Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
социальные связи и установки экономического поведения акторов,
постепенно нейтрализуя внедряемые формально нормы и правила,
скопированные с западных образцов. Это отразилось на специфике
использования контрактных отношений в начале переходного перио-
да, в частности, механизмов бартера, товарных чеков, взаиморасчетов
и других неденежных трансакций. По мнению многих исследовате-
лей, здесь проявился эффект
сохранившихся установок
условиях неопределенности рынка высокая роль в экономике меж-
личностных связей стимулировала агентов к созданию социальных
сетей для обеспечения гарантий обмена и снижения трансакционных
издержек. Как правильно указывает Д. Норт, «источником правил
является общество, далее они опускаются на уровень прав собствен-
ности и затем на уровень индивидуальных контрактов» (153, с. 74). В
результате применения таких контрактных схем на начальном этапе
рынка возникает эффект монополизма, поэтому действие механизма
конкуренции, который должен способствовать исключению неэффек-
тивных институтов, становится ограниченным, что приводит к блоки-
ровке дальнейших новаций рынка. Одни социальные группы исполь-
зовали преимущества, унаследованные от предыдущего этапа разви-
тия социума, а другие социальные группы не имели возможности
32
применить подобные модели и оказались оттеснены от процесса ре-
форм. Возник эффект «олигархии» и понадобились жесткие меры ад-
министративного контроля для его нейтрализации. Однако эти меры
только закрепили действие неэффективных структур в экономике,
возникших на начальном этапе рынка.
В отличие от стран Запада, в России на протяжении трехсот лет
сохранялась крепостная система. При самодержавном правлении и
отсутствии институтов противодействия ему превалирование системы
личной власти феодала, чиновника над властью закона препятствова-
ло формированию прогрессивных трудовых отношений, основанных
на обезличенности социальных отношений и высокой значимости
профессиональных качеств работников. В советский период методы
правовой закрепощенности
в форме жесткой
ламентации и ограничения свободы личности были воссозданы и за-
креплены в колхозах и на советских предприятиях. Регуляция каналов
социальной мобильности осуществлялась системой номенклатуры,
которая наследовала от прошлого исторического этапа развития стра-
ны властные привилегии, присущие правящему классу. В переходный
период в условиях хаоса и нестабильности преимущества, унаследо-
ванные от советского периода такими социальными группами, были
использованы ими для закрепления на рынке. Возник эффект олигар-
хии и инновационные группы оказались оттеснены от процесса ре-
форм. Это еще раз подтверждает нашу точку зрения, что в период
формирования инновационных институтов, когда информация о воз-
можностях взаимодействия акторов ограничена и трансакционные
издержки велики, выбор делается акторами на основе сформирован-
ных исторически ментальных конструкций, где огромную роль начи-
нает играть инерция. Как пишет Д. Норт, «до тех пор, пока рынки,
сложившиеся на основе этих тенденций развития сохраняют конку-
рентный характер и хотя бы примерно соответствуют модели нулевых
трансакционных издержек, данные долгосрочные тенденции можно
считать эффективными. Но если рынки несовершенны, обратная связь
в лучшем случае фрагментарна, а трансакционные издержки высоки,
то направление развития
будет формироваться
лями игроков, модифицированной идеологией и очень несовершен-
ной обратной связью. Тогда
возникает и укрепляется
развития и устойчивость неэффективного характера экономики, а вы-
33
бор, который делают игроки, определяется их исторически сформи-
ровавшимся мировоззрением» (153, с. 171). В частности, он приводит
пример Индии, где «рациональные индивиды вынуждены соглашать-
ся с сохранением кастовой системы» и использовать ее в своих инте-
ресах, для того «чтобы не подвергнуться остракизму» (цит. по: 261,
с. 14).
Как объясняет далее Д. Норт, «институты сформированы в ходе
исторического развития и это ограничивает для акторов область дей-
ствий, открытую рынком, поэтому они производят результаты, от-
личные от тех, которые прогнозируются исследователями, придержи-
вающимися теории рационального выбора» (153, с. 43). Резкие эко-
номические инновации, быстрая смена легальных систем власти и
собственности создают противоречия между существующими в на-
циональной культуре социальными нормами и ценностями и норма-
тивными правилами и регламентациями в экономике. И далее умест-
но, на наш взгляд, процитировать Д. Норта: «Объяснение того, как и
почему происходят инкременные (продолжающиеся) изменения и
почему даже дискретные изменения (такие, как революции и завоева-
ния) никогда не являются абсолютно дискретными, состоит в укоре-
ненности неформальных ограничений в обществе. Хотя формальные
правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических
или юридических изменений, неформальные ограничения, воплощен-
ные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее вос-
приимчивы к сознательным человеческим усилиям. Эти культурные
ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим,
но и дают ключ к пониманию пути исторического развития» (153,
с. 57). То есть традиционные практики и институты, сформированные
на протяжении всего исторического пути эволюции социума, дейст-
вуют как культурные ограничения инноваций. При резких переменах
у акторов возникает
информации о рынке или ее асимметричностью по сравнению со
сформированными ранее ориентациями и практиками. Поэтому акто-
ры, исчисляя возможные издержки,
как считают представители
го институционализма, могут действовать оппортунистично. Это, в
свою очередь, означает, что стратегии действий различных акторов,
осуществляющих постоянное отслеживание возникающих различных
34
трансакционных издержек, применительно к разным общностям мо-
гут иметь различные последствия. Поэтому распространенное пред-
ставление о рациональности их действий является ограниченным и не
подходит для оценки результатов уже проведенных реформ и прогно-
за их развития в дальнейшем в различных странах. Для снижения воз-
никающих в условиях неопределенности рынка и непредсказуемых
рисков высоких трансакционных издержек используется апробиро-
ванный в прошлом опыт взаимодействия агентов, что отражается на
специфике контрактов. Поэтому основная задача исследователя, в чем
мы согласны с Д. Нортом, состоит в том, чтобы выяснить, как дея-
тельность традиционных институтов «отражается на затратных функ-
циях экономической системы», т. е. способствует снижению трансак-
ционных и трансформационных издержек.
Институциональный анализ в экономике. В неоклассической
теории экономические процессы рассматриваются сквозь призму об-
щего равновесия и идея его восстановления между различными их
элементами является базовым методологическим принципом. При
таком ситуационном подходе трудно найти закономерности развития
отдельных социальных систем и прогнозировать их. В новой инсти-
туциональной теории, напротив, общественный организм и экономи-
ческая система как его часть рассматриваются в движении, ставится
задача выяснения движущих сил и источников, долговременных тен-
денций и перспектив изменения социальных систем, разрабатывается
__________общая концепция эволюции отдельных обществ и экономик.
Рассмотрим процессы эволюции экономических систем с точки
зрения методологии
Здесь система общественного производства разделяется на два само-
стоятельных объекта: это «технологии» – достигнутый уровень разви-
тия системы рабочих мест, воплощенный в качестве используемых
технологий, предметов, условий труда и квалификации работников; и
«институты» – реальные формы организации поведения экономиче-
ских субъектов, сложившиеся в данном обществе, т. е. отношения,
нормы, правила, формы организации и управления, регламентирую-
щие поведение субъектов в экономике. Постоянное взаимодействие
между технологиями и институтами лежит в основе развития любого
общества. На примере конкурентной модели экономистами – привер-
35
женцами теории рационального выбора доказывается, что существует
прямая связь между взаимозависимым изменением технологий (инно-
ваций) и институтов (организаций). Если бы это происходило в ре-
альности, то в любых обществах вслед за обновлением технологий
немедленно бы изменялись ценовые критерии производства различ-
ных видов продуктов, что сказалось бы на предпочтениях акторов и
индуцировало бы в этих соообществах реструктуризацию экономиче-
ских институтов (организаций) для эффективной адаптации к новым
условиям. И, если придерживаться этой теории, напротив, обновление
экономических институтов (организаций) в отдельных сообществах,
например в аграрном сообществе России, повлекло бы за собой изме-
нение системы стимулов в освоении технических новаций, что, в
свою очередь, вызвало
бы технологический бум и
связанных с ним институтов (организаций).
Технологии (инновации), как показал опыт стран Юго-Восточной
Азии, вызвали взрывной эффект потенциала развития экономики
третьих стран. И экономисты – сторонники теории рационального
выбора обычно приводят этот пример для обоснования утверждения,
кажущегося, на первый взгляд, бесспорным, о том, что существую-
щие различия в качестве
жизни отдельных стран
рением современных технологий (инноваций). Но Норт считает, что
из анализа упущен ответ на вопрос, «почему же потенциал» отдель-
ных стран, например, России, «реализуется не полностью. И почему
образовалась такая огромная пропасть между богатыми и бедными
странами, если технологии в своей массе доступны всем». Эта «про-
пасть», которая, как он считает, существует в реальности, имеет «па-
раллель в виде пропасти в теориях и моделях, разрабатываемых эко-
номистами» (153, с. 170) – сторонниками неолиберальных реформ.
Они критически относились к историческому наследию и не уделяли
достаточного внимания вопросам анализа институтов (практик) и
предпочтений акторов, унаследованных ими с предшествующего пе-
риода развития социальных систем.
Примером этому является
известная концепция
роста, которая была положена в основу трансформации экономики