Оценка стоимости предприятия: состояние и перспективы развития (на примере «ООО «Вкус хлеба»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена значением того, что концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические аспекты и методология оценки стоимости предприятия (бизнеса) в Республике Беларусь 9
1.1 Основные понятия и цели оценки бизнеса 9
1.2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия в Республике Беларусь 15
1.3 Основные методы оценки стоимости предприятия: достоинства и недостатки 20
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.2. Характеристика хлебопекарной отрасли города Минска 39
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Вкус хлеба» 44
3. Определение рыночной стоимости действующего предприятия ООО «Вкус хлеба» с целью продажи 55
3.1 Оценка стоимости земельного участка 55
3.2 Оценка стоимости зданий и сооружений 57
3.3 Оценка стоимости оборудования 65
3.4 Оценка стоимости нематериальных активов (товарного знака) 72
3.5 Оценка стоимости оборотных активов 76
3.6 Обобщение результатов и заключение о рыночной стоимости ООО «Вкус хлеба» 79
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

7009 оценка стоимости.docx

— 285.21 Кб (Скачать файл)

Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

Перечень покупателей  и заказчиков, а также поставщиков  сырья и материалов, различных  видов услуг и работ достаточно велик, что положительно характеризует предприятие, так как его продукция востребована (надлежащего качества и так далее, предприятие платежеспособно) и предприятие ищет новые пути сбыта, наиболее выгодные для дальнейшей деятельности предприятия и получения наибольшей прибыли.

Предприятиями – поставщиками (поставка сырья, необходимого для изготовления продукции, материалов, основных средств, различных видов услуг и работ, коммунальные услуги, услуги связи  и другое необходимое для бесперебойной  работы предприятия) являются: ГМЗ №3,СПК «Ждановичи», мелкооптовая база «Партизанская», ИП Соломатин, АЗС «Белнефтехим», ОАО «Мукомол», ИП «Суфу-дэ», ЦГиЭ «Московского района», РУП«Минскэнерго», ИП Бондаренко И.А., ИП Лишутин, ООО «Молком», ООО «Кока-кола», КУП«Хладокомбинат №1» и другие.

На предприятии ООО  «Вкус хлеба» имеется два специализированных автомобиля. Первый – развозит хлебобулочные изделия непосредственно в различные магазины, школы и дошкольные учреждения. Второй – распространяет продукцию на территории всего Минского района непрерывно в течение рабочего дня, также в частные магазины и различные учреждения.

2.2 Характеристика хлебопекарной отрасли города Минска

 

В 2011 году подведомственные предприятия Департамента хлебопродуктов г. Минска и Минской области обеспечили объемы производства товарной продукции в сопоставимых ценах на уровне 107,7 % при задании 107,2 %. Вместе с тем не удалось избежать падения объемов производства хлебобулочных изделий, произведено 336,2 тыс. т, или 96,7 % к уровню 2006 года, из них заварных хлебов 114,6 тыс. т (темп 99,8 %).

При общем падении объемов  производства хлебобулочных изделий  вырос спрос на булочные (темп 101,8 %), хлебобулочные изделия в упакованном  – 143,4 тыс. т (112,1 %), а также нарезанном и упакованном виде – 65,1 тыс. т (117,0 %), диетические и обогащенные  хлебобулочные изделия – 67 тыс. т (128,7 %).

КУП «Минскхлебпром» - второй по величине производитель хлебобулочной продукции в республике. В 2011 году предприятием произведено 128,3 тыс. т хлебобулочных изделий, что составило 21,8 % в общем объеме по республике (темп к 2010 году 95,8 %). Вместе с тем увеличилась выработка заварных хлебов и составила 39,3 тыс. т (темп 103,2 %), существенно возросло производство диетических и обогащенных изделий – 39,3 тыс. т (темп 136,1 %), а также хлебобулочных изделий в нарезанном виде – 10,3 тыс. т (темп 105,6 %).

Конкуренция среди производителей хлебобулочных и кондитерских изделий  нарастает из года в год. Каждое хлебопекарное  предприятие стремится расширить  рынки сбыта — как у себя в стране, так и за ее пределами. Так многие белорусские хлебопекарные  предприятия активно пробуют  свои силы в освоении близлежащих  приграничных рынков, ориентируясь на удовлетворение потребностей населения  в хлебопродуктах. В 2010 году организациями хлебопродуктов было создано два объекта за рубежом – СП ООО «РосБелПолоцкАгро» (г. Санкт-Петербург) и СП ООО «БорисовСмолПродукт» (г. Смоленск). Также разработана и внедряется специальная программа по развитию товаропроизводящей сети за рубежом, активно ведутся переговоры по сотрудничеству с объектами товаропроизводящей сети других министерств и ведомств [3, с. 8].

Ассортимент хлебопродуктов и мучных изделий, вырабатываемых в  республике, насчитывает около полутора тысяч видов. Ежегодно разрабатывается  более 670 видов хлебобулочных и 300 видов кондитерских изделий. Хлеб и  другие изделия вырабатываются из муки разных видов и сортов, по различной  рецептуре и с применением  разных технологических приемов. Разрабатываются  технологии производства хлебобулочных  и кондитерских изделий с использованием нетрадиционного сырья с целью  повышения пищевой ценности изделий  и придания им свойства лечебных и  профилактических продуктов [3, с. 10].

Подведомственные предприятия  Департамента в 2011 году разработано 459 новых видов хлебобулочных изделий, освоено в производстве 1123. КУП «Минскхлебпром» - разработано 138 наименований, внедрено 104; Белкоопсоюз – разработано и внедрено 199 новых видов. Связано это, в первую очередь, с ценообразованием, так как ежемесячно увеличивать стоимость большинства хлебобулочных изделий можно лишь на уровень доведенной инфляции – 0,5-0,6 %. При этом цены на сырье выросли по ряду позиций в несколько раз. [13.с 8]

Специализированные хлебопекарные  предприятия республики серьезным  образом нацелены на техническое  переоснащение и реконструкцию  своего производства. С 2010 года в соответствии с «Программой развития организаций хлебопродуктов на 2010 – 2015 годы» Департаментом по хлебопродуктам проведена реконструкция 8 технологических линий по производству хлебобулочных изделий и 5 участков по нарезке и упаковке хлебобулочных изделий, приготовлению заквасок и тестоприготовительных участков, установлено 99 новых менее энергоёмких печей.

В 2011 году структурными подразделениями КУП «Минскхлебпром» внедрено свыше 20 мероприятий по техническому перевооружению с экономическим эффектом 1606 млн. руб. [13, с. 8].

Анализ показателей валового объема производства хлебных изделий, а также потребления хлебной продукции в Республике Беларусь на душу населения за период с 1991 по 2011 года прослеживает их отрицательную динамику: производство сократилось на 62,8 %, а душевое потребление – на 52,1 % (Таблица 1.2, Таблица 1.3) [12].

 

Таблица 1.1 – Производство хлеба и хлебобулочных изделий (тыс. тонн)

 

Годы

2011г в % к 1991 г

2011 г в % к 2006 г

1991

2003

2004

2005

2006

2007

2011

   

Беларусь

770

707

689

691

661

639

589,5

37,2

89,2


 

Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

В 80-е - 90-е годы потребление  хлеба на душу населения составляло порядка 400 г, а в некоторых районах  доходило до 800 и даже 1,000 г. Сегодня  же картина абсолютно иная — порядка 166,6 г. В качестве исходной базы при  определении оптимального уровня собственного производства хлебопродуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или  медицинские нормы потребления (минимальный  вариант). Научно обоснованная норма  потребления хлеба в год для Республики Беларусь составляет 105 кг [12].

Таблица 1.3 – Потребление хлебной продукции на душу населения, кг

 

Годы

2011г в % к 1991 г

2011 г в % к 2006 г

2003

2004

2005

2006

2007

2011

 

 

 

 

Беларусь

98

97

100

95

94

60,8

47,9

64,0


Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

Эти процессы объясняются  несколькими причинами: во-первых, оптимизация  потребления хлеба, отказ от использования  его на корм животным как это имело  место в советские времена  в силу заниженной цены на хлеб, во-вторых, рост цен и невысокая покупательская способность населения отдельных  регионов и слоев населения приводит к ограничению потребления и  замене потребности другими продуктами.

Продукция хлебопекарной  промышленности является важной составной  частью внешней торговли. В 2011 году экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий составил 1,136 млн. $, или 117 % к уровню 2006 года. Продукция поставлялась в основном в прилегающие регионы России [13, с. 11].

В последние годы все большее  участие в финансировании хлебопекарных  предприятий принимают банки  республики, выдавая долгосрочные кредиты, а иногда и оборудование в лизинг. Снижение ставки рефинансирования до уровня 37% должно заинтересовать предприятия  отрасли и позволить им воспользоваться  условиями банков. Осуществляя реконструкцию  и обновление своих предприятий, хлебопеки стараются максимально  экономить и использовать собственные  ресурсы, так как это влияет в  конечном итоге на стоимость производственной продукции.[ 7;с7]

Основной причиной снижения объемов производства и загрузки мощностей является низкая конкурентоспособность  отдельных видов продукции по качеству, высокая цена по сравнению  с ценой продукции, импортируемой  из России (в особенности на кондитерские изделия), недостаточное использование  производственного потенциала, нерациональная организация розничной торговли, слабое развитие межрегиональных продовольственных  связей. [8, с. 34-35]

Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью  зависит от колебаний спроса и  предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью,- обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком  ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам. Потребление хлебобулочных изделий зависит от ряда факторов, основными из которых являются традиции и привычки покупателей, цена, уровень денежных доходов населения, взаимосвязь с потреблением других продуктов питания. Степень влияния каждого из этих фактов колеблется в зависимости от места расположения предприятия, состояния конкурентной среды, соотношения цен на определенные продукты питания и является важным критерием, формирующим величину объма производства и ассортимент хлебобулочных изделий. [7;с 6]

Государство жестко регулирует деятельность хлебопекарной промышленности: например, цены на муку для хлебопечения, рентабельность производства, распределяет дотации, сырьевые ресурсы. В результате хлебозаводы не имеют возможности и средств приобретать муку высших сортов импортного производства, отличающуюся высоким качеством, что в результате сказывается на качестве продукции.

Постановлением Министерства экономики устанавливаются предельные нормативы рентабельности при формировании отпускных цен (в % к себестоимости) на хлеб, хлебобулочные изделия, муку, диетическое питание.

Считаем, что расширение сферы регулируемых цен является угрозой свободе предпринимательства и частной собственности. Опыт регулирования цен в республике показал, что предприятия стараются:

сокращать производство товаров  с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;

завышать затраты по товарам  с регулируемыми ценами;

переносить затраты с  нерегулируемых товаров на регулируемые.

В республике принят ряд законодательных, нормативных, а также программных  документов, определивших политику в  области ценообразования на ближайшую  и долгосрочную перспективу. Прежде всего, это Закон РБ "О ценообразовании" и Концепция ценообразования, согласно которым в Беларуси взят курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с  сохранением в перспективе государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов  товаров и услуг [13].

Предприятия перерабатывающей промышленности должны быть ориентированы  на эффективное сочетание крупных  и средних предприятий. Это связано  с тем, что каждая из указанных  групп имеет свои преимущества и  недостатки. Так, крупная переработка  менее материалоёмка и затратоёмка, лучше приспособлена к использованию  достижений научно-технического прогресса, производится широкий ассортимент  продуктов. Крупные предприятия  имеют возможность создавать  отделы маркетинга. Основным недостатком  крупных перерабатывающих предприятий  является их статичность, то есть они  очень медленно реагируют на изменения, происходящие на рынке, из-за невозможности  в краткие сроки проводить  реконструкцию оборудования и переход  на другие виды продукции. Предприятия малой мощности, в свою очередь, не могут себе позволить ведение значительных маркетинговых исследований, проводить рекламные компании, но довольно быстро реагируют на изменение спроса, без большого ущерба перестраивают свое производство на новый вид продукции, не испытывают больших трудностей с обеспечением сырьем.

Решение проблем необходимо осуществлять, создавая условия для  комплексного развития организаций  мукомольно-крупяной, комбикормовой, хлебопекарной  и макаронной промышленности, хлебоприемных  предприятий.

Современное состояние хлебопекарной  промышленности в Республике Беларусь в целом и в Минске в частности характеризуется тенденцией снижения объемов производства. Основная причина – низкая конкурентоспособность отдельных видов продукции по качеству, высокая цена по сравнению с ценой продукции, импортируемой из России (в особенности на кондитерские изделия), слабое развитие межрегиональных продовольственных связей, производство продукции без учета требований рынка, нерациональная организация розничной торговли, недостаточное использование производственного потенциала,

Осуществление жесткого государственного регулирования цен при слабой демонополизации производства, медленной приватизации предприятий сдерживает развитие действительно рыночных отношений, ставит в сложное положение промышленность.

В связи с этим первостепенной целью должно быть укрепление позиций  предприятий на рынке. Для этого  необходимо расширять институциональную  базу рынка, развивать оптовую и  розничную торговлю, искать возможности  расширения и укрепления внешнеэкономических  связей, осуществить оптимизацию  и модернизацию производства, повысить качество и улучшить товарный вид  выпускаемой продукции, снизить  себестоимость продукции.

По опыту других стран, перспективным направлением совершенствования  взаимоотношений перерабатывающих предприятий с поставщиками сырья  является создание региональных зерновых ассоциаций, в которые входили  бы поставщики сырья, переработчики, снабженческо-сбытовые и другие организации. Сочетание  интересов всех участников интеграционных структур позволит:

объединить усилия входящих организаций для выполнения определенных функций;

расширить возможности внедрения  достижений научно-технического прогресса, внедрять безотходные и малоотходные технологии, повысить мотивацию труда;

обеспечить взаимные экономические  интересы участникам в получении  общего максимального конечного  результата в технологической цепи «производство – переработка - сбыт».[12; 49]

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на момент оценки в городе сложилась сравнительно благоприятная экономическая ситуация, которая ставит бизнес ООО «Вкус хлеба» в условия, когда темпы его дальнейшего развития полностью определяются его внутренним потенциалом и экономическим местом отрасли, в котором оно работает.

2.3 Анализ финансового состояния ООО «Вкус хлеба»

Информация о работе Оценка стоимости предприятия: состояние и перспективы развития (на примере «ООО «Вкус хлеба»)