерческие риски общего характера: рынки, цены, курсы валют, налоговые ставки и  т.п.. Оценщики провели анализ условий  коммерциализации оцениваемого товарного  знака на сегодняшний день, а также  проанализировали возможные изменения  во внешней рыночной среде в течение  ближайших лет с точки зрения степени воздействия внешних  факторов на коммерциализацию данного  товарного знака. Основываясь на проведенном анализе и учитывая характерные особенности оцениваемого ТЗ, мы пришли к выводу, что величина данной компенсации составляет 5%.

С 5 - компенсация за прочие риски. Данная компенсация учитывает  возможные изменения в политической, экономической, социальной и прочих сферах, которые могут оказать  воздействие на условия коммерциализации данного ОИС. Величина компенсации  за прочие риски, по моему мнению, составляет 3%.

Таким образом, ставка дисконтирования  составляет:

К= 12+0+0+3+5+3= 23%                   

Расчет стоимости товарного  знака представлен в таблице  3.8

Таблица 3.8 - Расчет стоимости товарного знака

Годы

1

2

3

4

5

6

7

8

Показатели 

               

Объем продаж

9300

9300

9300

9300

9300

9300

9300

9300

Роялти 

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Ожидаемые выплаты  по роялти

93

93

93

93

93

93

93

93

Расходы на поддержание  ТЗ в силе

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Денежный поток 

91,5

91,5

91,5

91,5

91,5

91,5

91,5

91,5

Коэффициент текущей  стоимости 

0,81301

0,66098

0,53738

0,4369

0,3552

0,28878

0,23478

0,19088

Текущая стоимость  денежного потока

74,39

61,47

49,98

40,63

33,03

26,86

21,83

17,75

Стоимость денежно-

го потока

325,95


Примечание: Источник: Собственная  разработка

Таким образом, стоимость  товарного знака, рассчитанная доходным подходом, получилась равной - 325950 тыс.рублей.

Затратный подход основывается на изучение возможностей инвестора в приобретении товарного знака и исходит из того, что инвестор заплатит за объект ИС сумму, в которую обойдется разработка аналогичного продукта в обозримый период без существенных издержек.

Затратный метод отражает издержки, понесенные владельцем ТЗ при  разработке. Перечень затрат представлен  в таблице 3.9.

Таблица 3.9 - Перечень затрат на создание ТЗ ООО «Вкус хлеба»

Наименование  статьи затрат

Тыс.руб.

Поиск знака на сходство

825

Пошлина за подачу заявки

15000

Тариф за ускорение  экспертизы

30000

Пошлина за регистрацию  знака и выдачу свидетельства  на товарный знак

10000

Гонорар патентного поверенного 

3000

Итого

58825


Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

Расчет рыночной стоимости  ТЗ:

Расчет рыночной стоимости  товарного знака    осуществляется

следующим образом (формула  3.12):

                                                                                                     (3.12)

 

где ТСтз - текущая стоимость  товарного знака;

Зс - затраты на создание товарного  знака;

R - ставка дисконтирования

I - срок жизни ТЗ.

ТСтз= 58825 х (1+0,23)2 = 96379 тыс. руб.

 

Таким образом, стоимость  товарного знака, рассчитанная затратным  подходом составляет: 96 379 тыс. рублей.

Сравнительный подход к оценке интеллектуальной собственности предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной  величиной стоимости оцениваемой  собственности может быть реальная цена продажи аналогичной собственности, зафиксированная рынком.

Поскольку в нашей стране в настоящее время отсутствует хорошо сформированный рынок интеллектуальной собственности, не удалось установить фактов передачи прав собственности на объекты ИС такого типа на дату оценки в реальных рыночных условиях, которые можно было бы использовать для оценки данного товарного знака.

Основываясь на вышеизложенном,    приходим к выводу о невозможности  применения сравнительного подхода  для оценки товарного знака.

Анализируя совокупность перечисленных определений и  факторов, я считаю, что потенциальный  инвестор предпочтет приобрести уже  раскрученный товарный знак, который (ТЗ) сам по себе обеспечивает его владельцу большой доход безотносительно номенклатуры выпускаемой продукции, а зачастую, гарантирует сбыт заведомо низкосортных товаров.

На мой взгляд, товарный знак ООО «Вкус хлеба» не может обеспечить решение такой задачи на сегодняшний день. С другой стороны, согласно определению затратного подхода, потенциальный инвестор не заплатит за объект ИС большую сумму, чем та, в которую обойдется разработка аналогичного товарного знака.

Таким образом, в данной оценке целесообразно большее значение придать затратному подходу, хотя нужно  отдавать себе отчет, что с течением времени ситуация может измениться и превалировать будут результаты полученные в доходном подходе.

Рыночная стоимость ТЗ может быть определена как взвешенная сумма стоимостей, полученных затратным, сравнительным и доходным подходами:

Результат в этом случае имеет  следующий вид (таблица 23):

 

Таблица 3.10 - Расчет рыночной стоимости товарного знака

Подход 

Стоимость объекта 

Весовая доля

Рыночная стоимость 

1

2

3

4

Затратный

96379

0,97

93488

Сравнительный

0

0

0

Доходный 

325 950

0,03

9779

Итого

 

 

1

103267


 

Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

Таким образом, окончательная величина стоимости товарного знака ООО  «Вкус хлеба» составляет: 103 267 тыс. рублей.

3.5 Оценка стоимости оборотных активов

 

Оценка производственных запасов

Производственные запасы оцениваются по текущим ценам  с учетом затрат на транспортировку  и складирование. Устаревшие запасы списываются.

В связи с тем, что большая  часть производственных запасов  приобретена в течение IV квартала 2011 года по рыночным стоимостям и подлежащих списанию запасов нет, то оценку производственных запасов производим по балансовой стоимости на конец 2011 года - 134018 тыс.рублей.

Оценка дебиторской задолженности

Оценка дебиторской задолженности  начинается с ее анализа:

составляется список всех дебиторов, определяется срок возврата долга, анализируется возможность возврата долга в сроки, предусмотренные соответствующими договорами.

Непросроченная дебиторская  задолженность может оцениваться  путем дисконтирования будущих  основных сумм и выплат процентов  к их текущей стоимости. При этом ставка дисконта должна учитывать риск, связанный со сбором будущих платежей.

Дебиторскую задолженность  предприятия ООО «Вкус хлеба» в сумме 254751 тыс.рублей составляют:

- Задолженность за продукцию ГМЗ №1   - 72 млн. рублей (согласно договора расчет ожидается через 5 дней);

- Задолженность ИП Окунев - 30000 тыс. рублей (расчет через 10 дней);

- Задолженность за продукцию ООО «Алеся» - 10200 тыс. рублей (расчет в течение недели).

Просроченной задолженности  не выявлено. Таким образом, дебиторскую задолженность ООО «Вкус хлеба» оцениваем в сумме 254751 тыс. руб.

Денежные средства являются наиболее ликвидными активами, находятся  в кассе предприятия в размере 503 тыс. руб., не превышают разрешенный банком лимит кассового остатка и в расчетах учитываться не будут.

На основании проведенных  расчетов, а также данных, полученных после оценки основных и оборотных  фондов, находящихся на балансе, можно  рассчитать рыночную стоимость всех активов предприятия (таблица 3.11).

Таблица 3.11 - Расчет рыночной стоимости всех активов предприятия, тыс. руб.

Актив

По балансу 

Рыночная стоимость 

Корректировка, %

I. Внеоборотные активы 

НМА

58825

103267

+75,5

Здание 

-

533560

+100

Оборудование 

550812

443609

-19,5

Долгосрочные финансовые вложения

0

0

0

Итого по разделу I

609 637

1 080 436

77,2

I I. Оборотные активы 

Запасы 

134018

134018

-

НДС

53974

53974

-

Дебиторская задолженность 

254751

254751

-

Краткосрочные финансовые вложения

0

0

0

Денежные средства

10784

10784

-

Прочие оборотные активы

0

0

0

Итого по разделу II

453 527

453 527

-

Итого активы предприятия 

1 063 164

1 533 963

46,2


Примечание: Источник: Собственная  разработка

Таким образом, рыночная стоимость  активов предприятия составляет 1 533 963 тыс. руб.

Кредиторская задолженность предприятия  ООО «Вкус хлеба» в сумме 683426 тыс. рублей должна быть учтена при расчете рыночной стоимости предприятия.

Рыночная стоимость предприятия  определяется путем уменьшения

рыночной стоимости активов  на величину обязательств предприятия

(кредиторской задолженности):

Стоимость = Активы - Обязательства

1533963 - 683426 = 850 537 тыс. руб.

При расчете доходным подходом выбран метод прямой капитализации.

Данный метод заключается  в расчете текущей стоимости  будущих доходов, полученных от предприятия  с помощью коэффициента капитализации (формула 3.13):

Доход

Стоимость = ——————————————

Коэффициент капитализации                                (3.13)

В качестве капитализируемой величины выбирается прибыль последнего отчетного года-367 205 рублей (по балансу: стр.470+стр.465).

Коэффициент капитализации  находим методом кумулятивного  построения (формула 3.14):

 

R=Сб+Рл+Рр                                                                                       (3.14)

                         

где Сб - безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята  ставка по депозитам для юридических  лиц в банках высокой надежности. Эта ставка на сегодняшний день по данным агентства «Росбизнесконсалтинг»  составляет 12 %);

Рл - риск ликвидности (возможность  потери, при реализации объекта из-за недостаточной развитости рынка, его  несбалансированности и неустойчивости);

Рр - региональный риск, присущ для конкретного региона.

 

К = 12%+10%+7% = 29%      

 

Таким образом, рыночная стоимость  объекта оценки:

 

367 205/0,29 = 1 266 224 тыс. руб.

 

 

3.6 Обобщение результатов и заключение о рыночной стоимости  ООО «Вкус хлеба»

 

Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО  «Вкус хлеба» в рамках данной работы использовались затратный подход - метод  чистых  активов  и доходный  подход - метод  прямой капитализации. По моему мнению, в данном случае, наибольшей достоверностью обладает расчет затратным подходом, который базируется на рыночной стоимости реальных активов предприятия, но не отражает будущие доходы бизнеса. Сложность применения доходного подхода заключается в непредсказуемости темпов инфляции и нестабильности рыночной экономики в нашей стране. Тем не менее, считаю возможным применение доходного подхода при обобщении результатов оценки.

Учитывая вышеизложенное, значимость расчетов различными подходами  при определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно представить в виде удельного  веса каждого из них следующим  образом (таблица 3.12).

Таблица 3.12 - Расчет итоговой величины рыночной стоимости ООО «Вкус хлеба»

Подход 

Рыночная стоимость, млн. руб.

Удельный вес 

Скорректированная рыночная стоимость, млн. руб.

Затратный подход

850537

0,3

255 161.1

Сравнительный подход

0

0

0

Доходный подход

1 266 224

0,7

886356,8

Итого, рублей

 

 

1

1 141 517,9

Информация о работе Оценка стоимости предприятия: состояние и перспективы развития (на примере «ООО «Вкус хлеба»)