Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:32, монография
В монографии рассматриваются последствия перехода к более рациональным формам хозяйственных практик на примере аграрных сообществ России, Польши, Китая и Монголии. В результате анализа исторически сформированных непростых природных, социальных, национальных, экономических условий развития различных аграрных сообществ сделан вывод о необходимости сохранения инерции хозяйственного развития на пути к рынку и адаптации параметров
аграрных реформ к особенностям традиционных социально-экономических сред конкретных сельских социумов, где они внедряются.
Отдельные разделы монографии посвящены особенностям перехода
к рынку национальных сообществ на примере Республики Бурятия.
коммуно-патерналистские модели хозяйствования устанавливали
своеобразный порядок бытия и ценностностных иерархий, принятых
в обществе и экономике. Эти модели оказались не менее жизнеспо-
собны и в условиях рыночных преобразований, что подтверждается
рядом исследований сельских социологов, изучавших 20-летний опыт
аграрных реформ в России. Во-первых, исследования показывают, что
в сельских сообществах до сих пор сохраняются ориентации на высо-
кую степень социальной защищенности, что противоречит требова-
ниям рыночных инноваций, внедряемых по западному образцу. Во-
вторых, в исследованиях сельских социологов констатируется отсут-
ствие у значительной части российских крестьян стремлений к риску
и предпринимательству – качеств, необходимых для работы в услови-
ях рынка, внедряемого по западным стандартам. В-третьих, ценности
индивидуального предпринимательства и ценности группового, кол-
лективного хозяйствования при заданных стандартах находятся в
противостоянии друг с другом, что затрудняет инновации рынка. Как
отмечает З. И. Калугина, занимающаяся изучением последствий аг-
рарных преобразований в России, «вектор проводимых аграрных ре-
форм не соответствует сложившейся традиционной культуре общест-
ва, состоянию общественного сознания, что выражается в противоре-
чии между коллективистским духом значительной части аграрного
23
населения и индивидуальными ценностями, декларируемыми новой
экономической политикой» (91, с. 307).
Установление таких
бытия оказывает, в свою очередь, влияние на институциональные и
поведенческие модели, принятые в данном обществе, в т. ч. и в эко-
номике. Выбор тех или иных форм хозяйственной деятельности осу-
ществляется исходя из моделей поведения, уже сложившихся в соз-
нании крестьян в течение
многовекового опыта
резкой смене социальных норм и порядков, т. е. социальных регуля-
торов, свойственных одной культурной хозяйственной системе, воз-
никает неопределенность, и акторам, действующим в условиях неоп-
ределенности, приходится использовать опыт, унаследованный с
предшествующего периода ее развития, что блокирует дальнейшие
инновации. Вследствие этого
возможность адаптации
новаций к традиционным, складывающимся веками образцам хозяй-
ственной деятельности определяет, соответственно, оптимальную
последовательность, скорость и эффективность реформ.
Механизм действия традиций. Результаты проделанного нами
анализа приводят к мысли о том, что традиции действуют как меха-
низмы самоподдержания институтов, возникающих из глубины веков,
из недр развития общества, которые (механизмы) закрепляют однаж-
ды выбранное направление развития. Именно из-за действия этого
механизма, как мы считаем, возникает зависимость от траектории
предшествующего развития. Тем самым традиции (институты) обра-
зуют своеобразную колею, коридор, поддерживающий инерцион-
ность развития социальных систем, обеспечивающий его историче-
скую преемственность, устойчивость
__________и воспроизводство
целостности общества. Как писал Э. Дюркгейм, «общества – это ре-
альности, природа которых нам навязывается и которые могут изме-
няться, как все естественные явления, только сообразно управляемым
им законам… Мы оказываемся, таким образом, перед лицом устойчи-
вого, незыблемого порядка вещей, и настоящая наука становится воз-
можной и вместе с тем необходимой для того, чтобы описывать и
объяснять, чтобы выявлять его характерные привычки и причины»
(64, с. 269).
24
Постепенно мы приходим к выводу, что каждая модель транс-
формации традиционного сообщества соответствует строго опреде-
ленной модели институциональных ограничений, т. е. традиций, ко-
торые формировались на протяжении всего хода исторического раз-
вития общества. Это подтверждает наши и социолога С. Кирдиной
выводы, на которые мы будем опираться далее, о наличии базовых
институтов общества, которые представляют собой устойчивую
структуру, «стягивающую» основные подсистемы общества в целост-
ное образование, не позволяющее обществу распасться (99, с. 60).
Возникающие из недр развития общества, эти институциональные
ограничения, т. е. традиционные практики и институты, радикально
отличаются друг от друга и во временном разрезе, и при сравнении
моделей трансформации социальных систем различных стран. Со-
держание каждой модели зависит от конкретных институтов – норм,
социальных порядков, которые формировались веками и во многих
случаях модели весьма чувствительны к изменению институциональ-
ных ограничений, особенно взятых извне, импортированных от стран
с другим историческим опытом и культурой. Это полностью под-
тверждает тезис неоинституционалиста Д. Норта: «История имеет
значение. Она имеет значение не просто потому, что мы можем из-
влечь уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будущее свя-
заны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, кото-
рый мы делаем сегодня, сформирован прошлым. А прошлое может
быть понято нами только как процесс институционального развития.
Интегрировать понятие “институты” в экономическую теорию и эко-
номическую историю – значит сделать важный шаг в развитии этой
теории и истории» (153, с. 12). Именно эти положения Норта мы ста-
раемся развить далее в изложении нашей концепции, но вначале нуж-
но разрешить вопрос: как изменяются траектории развития отдельных
традиционных сообществ и социальных систем под действием меха-
низма традиции и каким образом происходит постепенный селектив-
ный отбор происходящих в социальных системах инноваций?
Общий путь развития социальных систем вычерчивается мини-
мизацией трансакционных издержек в ходе поступательного развития
обществ. Перемены траектории развития происходят как непредви-
денные результаты произведенного выбора под действием сил, экзо-
генных по отношению к анализируемому институциональному про-
25
странству. Это мы и наблюдаем сейчас на примере последствий
трансформации аграрных сообществ России, а также, как это ни
странно, Польши (в условиях вступления в ЕС), под влиянием апро-
бированных на опыте стран Запада аграрных новаций. В Польше в
результате стремительного
внедрения рынка произошла
и замкнутость крестьян в своем хозяйстве, что привело к возрожде-
нию семейного хуторского хозяйствования, унаследованного от про-
шлого периода развития страны. Тем самым были обеспечены усло-
вия для сохранения и воспроизводства традиционного польского
сельского социума, несмотря на вхождение Польши в ЕС и глобали-
зацию.
Впервые экономику как встроенный в контекст всей совокупно-
сти культурных традиций и общественных отношений институт пред-
лагал рассматривать Карл Поланьи, который на примере трансформа-
ции стран Запада убедительно показал, что эволюция экономических
институтов неразрывно связана с адаптацией социально-экономиче-
ских систем различных стран к условиям меняющейся для них внеш-
ней среды (см.: 271). Традиции в данном случае понимаются в их глу-
бинном смысле, как правила системы определенных и неизбежных
связей между членами общества, обусловленных внешними условия-
ми выживания социума. В качестве базового института предполага-
ются исторически устойчивые, инвариантные по отношению к дейст-
виям отдельных акторов, воспроизводящиеся в практике социальные
отношения. Это положение является основополагающим для развития
далее нашей концепции.
1.2. Методология институционального анализа
трансформации различных аграрных сообществ
Особенности методологии. В теории институционального ана-
лиза институты, с одной стороны, рассматриваются как факторы,
формирующие поведение экономических субъектов и возможные
траектории социально-
ной экономики. С другой стороны, институты – это объект преобра-
зующей деятельности людей, инструменты, подлежащие изменениям
через «коллективные социальные действия», причем стимулы, сред-
26
ства и способы реализации последних передаются по наследству от
предыдущих состояний развития соответствующих социальных сис-
тем. Это предполагает выход институциональной теории за пределы
собственно экономических наук и рассмотрение проблемы экономи-
ческого развития этих систем через призму социального развития об-
щества на протяжении длительного исторического периода. Основ-
ными принципами в методологии институционального анализа явля-
ется междисциплинарный подход и принцип историзма.
Междисциплинарный подход к анализу социально-экономиче-
ских систем как действующих и изменяющихся организмов вовсе не
означает «преодоления границ» между различными общественными
дисциплинами. Смысл его использования прежде всего в том, что при
анализе проблем трансформации социально-экономических систем
отдельных стран изучаются вопросы, являющиеся предметом рас-
смотрения в политэкономии, культурной антропологии, социальной
философии и социологии.
Процесс трансформации различных аграрных сообществ осуще-
ствляют акторы – представители различных государств, регионов,
национальных общностей и иных социальных групп и слоев. Но эти
группы – особые формы социальной ассоциации крестьян, объеди-
няющие экономические предпочтения, интересы, индивидуальные
устремления множества конкретных субъектов. Историзм в этом ас-
пекте способен выявить устойчивые закономерности их развития, как
формы передачи новым поколениям акторов идей, традиций и ценно-
стей, социальной памяти и наивысших форм солидарности людей –
представителей отдельных сообществ. Невозможно понять эволюцию
развития различных сообществ вне исторического опыта их социаль-
ной и хозяйственной деятельности, их особых связей и отношений с
природой, средой, национальной
культурой и деятельностью
дущих поколений.
Исторический подход у представителей институционального на-
правления неотделим от эволюционной идеи общественного прогрес-
са. Общественный прогресс – это постоянная смена в ходе эволюции
форм организации
бы организации, в коридоре, очерченном всем ходом исторического
развития различных сообществ. Принцип историзма выражается в
изучении генетики происхождения реальных социально-экономиче-
27
ских структур, в обосновании
необходимости