Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
рынку, и являются наиболее значимыми для аграрных сообществ раз-
личного уровня иерархии?
Как можно на них воздействовать, чтобы снизить возможные
риски и трансформационные издержки? Возможно ли с помощью ис-
пользования адаптационных
моделей снизить для актора-
на микроуровне отдельного села возможные риски и издержки, как
показывает опыт Китая? И можно ли на этой основе ускорить процесс
перехода аграрных сообществ к более эффективному состоянию? Ка-
ковы возможности его регулирования в аграрных сообществах раз-
личного уровня иерархии: странах, регионах, национальных сообще-
ствах?
Для ответа на поставленные нами вопросы необходимо тщатель-
ное изучение природных, национальных, социальных и других осо-
бенностей хозяйственного развития отдельных стран, а также регио-
нов, этносоциальных сообществ и в целом сельского социума России,
т. е. сравнительный, этносоциальный, региональный и, вместе с тем,
целостный подход к этой проблеме. Между тем такой подход разра-
ботан и применяется явно недостаточно. Стремлением до некоторой
степени восполнить существующий пробел и руководствовалась ав-
тор данной работы.
9
Глава 1. Теоретико-методологические подходы
к проблеме
1.1. Взаимоотношения между традицией и новациями.
Содержание понятий
Оcнову для построения концепции, которую мы собираемся
предложить для рассмотрения проблем трансформации аграрных со-
обществ различных стран, составляют центральные для выбранной
темы исследования понятия. В начале работы мы обращаем внимание
на особенности авторского подхода к определению традиций и нова-
ций, для того чтобы соотнести его с многообразными подходами уче-
ных разных стран и направлений, рассматривающих эти понятия в
своих исследованиях. Особенность нашего исследования в том, что,
рассматривая различия культурологического и социологического
подходов к изучению традиций, т. е. унаследованных от прошлого
особенностей хозяйственного развития, мы пытаемся глубже проана-
лизировать их роль в трансформации аграрных сообществ России,
чему ранее в изучении
этого вопроса с позиций
считаем, не уделялось достаточного внимания.
«Традиция» в социологии. Научный подход к понятию «тради-
ция» был сформулирован классиком социологии М. Вебером. Пози-
ции Вебера было свойственно жесткое противопоставление категорий
традиционного и рационального, и этих взглядов придерживалось
ранее большинство социологов. Наиболее точно это отражено в из-
вестном определении польского социолога Штомпки. «Под традицией
мы будем понимать, – пишет он, – совокупность тех объектов и идей,
истоки которых коренятся в прошлом, но это то, что и можно обна-
10
ружить в настоящем, т. е. это все то, что не было уничтожено, вы-
брошено или разбито. В данном случае традиция равносильна насле-
дию – тому, что реально сохранилось от прошлого. Любая традиция
независимо от ее содержания может сдерживать творчество или нова-
ции, предлагая готовые рецепты современных проблем» (238, с. 90).
Используемые в прошлом периоде развития социумов практики (ин-
ституты) считались застывшими, окостенелыми, подлежащими по
мере модернизации уничтожению или замене инновационными прак-
тиками (институтами). Развитие дихотомии «традиции и новации»
российскими социологами рассматривалось донельзя упрощенно, как
простая замена одних стереотипов социальных практик (институтов)
другими, более совершенными их моделями в процессе эволюции
различных социальных систем.
Применительно к аграрному сообществу России это означало,
что унаследованные от советского периода хозяйственные практики
(институты), в частности колхозы как рудимент, были обречены на
исчезновение по мере активизации вновь созданных инновационных
структур рынка – фермерских хозяйств, акционерных обществ, мало-
го бизнеса. Поэтому в начале переходного периода интерес россий-
ских исследователей был более сконцентрирован на функциональных
(технических) проблемах
распространения институтов
ративного управления, предпринимательства, бизнес-структур и т. д.).
Достаточно указать известную работу Радаева «Социология рынков:
институты и фирмы», функциональное название которой отражало
позицию большинства ученых-социологов в процессе переходного
периода. Унаследованные от советского периода традиционные хо-
зяйственные практики и мотивации крестьян рассматривались ими
как препятствие на пути внедрения более рациональных, с точки зре-
ния рынка, форм хозяйствования. Организационные формы труда,
существовавшие в экономике в советский период (колхозы), счита-
лись отмирающими структурами, не способными ни противостоять
более эффективным рыночным структурам (фермерским хозяйствам и
акционерным обществам), ни сосуществовать с ними. Эта точка зре-
ния на развитие различных форм хозяйственных практик в аграрном
сообществе России разделялась (и, возможно, до сих пор разделяется)
широким кругом как западных, так и российских ученых. Они отно-
сят Россию к традиционалистскому обществу, в котором на протяже-
11
нии всей истории развития никак не удавалось освоить инновацион-
ные (рыночные) практики и завершить необходимую, в соответствии
с опытом западных стран, либеральную модернизацию.
Между тем по прошествии 20 лет непоследовательных аграрных
реформ в России стали очевидными следующие обстоятельства. Во-
первых, предложенные по опыту стран Запада «рыночные» иннова-
ции не более чем попытка реализовать на опыте реформ в отдельно
взятой стране теоретические построения либерализма, не имеющие
ранее практического воплощения в относительно чистом виде. Во-
вторых, внедряемые по опыту стран Запада аграрные инновации, не-
возможно однозначно противопоставить традиционным «нерыноч-
ным» институтам, т. к. те черты, которые были им присущи, обнару-
жились и в современных «рыночных» структурах, как мы это наблю-
даем, в российских колхозах, переименованных по западному образцу
в акционерные общества (АО). Оказалось, что традиция (унаследо-
ванные от прошлого периода практики и институты) под напором
внедряемых по опыту стран Запада рыночных инноваций не сдает
своих позиций. Напротив, «она обнаружила значительные адаптивные
способности, порождая специфические национальные формы модер-
низации» (цит. по: 123, с. 219), например, в виде сохранения унасле-
дованных с советского периода практик взаимодействия личных под-
собных хозяйств крестьян и колхозов (АО), но в переходный период
уже на основе их совместной кооперации.
Основной причиной того, что в научном сообществе сложился
такой упрощенный взгляд на традиционные, унаследованные с пред-
шествующего периода развития социальные практики (колхозы –
применительно к аграрному сообществу России), стало учение о про-
грессивно-стадиальном развитии обществ. Унаследованные от совет-
ского периода «традиционные» хозяйственные практики были отне-
сены к предшествующей стадии социального развития, причем к
«предшествующей вообще», поскольку под традиционными социаль-
ными системами понимали
все докапиталистические
структуры. С. Эйзенштадт, один из наиболее компетентных западных
ученых-антропологов, исследующих проблемы модернизации тради-
ционных сообществ, пишет: «“Традиционными” обычно называют
самые различные общества, от примитивных, бесписьменных об-
ществ до племенных федераций, патримониальных, имперских сис-
12
тем, городов-государств» и т. п. Все эти сообщества рассматривались
как некоторые застывшие формы, которые изменяются только под
влиянием инновационных рыночных реформ, «глобализации или
причин политического характера, но вопреки самой сути традицион-
ного общества» (256, с. 151).
Такое отношение к практикам хозяйствования, унаследованным с
предшествующего периода, кроме упомянутых нами причин, во мно-
гом связано со сложившимися со времен перестройки идеологиче-
скими установками ученых-социологов. Подавляющее большинство
представителей этой области общественных наук являлись сторонни-
ками неолиберальных концепций и критически относились к наслед-
ству, доставшемуся от коммунистической эпохи. Поэтому изучение
традиций, как унаследованных от предшествующего периода форм
социальных практик, в российской обществоведческой науке оказа-
лось частью культурологии, а в последние годы, этнологии и куль-
турной антропологии.
«Традиция» в культурологии. Российские культурологи, под-
ход которых к изучению традиций мы пытаемся применить далее в
нашем исследовании, изначально рассматривали традиции как один
из основных механизмов, обеспечивающих стабильность выживания
и дальнейшего развития общества как целостного организма. Так, еще
в 1984 г. Э. С. Маркарян утверждал: «Культурная традиция и сегодня
продолжает оставаться универсальным механизмом, который благо-
даря селекции жизненного
опыта, его аккумуляции и
но-временной трансмиссии
позволяет достигать
существования социальных организмов стабильности. Без действия
этого механизма общественная жизнь была бы просто немыслима…
Общая природа и функции этих форм (формы традиций в прошлом и
настоящем), механизмы их образования остались в принципе теми же
самыми». Традиция определяется
в целом как «механизм
нения, воспроизводства и регенерации культуры как системы. Тради-
ции включают в себя процесс и результаты стереотипизации как сгу-
сток социально-исторического опыта людей» (127, с. 87). Традиция в
представлении культурологов является «универсальным образовани-
ем, охватывающим все способы фиксации, передачи и воспроизвод-
ства культуры» (123, с. 220). Ярким воплощением на практике поло-
13
жений, развиваемых этими авторами, является опыт рыночных пре-
образований в аграрном сообществе.
Возврат к традиционным практикам, присущим сельскому со-
циуму России на протяжении всей истории его хозяйственного разви-
тия, не случаен. Изначально в основе всех аграрных реформ в России
лежало стремление крестьян к земле и воле. Однако все революцион-
ные инновации, проделанные ценой огромных жертв и потерь, дости-
гали прямо противоположного результата. Столыпинские реформы и
переход крестьян на отруба
закончились Великой
люцией__________. После революции, в советский период, раскулачивание, кол-
лективизация и полное закабаление крестьян в колхозах сталинского
периода. В переходный к рынку период – «тотальная» фермеризация,