Оценка стоимости предприятия: состояние и перспективы развития (на примере «ООО «Вкус хлеба»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена значением того, что концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические аспекты и методология оценки стоимости предприятия (бизнеса) в Республике Беларусь 9
1.1 Основные понятия и цели оценки бизнеса 9
1.2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия в Республике Беларусь 15
1.3 Основные методы оценки стоимости предприятия: достоинства и недостатки 20
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вкус хлеба» 36
2.2. Характеристика хлебопекарной отрасли города Минска 39
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Вкус хлеба» 44
3. Определение рыночной стоимости действующего предприятия ООО «Вкус хлеба» с целью продажи 55
3.1 Оценка стоимости земельного участка 55
3.2 Оценка стоимости зданий и сооружений 57
3.3 Оценка стоимости оборудования 65
3.4 Оценка стоимости нематериальных активов (товарного знака) 72
3.5 Оценка стоимости оборотных активов 76
3.6 Обобщение результатов и заключение о рыночной стоимости ООО «Вкус хлеба» 79
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

7009 оценка стоимости.docx

— 285.21 Кб (Скачать файл)

 

Финансовое состояние - важнейшая  характеристика экономической деятельности  предприятия.  Оно определяет конкурентоспособность  предприятия, его потенциал в  деловом сотрудничестве, оценивает  в какой степени гарантированы  экономические интересы самого предприятия  и его партнеров по финансовым и другим интересам.

Финансовое состояние - это  совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование  финансовых ресурсов.

Анализ финансового состояния  предприятия является базой, основной отправной точкой для определения  стоимости предприятия, и в частности  действующего предприятия.

Финансовый анализ включает в себя следующие процедуры:

анализ баланса;

анализ отчета о финансовых результатах;

расчет финансовых показателей (коэффициентов).

При проведении финансового  анализа использовались данные бухгалтерской  отчетности ООО «Вкус хлеба» приведенные в Приложениях 1,2.

Финансовое состояние  предприятия является главным критерием  для банков при решении вопроса  о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном  решении этого вопроса – под  какие проценты и на какой срок.

Показатели финансового  состояния должны быть такими, чтобы  все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли  получить ответ на вопрос, насколько  надежно предприятие как партнер  в этих отношениях, а, следовательно, принять решение об   экономической  выгодности продолжения с ним  отношений. Условием хорошего финансового  состояния являются налаженные деловые  отношения с партнерами. С другой стороны, от хорошего или плохого  финансового состояния   предприятия   зависит   степень   его   экономической привлекательности  для акционеров, поставщиков, банков и т.д., имеющих возможность    выбора между данным предприятием и  другими предприятиями, способными удовлетворить тот же их экономический  интерес. Следовательно, от улучшения  финансового состояния предприятия  зависят его экономические перспективы.

Платежеспособность - это готовность предприятия погасить долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия. Речь идет лишь о краткосрочных заемных средствах. Платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно выше размера задолженности.

Платежеспособность - это  наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойного осуществления  процесса   производства и реализации продукции.

Коэффициент общей платежеспособности    определяет долю собственного капитала в имуществе предприятия. Предприятие считается финансово устойчивым, если этот коэффициент больше 0,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может реально погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Это показатель характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.

Коэффициент текущей   ликвидности - показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. На стабильно работающем предприятии он должен быть равен или больше 2.

Платежеспособность предприятия  интересует также его партнеров  по договорным отношениям.   Партнерам  важна не только   способность  предприятия возвращать заемные  средства, но и его финансовая устойчивость, т.е. финансовая независимость предприятия, способность маневрировать  собственными  средствами,  достаточная  финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют состояние и структуру  активов предприятия и обеспеченность их источниками покрытия (пассивами). Их можно разделить на две группы: показатели, определяющие состояние  оборотных средств и показатели, определяющие состояние основных средств.

Состояние оборотных средств  отражается в следующих показателях:

обеспеченность  материальных  запасов  собственными  оборотными средствами и коэффициент маневренности  собственных средств.

Коэффициент маневренности - показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную, мобильную часть активов. Он показывает насколько мобильны собственные   источники средств предприятия и рассчитывается делением собственных средств на все источники собственных средств предприятия. Уровень коэффициента маневренности зависит от характера деятельности предприятия. С финансовой точки зрения, чем выше коэффициент маневренности, тем лучше финансовое состояние предприятия.

Еще два показателя отражают степень финансовой независимости  предприятия в целом: коэффициент  автономии и коэффициент соотношения  заемных и собственных средств.

Коэффициент автономии— соизмеряет собственный и заемный капитал. Для финансово устойчивого предприятия этот коэффициент больше 1.

Несмотря на большое количество измерителей, все они не только с  разных сторон характеризуют финансовую устойчивость предприятия, но и могут  быть систематизированы.

Обеспеченность материальных запасов  собственными оборотными средствами - это частное от деления собственных  оборотных средств на величину материальных запасов, т.е. показатель того, в какой  мере материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в  привлечении заемных.

Оценка финансовой устойчивости предприятия была бы односторонней, если бы ее единственным критерием  была мобильность соответствующих  средств. Не меньше значение имеет финансовая оценка производственного потенциала предприятия, его основных средств.

Индекс постоянного актива   - коэффициент отношения основных средств и внеоборотных активов  к собственным средствам, или  доля основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных  средств.

Коэффициент соотношения заемных   и собственных средств - результат деления величины заемных средств на величину собственных. Он наиболее четко отражает степень зависимости предприятия от заемных средств. Он показывает, каких средств у предприятия больше - заемных или собственных. Так, увеличение доли собственных средств за счет любого из источников способствует усилению финансовой устойчивости организации.

Каждый      коэффициент   финансовой   устойчивости   имеет самостоятельное значение, и в конкретной ситуации предприятию  могут быть необходимы не все, а лишь некоторые из них. Например, при привлечении  заемных средств - коэффициент соотношения  заемных и собственных средств; при появлении нового партнера –  коэффициент реальной стоимости  имущества у партнера.

Показатели,   определяющие   инвестиционную   привлекательность  предприятия для акционеров.   

Инвестиционная привлекательность  предприятия, т.е. ответ на вопрос о  целесообразности вложения средств  в данное предприятие зависит  от всех показателей, характеризующих  финансовое состояние. Однако, если сузить проблему, инвесторов непосредственно  интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и  уровень дивидендов.

Рентабельность капитала. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня зависит при прочих равных условиях размер дивидендов на акцию. Определяется как процентное отношение балансовой прибыли к стоимости активов данного предприятия (балансовая прибыль) сопоставляется с имеющимися у предприятия основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов предприятие будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности.

Объем реализации - показатель, напрямую связан со стоимость активов, он складывается из натурального объема и цен реализованной продукции, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимость имущества предприятия.

С точки зрения инвестиционной привлекательности важен показатель - соотношение чистой прибыли и  общей стоимости активов предприятия.

Наряду с анализом структуры  активов, для оценки финансового  состояния необходим анализ структуры  пассивов, т.е. источников собственных  и заемных средств, вложенных  в имущество. При этом важно, куда вкладываются собственные и заемные  средства - в основное производство и другие внеоборотные активы или  в мобильные оборотные средства. Хотя с финансовой точки зрения повышение  доли оборотных средств в имуществе  всегда благоприятно для предприятия, это означает, что все источники  должны направляться на рост оборотных  средств.

Инвестор предпочтет предприятие, у которого самая высокая доля собственных средств и почти  самая высокая доля собственных  оборотных средств. В составе  заемных средств не только кредиторская задолженность, но и кредиты банков в т.ч. значительная часть - долгосрочные. Это свидетельствует о доверии  банков предприятию.

Анализ эффективности  использования имущества. Эффективность  использования имущества - один из важнейших  критериев для решения вопроса  о целесообразности вложения средств  в данное предприятия. Под эффективностью подразумевается, прежде всего, величина, производная от двух других показателей: оборачиваемости активов (которые  называют еще отдачей активов) и  рентабельности реализации. Один из   способов повышения рентабельности активов - снижение стоимости самих  активов, например, избавиться от излишних материальных запасов, дебиторской  задолженности, а также внеоборотных активов.

Для потенциальных инвесторов одним из важных показателей является стоимость чистых активов в расчете  на акцию. Чистые активы - это активы предприятия за вычетом его обязательств. Этот показатель измеряет уровень обеспеченности акций активами предприятия. В случае ликвидации предприятия именно столько  получат держатели обыкновенных акций на каждую свою акцию.

Для анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия был представлен  баланс предприятия на начало 2012 года и на конец 2012 года (см. Приложение 1, Бухгалтерский баланс, ф.1)

Анализ данных бухгалтерской  отчетности на основе горизонтального  и вертикального анализа.

В ходе горизонтального анализа  определяются абсолютные и относительные  изменения величин различных  статей баланса за анализируемый   период.   Цель вертикального анализа  – вычисление удельного веса отдельных  статей в итог баланса, т.е. определение  структуры активов и пассивов на определенную дату.

Для проведения анализа составляется уплотненный аналитический баланс, представленный в таблице 1.

Таблица 1.3 - Сравнительный аналитический баланс, тыс. руб.

Наименова- ние статей

Абсолютные величины (руб.)

Относительные величины, %

 

На нача- ло года

На конец года

Измене ние (+ -)

На начало года

На конец года

Изменение(+.)

АКТИВ

1. Внеобортные активы Нематериальные активы

58825

58825

0

6,2

5,55

-0.65

Основные средства

550812

550812

0

58,0

51,8

-6,2

ИТОГО по разделу 1

609637

609637

0

64,2

57,35

-6,85

2. Оборотные активы Запасы

16055

187992

+134018

1,69

17,68

+15,91

Медленно реализуемые активы

16055

187992

+134018

1,69

17,68

+15,91

Дебиторская задолженность (платежи до 12 мес)

320140

254751

-65389

33,71

23,96

-9,75

Денежные средства

3618

10784

+7166

0,4

1,01

+0,61

Наиболее ликвидные активы

3618

10784

5 +7166

6 0,4

7 1,01

8 +0,61

ИТОГО по разделу II Стоимость имущества 

339813 949450

453527 1063164

113714

35,80

42,65

+6,85

     

113714

100

100

-

 ПАССИВ

 

 

 

 

Ш. Капитал и резервы Уставный капитал 

16000

16000

 

 

1,68

1,5

-0,18

Нераспределенная прибыль 

-3467

363738

360271

0,36

34,21

+33,85

Итого по разделу III

12533

379738

367205

1,32

35,71

+34,39

Краткосрочные обязательства Заемные  средства

250000

0

-250000

26,33

-

-26,33

Кредиторская задолженность 

686917

683426

-3491

72,34

64,28

-8,06

Краткосрочные пассивы 

250000

0

-250000

26,33

0

-26,33

Итого по разделу IV

936917

683426

-253491

98,67

64,28

-34,39

Всего заемных средств 

936917

683426

-253491

98,67

64,28

-34,39

Итог баланса 

949450

1063164

113714

100

100

-


Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

В целом анализ баланса  показывает что:

-валюта баланса увеличилась  на конец года по сравнению  с началом;

-темпы роста оборотных  активов выше, чем темпы прироста  внеоборотных активов;

-заемные средства уменьшились,  что показывает статья «Заемные  средства», при этом кредиторская  задолженность почти не изменилась, тем самым предприятию удалось  беспроцентно прокредитоваться  у своих поставщиков;

-однако, несмотря на значительный  рост собственного капитала почти  на 35% по сравнению с началом  года, заемный капитал превышает  собственный.

 

Проведем сопоставимый анализ расчетных показателей ликвидности  предприятия на конец 2012 года на основании таблицы 1.4 по активу и пассиву.                                                

Таблица 1.4 - Расчет показателей ликвидности баланса ООО «Вкус хлеба»

 

АКТИВ

На  начало года

На  конец года

ПАССИВ 

На 

начало года

На  конец года

Платежный излишек или недостаток (+ -)

           

На  начало года

На  конец года

1

3

4

5

7

8

9=3-7

10=4-8

Наиболее  Ликвид ные активы (А1)

3318

10784

Наиболее  срочные Обязательства(П1)

686917

683426

-683599

-672642

Быстрореализуемые активы (А2)

320140

254751

Краткосрочные пассивы (П2)

250000

0

+70140

+254751

Медленно  реализуемые активы (АЗ)

16055

187992

Долгос  рочные пассивы (ПЗ)

0

0

+16055

+187992

Труднореализ  уемые активы (А4)

609637

609637

Постоян ные пассивы (П4)

12533

379738

+59710 4

+229899

БАЛАНС 

949450

1063164

БАЛАНС 

949450

1063164

 

 

 

Примечание: Источник: Собственная  разработка

 

Как уже отмечалось, анализ ликвидности баланса возникает  в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности предприятия, т.е. способности своевременно и  полностью рассчитываться по всем своим  обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения  которых в деньги соответствует  сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности заключается в сравнении  средств по активу, сгруппированных  по степени их ликвидности и расположенных  в порядке убывания ликвидности  с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия: состояние и перспективы развития (на примере «ООО «Вкус хлеба»)