Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
действия на перспективы развития систем, учитывая опыт, накоплен-
ный в ходе предыдущих этапов развития, отраженный в традициях и
национальной культуре, выявлении движущих сил и факторов разви-
тия основных тенденций общественной эволюции.
Социальные нормы и ценности, накладывающие ограничения на
поведение индивида в экономической сфере, являются предметом
рассмотрения экономической социологии. Поведенческие навыки и
экономические отношения, формирующиеся на всем пути историче-
ского развития различных народов и отраженные в особенностях на-
циональной культуры, изучаются в социальной антропологии. Здесь
методы экономического анализа вплотную смыкаются с социологиче-
скими методами и методами исследования социальной антропологии.
В экономических методах нет анализа исторических закономерностей
социально-экономических процессов, происходящих в различных
странах, в социологических – отсутствует сравнительный анализ сти-
мулов, предпочтений и действий акторов в сформированных истори-
чески различных обществах, в социальной антропологии нет анализа
влияния особенностей мотиваций экономического поведения индиви-
дов, принадлежащих к различным сообществам, на ход реформ.
Методология институционального анализа позволяет свести во-
едино результаты, достигнутые в этих науках, и создать целостную
концепцию развития отдельных обществ и экономик.
Институциональный анализ в социологии. В теории рацио-
нального действия и функциональных расчетов со времен Т. Парсон-
са и его последователей в России социологов Т. И. Заславской (см.:
69) и В. Радаева (см.: 185) трансформации в сообществах являются
результатом взаимодействия различных социальных групп, имеющих
свои интересы в выборе
различных направлений
следующем изменении правил игры на рынке. Для реализации своих
интересов акторы стремятся максимизировать свое поведение. В
странах Запада, где функционирование институтов рынка уже приоб-
рело инерционный характер, акторы осуществляют свой выбор в ус-
ловиях равновесности рынков и стабильности предпочтений. Напро-
тив, в России в условиях переходного периода акторы осуществляют
свой выбор совершенно в другой среде: непредсказуемости и неопре-
28
деленности рынка, предпочтений и поведения индивидов, меняющих-
ся в зависимости от изменения конъюнктуры. Резкая смена институ-
тов и правил игры на рынке приводит к возрастанию неопределенно-
сти и высоким рискам заключения контрактов. Поэтому различные
акторы ведут себя не «функционально», т. е. с точки зрения интересов
социальной группы, к которой они принадлежат, а рационально, с
точки зрения личных интересов, как индивиды (оппортунистично),
используя для страховки опыт, хорошо апробированный на предыду-
щем этапе развития. В условиях стремительных новаций рынка для
поддержания личных подсобных хозяйств, социальной сферы села,
неимущих и пенсионеров крестьяне использовали опыт, приобретен-
ный ими в советский период, в виде взаимодействия личных подсоб-
ных хозяйств и колхозов, переименованных в АО, но теперь уже на
основе натурального обмена продукцией. Это обеспечило минимиза-
цию рисков возникшего хаоса и неопределенности хозяйственной
среды и дало возможность сельскому социуму выжить в условиях
рыночных новаций.
Наблюдаемые реалии в точности подтверждают положения ци-
тируемого нами Д. Норта, который указывает, что «даже когда инсти-
туты не соответствуют спросу, заданному в регламентируемых пра-
вилах» внедряемых инноваций, «они могут настойчиво появляться»,
так как «выигрыш от их внедрения перевешивает цену их изменения»
(цит. по: 261, с. 25). В результате минимизации издержек и рисков в
России в начале переходного периода возникли специфические фор-
мы патриархальных контрактных отношений, что приводит к блоки-
ровке дальнейших новаций рынка.
Как отмечают представители социальной антропологии, при рез-
ком переходе социальных систем из одного качественного состояния
в другое наибольшей стабильностью обладают поведенческие моде-
ли, встроенные в структуру
базовых экономических
сти и собственности, уже сформированных на протяжении всего хода
исторического развития этноса. И в России эти модели, как показыва-
ет опыт истории, разительно отличаются от стран Запада.
И здесь мы вновь вынуждены повторить тезис, приведенный на-
ми в предыдущем параграфе, потому что считаем его очень важным
для анализа трансформации аграрных сообществ России. Изначально
в основе всех аграрных реформ в России лежало стремление крестьян
29
к земле и воле. Однако все революционные инновации, проделанные
ценой огромных жертв и
потерь, достигали прямо
результата. После реформ Столыпина, направленных на разрушение
сельской общины, произошла Октябрьская революция, после револю-
ции – раскулачивание, коллективизация и в сталинский период пол-
ное закабаление крестьян в колхозах, восстановивших вновь все ос-
новные черты русской сельской общины. После реорганизации кол-
хозов и совхозов – фермеризация, приватизация земли и вновь еще
более жесткое административное и экономическое закабаление кре-
стьян в колхозах, переименованных в АО. Как правильно указывает
Д. Норт, «устойчивость институтов определяет каналы, русло, “исто-
рический коридор” эволюции конкретных обществ» (262, с. 57) и за-
дает общее направление траектории социальных изменений.
В настоящее время в гуманитарных науках постепенно происхо-
дит пересмотр сложившихся ранее взглядов и положений. Возникают
новые идеи и концепции, которые
развивают теоретические
ния институционализма. В результате произошло размежевание
взглядов «старых» институционалистов, придерживающихся теорий
рационального действия и функциональных расчетов – Т. Парсонса и
К. Селзника, Williamson, и «новых», исследующих альтернативные
модели в развитии институтов – Д. Норта, Д. Коулза, W. Powell и
J. DiMaggio, Akerlof. Новые институционалисты анализируют воз-
никшие аномии в развитии институтов и организаций на основе ис-
пользования современных теорий, принятых в различных гумани-
тарных науках. Они скептично относятся к исследованиям, атоми-
зирующим социальные процессы. Общество есть целостный орга-
низм, и изменения, происходящие в экономической сфере, составля-
ют неотъемлемую часть эволюции социальных систем, составной ча-
стью которых являются институты (практики) взаимодействия инди-
видов в сфере экономических соглашений. Представители нового на-
правления институционализма в западной социологии W. Powell и
J. DiMaggio справедливо, на наш взгляд, критикуя уже устаревшие
социологические теории, отмечают, что анализ групповых конфлик-
тов и социально-политических стратегий, необходимых для их реали-
зации, был актуален на стадии формирования государств, более
300 лет назад, когда
их трансформация была
ствия интересов различных общественно-политических сил, заинте-
30
ресованных в различных направлениях преобразований. Но позже,
когда инновационные структуры зарождаются в недрах государств,
где развитие экономических структур и институтов имеет уже много-
вековую историю, инерционный ход их модернизации оказывает ог-
ромное влияние на выбор направлений и скорость происходящих
преобразований. Формирование инновационных структур происходит
на основе организаций, уже существующих в рамках институцио-
нальной структуры, присущей данному обществу и институциональ-
ные решения будут зависеть от соотношения сил агентов – социаль-
ных структур, преобладающих в период, предшествующий преобра-
зованиям. Как правильно отмечает Д. Норт, «поскольку соотношение
сил социальных групп в одном обществе отличается от другого обще-
ства, то в каждом обществе возникнет своя специфическая реакция.
Более того, ввиду различий в предшествующем опыте акторов и несо-
вершенной обратной связи между последствиями действий акторов и
самими акторами в период преобразований, в сознании акторов сло-
жатся различные субъективные модели, и они будут принимать раз-
личные __________решения. Поэтому в подобных случаях предельная институ-
циональная адаптация не ведет к конвергенции» (153, с. 170). И далее
Норт демонстрирует, что для стран Латинской Америки заимствова-
ние в ХIХ в. конституции и элементов прав собственности, уже давно
действующих в США и других странах Запада и инновационных для
стран Латинской Америки, привело к совершенно другим результа-
там, в корне отличающимся от предполагаемых в начале реформ.
W. Powell подчеркивает, в чем мы совершенно с ним согласны,
что «институты могут настойчиво появляться даже тогда, когда они
служат не только одним интересам» социальных групп, стремящихся
к контролю над преобразованиями. Индивиды стараются максимизи-
ровать свое поведение через порядок устойчивых и последовательных
предпочтений, как это и следует из стандартных положений экономи-
ческой теории. Но в своей деятельности они постоянно сталкиваются
с ограничениями, несовершенством информации и трудностями в мо-
ниторинге и проведении соглашений. Они вынуждены осуществлять
калькуляцию трансакционных издержек (как издержек переговоров,
исполнения и проведения соглашений). Появляются институты, ис-
пользование которых в этих обстоятельствах дает прибыль больше,
чем возникающие издержки неопределенности контрактов. В совре-
31
менных условиях, пишет W. Powell, «когда информация дорого стоит,
некоторые индивиды, желая сэкономить на трансакционных издерж-
ках, ведут себя оппортунистично» и «принципы рациональности
ограничиваются». В поддержку его взглядов свидетельствует и широ-
ко распространенное мнение зарубежных исследователей о том, что
наиболее подготовленными к рыночным преобразованиям в России
оказались руководители предприятий (так называемая номенклатура),
что, на наш взгляд, не случайно. В предшествующий период в эконо-
мике ими уже были отработаны механизмы жесткого административ-
ного и социального контроля для обеспечения стабильности контрак-
тов и схемы социальной организации субъектов. В обстоятельствах,
когда стремительное внедрение рынка обеспечило легальность ранее
теневых сделок и сняло существовавшие ограничения и контроль за
соблюдением их законности, эти механизмы просто вышли из тени и
социальные группы, имеющие больший доступ к контролю над эко-
номикой, стали их использовать. В экономике России начали дейст-
вовать апробированные на прошлом этапе развития неформальные