Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена значением того, что концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.
Введение 6
1 Теоретические аспекты и методология оценки стоимости предприятия (бизнеса) в Республике Беларусь 9
1.1 Основные понятия и цели оценки бизнеса 9
1.2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия в Республике Беларусь 15
1.3 Основные методы оценки стоимости предприятия: достоинства и недостатки 20
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.2. Характеристика хлебопекарной отрасли города Минска 39
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Вкус хлеба» 44
3. Определение рыночной стоимости действующего предприятия ООО «Вкус хлеба» с целью продажи 55
3.1 Оценка стоимости земельного участка 55
3.2 Оценка стоимости зданий и сооружений 57
3.3 Оценка стоимости оборудования 65
3.4 Оценка стоимости нематериальных активов (товарного знака) 72
3.5 Оценка стоимости оборотных активов 76
3.6 Обобщение результатов и заключение о рыночной стоимости ООО «Вкус хлеба» 79
Заключение 80
Список использованных источников 83
Примечание: Источник: Собственная разработка
Перечень покупателей и заказчиков, а также поставщиков сырья и материалов, различных видов услуг и работ достаточно велик, что положительно характеризует предприятие, так как его продукция востребована (надлежащего качества и так далее, предприятие платежеспособно) и предприятие ищет новые пути сбыта, наиболее выгодные для дальнейшей деятельности предприятия и получения наибольшей прибыли.
Предприятиями – поставщиками (поставка сырья, необходимого для изготовления продукции, материалов, основных средств, различных видов услуг и работ, коммунальные услуги, услуги связи и другое необходимое для бесперебойной работы предприятия) являются: ГМЗ №3,СПК «Ждановичи», мелкооптовая база «Партизанская», ИП Соломатин, АЗС «Белнефтехим», ОАО «Мукомол», ИП «Суфу-дэ», ЦГиЭ «Московского района», РУП«Минскэнерго», ИП Бондаренко И.А., ИП Лишутин, ООО «Молком», ООО «Кока-кола», КУП«Хладокомбинат №1» и другие.
На предприятии ООО «Вкус хлеба» имеется два специализированных автомобиля. Первый – развозит хлебобулочные изделия непосредственно в различные магазины, школы и дошкольные учреждения. Второй – распространяет продукцию на территории всего Минского района непрерывно в течение рабочего дня, также в частные магазины и различные учреждения.
В 2011 году подведомственные предприятия Департамента хлебопродуктов г. Минска и Минской области обеспечили объемы производства товарной продукции в сопоставимых ценах на уровне 107,7 % при задании 107,2 %. Вместе с тем не удалось избежать падения объемов производства хлебобулочных изделий, произведено 336,2 тыс. т, или 96,7 % к уровню 2006 года, из них заварных хлебов 114,6 тыс. т (темп 99,8 %).
При общем падении объемов
производства хлебобулочных изделий
вырос спрос на булочные (темп 101,8
%), хлебобулочные изделия в
КУП «Минскхлебпром» - второй по величине производитель хлебобулочной продукции в республике. В 2011 году предприятием произведено 128,3 тыс. т хлебобулочных изделий, что составило 21,8 % в общем объеме по республике (темп к 2010 году 95,8 %). Вместе с тем увеличилась выработка заварных хлебов и составила 39,3 тыс. т (темп 103,2 %), существенно возросло производство диетических и обогащенных изделий – 39,3 тыс. т (темп 136,1 %), а также хлебобулочных изделий в нарезанном виде – 10,3 тыс. т (темп 105,6 %).
Конкуренция среди производителей
хлебобулочных и кондитерских изделий
нарастает из года в год. Каждое хлебопекарное
предприятие стремится
Ассортимент хлебопродуктов и мучных изделий, вырабатываемых в республике, насчитывает около полутора тысяч видов. Ежегодно разрабатывается более 670 видов хлебобулочных и 300 видов кондитерских изделий. Хлеб и другие изделия вырабатываются из муки разных видов и сортов, по различной рецептуре и с применением разных технологических приемов. Разрабатываются технологии производства хлебобулочных и кондитерских изделий с использованием нетрадиционного сырья с целью повышения пищевой ценности изделий и придания им свойства лечебных и профилактических продуктов [3, с. 10].
Подведомственные предприятия Департамента в 2011 году разработано 459 новых видов хлебобулочных изделий, освоено в производстве 1123. КУП «Минскхлебпром» - разработано 138 наименований, внедрено 104; Белкоопсоюз – разработано и внедрено 199 новых видов. Связано это, в первую очередь, с ценообразованием, так как ежемесячно увеличивать стоимость большинства хлебобулочных изделий можно лишь на уровень доведенной инфляции – 0,5-0,6 %. При этом цены на сырье выросли по ряду позиций в несколько раз. [13.с 8]
Специализированные
В 2011 году структурными подразделениями КУП «Минскхлебпром» внедрено свыше 20 мероприятий по техническому перевооружению с экономическим эффектом 1606 млн. руб. [13, с. 8].
Анализ показателей валового объема производства хлебных изделий, а также потребления хлебной продукции в Республике Беларусь на душу населения за период с 1991 по 2011 года прослеживает их отрицательную динамику: производство сократилось на 62,8 %, а душевое потребление – на 52,1 % (Таблица 1.2, Таблица 1.3) [12].
Таблица 1.1 – Производство хлеба и хлебобулочных изделий (тыс. тонн)
Годы |
2011г в % к 1991 г |
2011 г в % к 2006 г | |||||||
1991 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2011 |
|||
Беларусь |
770 |
707 |
689 |
691 |
661 |
639 |
589,5 |
37,2 |
89,2 |
Примечание: Источник: Собственная разработка
В 80-е - 90-е годы потребление хлеба на душу населения составляло порядка 400 г, а в некоторых районах доходило до 800 и даже 1,000 г. Сегодня же картина абсолютно иная — порядка 166,6 г. В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства хлебопродуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант). Научно обоснованная норма потребления хлеба в год для Республики Беларусь составляет 105 кг [12].
Таблица 1.3 – Потребление хлебной продукции на душу населения, кг
Годы |
2011г в % к 1991 г |
2011 г в % к 2006 г | ||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2011 |
|
| |
Беларусь |
98 |
97 |
100 |
95 |
94 |
60,8 |
47,9 |
64,0 |
Примечание: Источник: Собственная разработка
Эти процессы объясняются
несколькими причинами: во-первых, оптимизация
потребления хлеба, отказ от использования
его на корм животным как это имело
место в советские времена
в силу заниженной цены на хлеб, во-вторых,
рост цен и невысокая покупательская
способность населения
Продукция хлебопекарной промышленности является важной составной частью внешней торговли. В 2011 году экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий составил 1,136 млн. $, или 117 % к уровню 2006 года. Продукция поставлялась в основном в прилегающие регионы России [13, с. 11].
В последние годы все большее
участие в финансировании хлебопекарных
предприятий принимают банки
республики, выдавая долгосрочные кредиты,
а иногда и оборудование в лизинг.
Снижение ставки рефинансирования до
уровня 37% должно заинтересовать предприятия
отрасли и позволить им воспользоваться
условиями банков. Осуществляя реконструкцию
и обновление своих предприятий,
хлебопеки стараются
Основной причиной снижения
объемов производства и загрузки
мощностей является низкая конкурентоспособность
отдельных видов продукции по
качеству, высокая цена по сравнению
с ценой продукции, импортируемой
из России (в особенности на кондитерские
изделия), недостаточное использование
производственного потенциала, нерациональная
организация розничной
Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива
к рыночным изменениям и полностью
зависит от колебаний спроса и
предложения на этом рынке. Основная
задача, стоящая перед отраслью,-
обеспечение населения
Государство жестко регулирует деятельность хлебопекарной промышленности: например, цены на муку для хлебопечения, рентабельность производства, распределяет дотации, сырьевые ресурсы. В результате хлебозаводы не имеют возможности и средств приобретать муку высших сортов импортного производства, отличающуюся высоким качеством, что в результате сказывается на качестве продукции.
Постановлением Министерства
экономики устанавливаются
Считаем, что расширение сферы регулируемых цен является угрозой свободе предпринимательства и частной собственности. Опыт регулирования цен в республике показал, что предприятия стараются:
сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;
завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;
переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.
В республике принят ряд законодательных,
нормативных, а также программных
документов, определивших политику в
области ценообразования на ближайшую
и долгосрочную перспективу. Прежде
всего, это Закон РБ "О ценообразовании"
и Концепция ценообразования, согласно
которым в Беларуси взят курс на
совершенствование и расширение
рыночных механизмов ценообразования,
дальнейшую либерализацию цен с
сохранением в перспективе
Предприятия перерабатывающей
промышленности должны быть ориентированы
на эффективное сочетание крупных
и средних предприятий. Это связано
с тем, что каждая из указанных
групп имеет свои преимущества и
недостатки. Так, крупная переработка
менее материалоёмка и
Решение проблем необходимо осуществлять, создавая условия для комплексного развития организаций мукомольно-крупяной, комбикормовой, хлебопекарной и макаронной промышленности, хлебоприемных предприятий.
Современное состояние хлебопекарной промышленности в Республике Беларусь в целом и в Минске в частности характеризуется тенденцией снижения объемов производства. Основная причина – низкая конкурентоспособность отдельных видов продукции по качеству, высокая цена по сравнению с ценой продукции, импортируемой из России (в особенности на кондитерские изделия), слабое развитие межрегиональных продовольственных связей, производство продукции без учета требований рынка, нерациональная организация розничной торговли, недостаточное использование производственного потенциала,
Осуществление жесткого государственного регулирования цен при слабой демонополизации производства, медленной приватизации предприятий сдерживает развитие действительно рыночных отношений, ставит в сложное положение промышленность.
В связи с этим первостепенной целью должно быть укрепление позиций предприятий на рынке. Для этого необходимо расширять институциональную базу рынка, развивать оптовую и розничную торговлю, искать возможности расширения и укрепления внешнеэкономических связей, осуществить оптимизацию и модернизацию производства, повысить качество и улучшить товарный вид выпускаемой продукции, снизить себестоимость продукции.
По опыту других стран,
перспективным направлением совершенствования
взаимоотношений
объединить усилия входящих организаций для выполнения определенных функций;
расширить возможности внедрения достижений научно-технического прогресса, внедрять безотходные и малоотходные технологии, повысить мотивацию труда;
обеспечить взаимные экономические интересы участникам в получении общего максимального конечного результата в технологической цепи «производство – переработка - сбыт».[12; 49]
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на момент оценки в городе сложилась сравнительно благоприятная экономическая ситуация, которая ставит бизнес ООО «Вкус хлеба» в условия, когда темпы его дальнейшего развития полностью определяются его внутренним потенциалом и экономическим местом отрасли, в котором оно работает.