Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
реорганизация колхозов и совхозов и вновь еще более жесткая адми-
нистративная и экономическая зависимость крестьян в колхозах, пре-
образованных в АО.
Но как происходит обособление культурных образцов (традици-
онных хозяйственных практик), свойственных одним этносам и соци-
альным системам, от привнесенных извне других образцов и, в част-
ности, от инноваций рынка по опыту стран Запада? Как в процессе
взаимодействия традиционных практик и заимствованных образцов
инноваций очерчиваются границы отдельных этнических культур и
социальных систем и, что очень важно для нашего исследования, аг-
рарного сообщества России?
Методологические подходы к анализу развития дихотомии «тра-
диции – инновации» в ходе трансформации обществ как различных
социальных организмов, у социологов и культурологов в корне раз-
личны. «Развитие культуры, в частности развитие этнической культу-
ры», по мнению этнокультуролога Э. Г. Абрамяна, которое разделяет
и большинство российских культурологов, «выражается в процессах
инноваций и их стереотипизации. Под инновацией понимается введе-
ние новых технологий или моделей деятельности, а под стереотипи-
зацией – принятие этих моделей определенным множеством людей в
пределах соответствующих групп» (1, с. 93).
В силу особенностей формирования Российского государства
разные этносы, компактно
проживающие в различных
сии, до революции находились на разных этапах хозяйственного раз-
вития, что отразилось на своеобразии их социальных практик. Так, в
14
системе хозяйствования русских крестьян в течение многих веков, как
уже отмечалось, доминировало общинное землевладение. Другие эт-
носы, компактно проживающие в различных регионах России, до ре-
волюции находились на разных этапах феодально-родового (общин-
ного) строя. Традиционные модели хозяйственного поведения и цен-
ностей образа жизни сельской общины, используемые ранее различ-
ными этносами, проживающими на территории России, были затем
воспроизведены новациями советских колхозов, унаследовавшими от
более раннего этапа развития страны модели уравнительного распре-
деления и бюрократизации хозяйственных решений.
Исследуя возникающие
теоретические трудности в
томии «традиции – инновации», Э. С. Маркарян, чьи взгляды являют-
ся основополагающими для развития нашей концепции, полагает, что
исследователям свойственно смешивать понятия «новация» (новше-
ство) и «инновация» (нововведение). В западной этнологической ли-
тературе термин «новация» вообще не выделен. Между тем различе-
ние данных понятий имеет, по его мнению, ключевое значение для
понимания динамики традиции. Дело в том, что механизм этой дина-
мики предполагает четкую дифференциацию двух состояний практи-
ческого опыта: новационного и принятого (индивидами или группа-
ми), т. е. стереотипизированного. Инновация как раз и относится ко
второму состоянию, выражающему начальный этап формирования
традиции. Тем самым оно относится уже к общественному классу
традиционных (а не собственно инновационных) явлений__________» (128,
с. 35).
В противоположность российским социологам, мнение их кол-
лег-этнокультурологов
ставлять инновацию традиции в целом, а рассматривать ее как одну
из сторон механизма функционирования традиции, диалектически
противостоящую
способ, который помогает понять развитие традиции не только как
результат внешнего воздействия, но и как следствие ее самодвиже-
ния» (37, с. 90).
Вслед за этим исследователем, мы считаем неоднозначным по-
ложение, признанное большинством российских социологов, о фун-
даментальном противоречии между традициями и инновациями. В
соответствии с утверждением известного западного антрополога
15
С. Эйзенштадта, которое мы разделяем, традиции и инновации явля-
ются составляющими единого целого – традиции. Поэтому, если по-
следовательно придерживаться этой концепции, то некорректно было
бы однозначно противопоставлять традиционные и модернизирован-
ные общества, как это следует из признаваемой большинством рос-
сийских обществоведов теории модернизации. «В этом случае мы
должны были бы расщепить традицию, являющуюся целостным фе-
номеном, как и само общество» (246, с. 207). С этим утверждением
солидарен Э. С. Маркарян: «Различия в проявлениях культурной тра-
диции в прошлые и современные эпохи должны быть соответствую-
щим образом дифференцированы и типологизированы. Но это должно
производиться в пределах единого круга явлений, интегрируемых
общим понятием «культурная традиция» (126, с. 81). Традиция, как
считали эти авторы, положения которых мы пытаемся развить далее в
своем исследовании, находится в постоянном движении, и источник
этого движения – в ней самой: «динамика культурной традиции – это
постоянный процесс
ванных стереотипов и образования новых. Рассмотренный с систем-
но-кибернетической точки зрения, он выступает в качестве стержня
процесса социальной самоорганизации» (127, с. 80–81). Этот взгляд
на традиции, по нашему мнению, особенно хорошо ассоциируется с
результатами, достигнутыми в ходе аграрных реформ в России. В ус-
ловиях переходного периода, унаследовав все основные черты об-
щинной формы организации хозяйствования, российские колхозы
продолжили непрерывность традиции и поддержали инерционность
развития сельского социума,
обеспечивая условия его
несмотря на все рыночные новации.
Поэтому огромное значение для развития далее нашей концепции
имеет вывод, сделанный Маркаряном еще в 1991 г.: «Изучение тради-
ций должно происходить прежде всего в соответствии с фундамен-
тальными принципами самоорганизации» (259, с. 157) традиционных
сообществ, рассматриваемых с точки зрения существующих истори-
чески способов организации общественных систем. Вслед за этими
авторами в нашем исследовании акцент в изучении трансформации
социальных систем делается на концепцию социальной самооргани-
зации и традиция понимается как ее основа.
16
Этнолог С. В. Лурье, анализируя подходы ученых-обществоведов
к проблемам модернизации различных сообшеств, пишет, что «впер-
вые взгляд на традиции, как на застывшие, обреченные исчезнуть в
результате модернизации традиционных сообществ, практики, был
подвергнут критике западными исследователями-этнологами и ан-
тропологами, которым приходилось изучать эти самые сообщества в
ходе длительных полевых этнографических исследований» (123,
с. 219). Он приводит мнение известного западного востоковеда
Л. Пая: «Происходящая в результате модернизации резкая смена при-
нятых в данном сообществе норм, социальных ориентаций и институ-
тов, вместо того, чтобы привести к повышению социальной и эконо-
мической активности его членов и общественному прогрессу», напро-
тив, «может вызвать широкий спектр очень глубоких разрушитель-
ных реакций, грозящих нарушением идентичности индивидов», пре-
пятствующим «их способности к человеческим и политическим от-
ношениям», «парализующим их активность…» (277, с. 37). Те же са-
мые реакции на аграрные инновации, внедряемые по образцу запад-
ных стран, наблюдаются и в сельских сообществах России. Чувство
страха, фрустация, плохое социальное самочувствие, стремление сле-
довать стереотипам поведения, сложившимся еще в прежней системе,
у различных этнических групп российских крестьян зафиксированы
многочисленными социологическими исследованиями институтов
РАН и ВЦИОМ. Как пишет
исследователь сельского
тельства в России З. И. Калугина, «новации, цель которых – повыше-
ние эффективности сельской экономики и трудовой активности кре-
стьян, закончились тяжелейшим аграрным кризисом, разрушением
трудовой мотивации» (91, с. 301), невосприятием сельским населени-
ем реформ и его полной дезориентацией в рынке.
Ориентации российских крестьян на патернализм, социальную
защищенность и коллективные формы организации труда, зафиксиро-
ванные рядом социологов, посвятивших свои работы исследованию
села, по нашему мнению, имеют культурные и исторические корни.
Как известно из истории становления русского этноса, основным спо-
собом его жизнедеятельности в относительно неблагоприятных для
возделывания культур природных условиях центра России, было под-
сечное земледелие, которое
требовало почти ежегодной
ков обрабатываемой земли, т. е. постоянного перемещения. В суро-
17
вых природно-климатических условиях технология коллективной об-
работки земли оказалась более продуктивной, по сравнению с техно-
логией индивидуального производства. Среда заставляла крестьян
объединяться в коллективы уже на стадии организации производст-
венного процесса. Общинное землевладение закрепило такой тип уст-
ройства хозяйственной жизни у российских крестьян. А сохранение
условий жизнедеятельности и хозяйственного уклада этноса на про-
тяжении всей истории определило инерцию дальнейшей трансформа-
ции типа подобного устройства, характерным примером которого яв-
ляются российские колхозы, унаследовавшие от прошлого все черты
общинной организации труда. В переходный период к рынку в усло-
виях высоких рисков и неопределенности, российские крестьяне ис-
пытали шок, стресс и возвратились к патриархальным практикам ве-
дения хозяйства в виде взаимодействия колхозов (переименованных в
АО) и семейных подсобных хозяйств крестьян, и эта кооперация осо-
бенно укрепилась в последние годы.
Анализируя феномен семейной экономики, Т. Шанин – исследо-
ватель истории российского крестьянства, правильно, на наш взгляд,
полагает, что на протяжении всей истории своего развития модели
поведения акторов-фермеров на рынке и семейных хозяйств россий-
ских крестьян имеют совершенно
различные стратегии и
дят различные результаты (см. 236, с. 132). Цель семейной экономики
крестьян – воспроизводство сельского социума, обеспечение занято-
сти и социальной защищенности его членов, поддержание огромной
территории, что в корне отличается от модели поведения акторов на
рынке – максимизации прибыли при минимуме затрат всех ресурсов:
материальных, пространственных, трудовых. Возможно, эти особен-
ности практик (институтов) семейного хозяйствования российских
крестьян не вписались в практики современных аграрных реформ в
России, чем и объясняется полученный эффект блокировки иннова-