Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях обучение персонала является одним из основных путей получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала
6
1.1. Сущность, место, влияние подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
6
1.2. Основные формы и методы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров
11
1.3. Управление профессиональным обучением кадров
17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М. ГОРЬКОГО»
30
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
30
2.2. Анализ существующей на предприятии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
46
2.3. Анализ экономической эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
59
ГЛАВА III. Предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.2. Оценка экономической эффективности изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Sevrikeeva_diplom.docx

— 354.51 Кб (Скачать файл)

Наименование затрат

В месяц (руб.)

В год (руб.)

1

Заработная плата преподавателей по специальностям:

  • «Основы инженерной графики»;
  • «Основы электроники и электротехники».

 

 

15 000

15 000

 

 

180 000

180 000

2

Взносы в фонд обязательного социального страхования

9 000

108 000

3

-Приобретение обучающей литературы, создание электронной библиотеки

2 500

30 000

4

Накладные расходы

1 500

18 000

Итого

43 000

516 000


Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала. Главная задача повышения квалификации руководителей – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных  и экономических идей в практику деятельности предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать основной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего образования страны.

Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных  формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки.

Организацию работы осуществляет Учебный центр подготовки кадров.

Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах, в отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимися на нужды предприятий и организаций.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и  последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересовать кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

Работа по повышению квалификации является основной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии. Острой потребностью стало улучшение связей и координации деятельности специализированных учебных заведений и различных форм производственного обучения. Непрерывное образование решает задачи до обучения управляющих и специалистов, развития их профессиональных навыков, обучение новым методам и приемам работы, переподготовки, ускорения внедрения в практику управленческих и научно-технических новшеств, повышение уровня управления и экономической работы.

Руководитель проходит несколько этапов подготовки. Первый этап – базовое обучение в высшем учебном заведении. Именно в рамках этой специализации готовятся будущие специалисты по управлению производством, финансами, маркетингу, планированию и другим функциональным дисциплинам.

Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах, несмотря даже на увеличение доли министерских программ. Виды обучения руководителей среднего и высшего звена многообразны: самообразование, курсы различной продолжительности с отрывом и без отрыва от производства, семинары, симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка.

В системе повышения квалификации на производстве существуют жесткие экономические критерии, она ориентируется на конечный практический результат, осуществляется тщательный контроль и обязательно оценивается эффективность каждой программы. Повышение квалификации осуществляется в двух основных формах тренировки профессиональных навыков и развития работников. В последнем случае обычно предполагается подготовка к следующей должности.

В зарубежных странах есть центры оценки для аттестации управленческого персонала. Задача центров выявление с помощью экспертов и на основе специальных тестов и упражнений потенциальные способности работников.

Существуют 3 группы оценок: оценка работника (потенциал); должностные требования (нормативы); фактическое функционирование (результат). С помощью их сравнений анализируется потребность в подготовке, повышении квалификации или проведении других организационных мероприятий.

Широко распространена в США и в Японии ротация – планомерно организованная смена должностей руководителей всех рангов. Руководителя, проявившего на том или ином участке работы организаторские способности, направляют на другую работу – с теми же уровнем ответственности, но с другими функциями или другой обстановке, или с более высоким уровнем ответственности. Ротация может применяться и к молодым специалистам в качестве введения их в курс дела, ознакомления с различными сторонами деятельности и подразделениями предприятия, повышения уровня их информативности.

Рассматривая кадры как важнейший ресурс производства, фирмы ставят задачу оптимального его использования, прежде всего за счет повышения качества, в том числе с помощью программ привлечения рабочей силы, кадрового планирования, отбора, мотивации, подготовки и повышения квалификации.

Единая кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними, введения типовых процедур работы с кадрами.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

Таким образом:

  1. Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.
  2. Предприятия должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
  3. Подготовка кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо создать климат, благоприятствующий обучению.
  4. Обучение полезно и нужно в трех случаях:
  • когда человек поступает на работу;
  • когда работника назначают на новую работу;
  • когда установлено, что у работника не хватает определенных навыков для работы.

Для повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» мы предлагаем 2 направления обучения:

  1. Направление менеджеров на обучение  в «Региональное агентство развития квалификаций» (город Казань).
  2. Организация курсов повышения квалификации на собственном предприятии в Учебном центре подготовки кадров.

Автономная некоммерческая организация «Центр дополнительного профессионального образования и сертификации «Региональное агентство развития квалификаций» - многофункциональная структура, оказывающая широкий спектр услуг в организации профессионального обучения, повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, проведении профориентации и социально-психологической адаптации незанятых граждан, экспертно-методической работе по оценке и сертификации квалификаций, оказании комплекса услуг в сфере охраны и безопасности труда.

Стоимость обучения по программе «Менеджер по персоналу» с продолжительностью обучения 3 месяца на 1 человека составляет 26 000 руб. Обучение по программе «Управление организацией и персоналом» с продолжительностью обучения 6 месяцев на 1 человека составит 73 000 руб.

Целями ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» в области обучения персонала на 2013 год являются повышения квалификации 480 руководящих работников и специалистов (Приложение 4)

Таким образом, стоимость повышения квалификации руководящих работников и специалистов в «Региональном агентстве развития квалификаций» за 2013 год составит:

  1. По специальности «Менеджер по персоналу» - 12 480 тыс.руб. (480 сотрудников * 26 000 руб.).
  2. По программе «Управление организацией и персоналом» - 35 040 тыс.руб. (480 сотрудников * 73 000 руб.).

Для организации подобных курсов на собственном предприятии нам понадобится:

  • ввести в штатное расписание преподавателя по дисциплине «Менеджмент (управление персоналам)»;
  • приобрести обучающую литературы, создать электронную библиотеку.

На предприятии в Учебном центре подготовки кадров уже имеется компьютерный класс, поэтому проблем с покупкой компьютеров для проведения обучающих занятий не возникает.

Затраты, связанные с организацией на предприятии курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов, представлены в табл. 20.

Таблица 20. - Затраты на организацию курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов в ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»

Наименование затрат

В месяц (руб.)

В год (руб.)

1

 Заработная плата преподавателю по специальности «Менеджмент (управление персоналам)»

15 000

180 000


Продолжение табл.20

Наименование затрат

В месяц (руб.)

В год (руб.)

2

Взносы в фонд обязательного социального страхования

4 500

54 000

3

-Приобретение обучающей литературы, создание электронной библиотеки.

2 500

30 000

4

Накладные расходы

1 500

18 000

Итого

23 500

282 000


Исходя из анализа затрат, представленного в табл. 20, мы видим, что экономически целесообразнее организовать повышение квалификации руководящих работников и специалистов на собственном предприятии в Учебном центре подготовки кадров. Это дает экономию денежных средств как минимум на 12 085 тыс. руб. по сравнению с обучением в «Региональном агентстве развития квалификаций».

3.2. Оценка экономической  эффективности изменения системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации персонала

Вопросы обучения персонала организации интересуют науку и бизнес с момента становления промышленности и массового производства. В течение прошлого века оно прошло путь от элементарного обучения на рабочем месте до ключевого организационного процесса, в который вовлечены практически все сотрудники.

В современных условиях развитие обучения персонала все более становится базовым направлением кадровой политики организации, определяющим ее успешное экономическое развитие. В то же время в условиях максимизации прибыли собственника интересует целесообразность вложения в человеческий капитал, как они отражаются на конечных экономических результатах деятельности организации, насколько сложившиеся принципы работы по развитию персонала способствуют достижению стратегических целей.

Информация о работе Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала