Опыт сравнительного анализа аграрных сообществ Бурятии (Россия), России и других стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.

Файлы: 1 файл

Манзанова.docx

— 383.62 Кб (Скачать файл)

стран России и СНГ. В соответствии с ней изменение внешних пара-

метров среды, т. е. их эндогенных (инновационных) переменных, ав-

36

томатически должно привести к изменению ее внутренних парамет-

ров, т. е. экзогенных (традиционных) характеристик их функциониро-

вания. Инновации, разработанные  по методике Всемирного банка,

должны были заложить фундамент  для формирования рыночных

структур в аграрной сфере, а конкуренция – создать стимулы  к до-

стижению автоматического  равновесия между различными элемента-

ми организационных структур аграрного рынка. Однако, как уже  по-

казал опыт трансформационных  процессов в странах России и  СНГ, в

условиях неопределенности рынка, отсутствии информации и хаоса

деятельность субъектов  в этих странах была, с точки  зрения рыноч-

ных критериев, не всегда рациональной (258, с. 12).

В подтверждение правильности упомянутой выше теории эконо-

мисты обычно приводят эволюцию взаимосвязанного изменения ин-

ститутов рынка, технологий и политических институтов управления

государством, происходящего  на протяжении длительного историче-

ского периода в странах  Запада. Однако еще в работах классика со-

циологии Вебера мы видим, как по мере развития промышленных

мануфактур и торговых компаний, становления институтов рынка,

внедрения инноваций в  сфере организации, управления и  стимулиро-

вания труда, развития процессов  урбанизации и изменения политиче-

ских институтов управления государством в течение трехсотлетнего

периода в этих странах  постепенно шло изменение мотивации  труда и

ценностных ориентаций работников, что, в свою очередь, вызывало

модернизацию технологий, углубление процессов разделения и  про-

фессионализации труда и  формирование отраслей хозяйственного

комплекса, органически связанных  между собой рыночными отноше-

ниями. В конечном счете, именно это и привело к появлению  полити-

ческих институтов, основанных на обезличенности хозяйственных

решений и высоком статусе  закона в экономике и взаимодействии

между индивидами (см.: 32).

Однако социальные нормы  и ценности, накладывающие ограни-

чения на поведение индивида в экономической сфере, сформирован-

ные на протяжении всей истории  развития различных сообществ, в

теории неоклассического институционального анализа в экономике

остаются за пределами  методологии исследования. Неоклассическая

теория в экономике, в  чем мы согласны с новыми институционали-

37

стами, оказалась неспособной  выявить и интерпретировать различия

обществ и экономик в использовании  рыночных механизмов как в

отдельно взятый момент времени, так и на протяжении длительного

периода реформ. Причина  кроется в ограниченности методологии

функционального анализа  трансформации социальных систем, кото-

рой свойственен односторонний  подход к институтам лишь как к  фак-

торам, формирующим поведение  экономических субъектов и воз-

можные траектории социально-экономических  процессов в странах

переходной экономики. Инерционность  действия свойственных раз-

личным сообществам социальных регуляторов и социальных практик,

унаследованных с прошлого периода их развития, осталась за преде-

лами анализа.

Авторский подход. В теории нового институционализма, обще-

ство (в отличие от «чисто экономического анализа») рассматривается

как многоплановый – состоящий  из различных подсистем – и  много-

уровневый целостный организм, развитие которого предопределяется

исходной идеей системности. Мы пытаемся развить эту теорию далее

и путем использования  результатов исследований, уже достигнутых  в

гуманитарных науках, применить  ее положения в нашей работе.

Особенность применяемой  нами методологии состоит в много-

уровневом характере исследования структуры объекта: задачи, ре-

шенные по отношению ко всей изучаемой системе, на следующем

этапе ставятся к каждой из подсистем, а затем к их элементам. Это

дает возможность выяснить внутреннюю структуру объекта, выявить,

из каких элементов  он состоит, определить содержание и  механизмы

связей между ними. Образцовым примером исследований подобного

рода служат известные  работы коллектива новосибирских социологов

по системному изучению деревни, выполненные под руководством

Т. И. Заславской в 80-е гг. и успешно продолженные ими в  дальней-

шем (см.: 133). Регулярные социологические  обследования, проводи-

мые этим коллективом в  течение ряда лет, помогли отследить  на мик-

роуровне сибирского села закономерности, характерные для  аграрно-

го сектора России в  целом, что позволило делать более  правильные

прогностические оценки динамики его изменения.

Разработанная ими методология  исследует многоструктурность и

многофункциональность развития аграрных систем. Село предстает, с

38

одной стороны, как совокупность различного уровня социально-

территориальных общностей, согласованное развитие элементов  ко-

торых возможно лишь на основе дифференцированной социально-

экономической политики, с  другой стороны – как совокупность раз-

личного рода функциональных подсистем, «ответственных» за вы-

полнение тех или иных функций села, прогрессивное изменение  раз-

личных сторон жизнедеятельности  которого возможно лишь на осно-

ве сбалансированного, согласованного развития всех элементов его

функциональной структуры. По мнению новосибирских ученых, ре-

гулирование процесса трансформации  аграрного сектора в период

перехода к рынку должно иметь системный характер, и, как  правиль-

но отмечается ими, «одна  из основных ролей в этом процессе принад-

лежит социальным регуляторам, действующим в системе жизнедея-

тельности села с целью  осуществления организационной, регулятив-

ной, контролирующей, интегрирующей  и других функций» (147,

с. 69).

В работах социологов новосибирской  школы (НЭСШ__________) неодно-

кратно подчеркивалось значение исторических особенностей эволю-

ции различных аграрных сообществ  России и инерционности дейст-

вия социальных механизмов ее возможного развития. Однако прогно-

стические оценки положения  российского села в период перехода к

рынку были сделаны реформаторами  с позиций других концепций.

Инерционность действия социальных регуляторов и факторы, унасле-

дованные с прошлого периода  существования аграрных сообществ,

остались за пределами  анализа. Ограниченность функциональных

расчетов повлияла на выбор  ошибочных, на наш взгляд, приоритетов

в социальной политике, что  сказалось на результатах аграрных пре-

образований. В переходный период, как мы установили, в условиях

резкой смены траектории развития аграрных систем, мотивация  дея-

тельности сельских акторов  становится труднопредсказуемой, поэто-

му представления, сделанные  на основе функциональных расчетов,

становятся ограниченными  и недостаточны для целей нашего анализа.

Логика трансформации  аграрных сообществ различных стран  раскры-

вает более сложную  картину становления хозяйственных  практик и

институтов, как на протяжении всего пути их эволюции, так и  в от-

39

дельные периоды историии. И это особенно видно на примере  транс-

формации такого традиционалистского  сообщества, как Россия.

Трудности подбора и внедрения  новаций и оценки возможностей

их регулирования в  аграрной системе России состоят  и в том, что за

годы реформ различия в  уровне развития различных территорий и

типов организаций, действующих  в них, резко усилились: от приго-

родных поселений, примыкающих  к мегаполисам, где функциониру-

ют по стандартам западного  менеджмента агрофирмы, до отдаленных

российских сел, до сих  пор сохраняющих патриархальные натураль-

ные семейные хозяйства. Поэтому  вопрос о воздействии той или  иной

составляющей (традиций или  новаций) на результативность реформ в

каждом из территориальных  образований различен. Решение его  за-

висит от степени разнообразия и качества рабочих мест, коммуника-

ций, уровня и доступности  различных аграрных технологий, инфор-

мации о рынке. Взаимодействуя в совокупности в каждом регионе,

все __________эти факторы  определяют возможности выбора для  проживающего

в нем населения, соответственно, и системы стимулов для освоения

той или иной формы хозяйствования.

Так, в центральных регионах России, обладающих лучшими для

сельчан возможностями доступа  к передовым технологиям и  инфра-

структуре рынка и, соответственно, стимулами к внедрению иннова-

ций, крестьяне могут предпочесть  развитие отраслей, поставляющих

сырье и технологии и перерабатывающих аграрную продукцию. Это,

в свою очередь, поспособствует внедрению инновационных техноло-

гий, росту доходов местных  бюджетов и в дальнейшем к улучшению

социально-экономического развития центральных территорий. Между

тем те же методы внедрения  рынка в отдаленных восточных  регио-

нах, где слабо развита  инфраструктура транспорта и связи  и недоста-

точен доступ к рыночной информации, могут стимулировать  крестьян

к возрождению натурального обмена и архаичных форм семейных

подсобных хозяйств, что, в  свою очередь, приведет к углублению де-

прессивности восточных  территорий. Соответственно, изменятся  со-

отношения __________и доминантное  положение различных региональных соци-

альных групп, их «вес»  в сложившемся экономическом  пространстве,

поведение и ориентации на внедрение тех или иных элементов  ре-

форм. Поэтому в каждом из территориальных образований, в  зависи-

мости от того, какие из составляющих трансформационного процесса

40

– «традиции или новации» – имеют больший вес при  общей направ-

ленности реформ к рынку, возможны различные скорости и эффек-

тивность внедрения реформ.

Для всех регионов России характерна высокая роль традиций,

т. е. унаследованных с предшествующих времен форм социально-

экономических отношений. Они  вызывают проблемы во внедрении

рынка, свойственные всем аграрным территориям России, тем более

национальным регионам, вследствие особенностей их природного и

исторического развития, хозяйственных  ориентаций этносов. Различ-

ные этносы, компактно проживающие  на их территории, могут иметь

свои, особые интересы для  улучшения условий жизнедеятельности.

Например, малочисленные  коренные народы Сибири в первую оче-

редь ориентированы на сохранение и восстановление природной  сре-

ды, традиционных форм хозяйствования и культуры, вплоть до созда-

ния специальных резерваций. Более крупные этносоциальные группы

с давними традициями производящего  хозяйства, напротив, более

ориентированы на интенсивное  промышленное освоение восточных

территорий.

Информация о работе Опыт сравнительного анализа аграрных сообществ Бурятии (Россия), России и других стран