Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

В современных экономических условиях обучение персонала является одним из основных путей получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала
6
1.1. Сущность, место, влияние подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
6
1.2. Основные формы и методы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров
11
1.3. Управление профессиональным обучением кадров
17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М. ГОРЬКОГО»
30
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
30
2.2. Анализ существующей на предприятии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
46
2.3. Анализ экономической эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
59
ГЛАВА III. Предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.2. Оценка экономической эффективности изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Sevrikeeva_diplom.docx

— 354.51 Кб (Скачать файл)

 Поэтому одним из  требований к политике обучения персонала является ее экономическая эффективность. Несмотря на то, что подготовка квалифицированных работников и поддержание их квалификационного уровня связаны со значительными издержками, современные организации рассматривают затраты на обучение персонала как инвестиции, которые должны приносить отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации. С этой точки зрения одна из основных задач политики обучения персонала – максимизация отдачи от этих капиталовложений.

 Поэтому теоретические  и методические  вопросы оценки  экономической эффективности обучения персонала имеют высокую актуальность не только для бизнеса, но и для всех организаций, которые стремятся рационально и эффективно использовать ограниченные ресурсы. Результаты оценки экономической эффективности могут стать основой для принятия управленческих решений для обоснования направлений обучения персонала.

Чтобы говорить об экономической эффективности, стоит подчеркнуть, что все мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала так или иначе нацелены на повышение качества рабочей силы завода, причем двумя путями: либо через закрепление высококвалифицированных кадров, или (за счет продуманной системы обучения) развитие до требуемого уровня наличного состава работников. Поскольку главным показателем экономического эффекта обучения является достигаемый в итоге рост производительности труда - а он напрямую зависит от профессионализма, уровня квалификации - то мероприятия экономически выгодны и способны принести заводу дополнительную прибыль.

Тем не менее, расчет эффективности обучения кадров связан со значительными методологическими трудностями. Как следствие, стоит учитывать два обстоятельства:

  • подходов к ее определению существует множество;
  • эффективность обучения персонала предприятия может быть рассчитана лишь косвенным путем, достаточно приблизительно.

Итак, в соответствии с названными выше направлениями и конкретными способами системы совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, целесообразно остановиться на практической оценке эффективности обучения персонала предприятия.

Предлагаемые варианты оценки:

  • в основе расчета лежит сравнение реальных производственных показателей до и после обучения (повышения квалификации);
  • оценка эффективности через сравнение результатов обучения (отдачи) по различным категориям работников и для разных форм подготовки кадров;
  • при расчете будут задействованы разнородные показатели;
  • методы оценки позволяют не отойти от исходной установки на опережающий характер профессионального обучения, учитывающего перспективы развития завода.

Оценка экономической эффективности подготовки рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой».

На предприятии на 2013 год наблюдается дефицит рабочих кадров по специальности «Слесарь-монтажник судовой», поэтому мы считаем целесообразным предложить организацию на предприятии курсов по подготовке рабочих данной специальности.

 На 31 декабря 2012 года структура выручки, себестоимости и финансовых результатов от реализации продукции судостроения составила:

  • выручка - 6 582 932 тыс.руб.;
  • себестоимость - 6 510 700,5 тыс.руб.;
  • прибыль - 72 231,5 тыс.руб.

Производительность труда – характеристика эффективности трудовой деятельности человека. Динамика производительности труда рассчитывается по формуле:

Пт = В / Чп,                                                     (5)

где    Пт - производительность труда;

В – выручка;

Чп – численность персонала.

Рассчитаем производительность труда работников цехов судостроительного производства:

Пт = 6 582 932 / 2042 = 3223,8 (руб./чел.)

Производительность труда показывает долю выработки каждого сотрудника цехов судостроительного производства в общей сумме выручки предприятия от реализации продукции судостроения.

Предприятию необходимо работать над увеличением численности рабочих, занятых в судостроительном производстве. Для этого мы предлагаем обучать сотрудников данной отрасли, чтобы снизить дефицит кадров, повысить производительность труда, сократить потери от нетрудоспособности, повысить  заинтересованность  в  труде, повысить безопасность труда и снизить количество несчастных случаев на предприятии.

Затраты на подготовку рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой» составят 516 тыс. руб. в год.

Расчет экономического эффекта до внедрения мероприятий по совершенствованию обучения рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой»:

S1 = ΔP x C                                                         (6)

где     S1 – экономический эффект (руб.);

ΔP – прирост выработки продукции в единицу времени (т, л, шт. и пр.);

C – цена единицы произведенной  продукции (руб./шт).

ΔP = (Пт * Чп) / Кд                                               (7)

где    Пт - производительность труда;

Чп – численность персонала цехов судостроительного производства;

Кд – количество дней в году.

ΔP = (3223,8 * 2042) / 366 = 17 986,3

 S1 = 17 986,3 x 539,4 = 9 701 810  (руб.)

ΔP (после обучения) = (3223,8 * 2122) / 366 = 18 691

ΔP показывает прирост выработки продукции в день.

Расчет экономического эффекта после внедрения мероприятий по совершенствованию обучения рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой»:

S2 = (ΔP x C) – Q                                               (7)

S2 = (18 691 x 539,4) – 516 000 = 10 081 409 (руб.)

где Q – затраты на обучение (руб.).

Расчет годовой экономической эффективности:

ΔЭ = 10 081 409 – 9 701 810 = 379 599 (руб.)

В результате подготовки рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой» годовая экономическая эффективность составила 379 599 руб.

Оценка экономической эффективности организации на предприятии курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов.

Затраты на организацию на предприятии курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов составят 282 000 руб. в год.

Согласно планируемым затратам по привлечению, обучению, повышению квалификации руководящих работников и специалистов на 2013 год, они должны были составить 443 000 руб.

Расчет годовой экономической эффективности:

ΔЭ = 443 000 - 282 000 = 161 000 (руб.)

Таким образом, годовая экономия по привлечению, обучению, повышению квалификации руководящих работников и специалистов составит 161 000 руб.

Подводя итог, можно сказать, что проведение обучения для организации экономически выгодно.

Хотелось бы отметить, что повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяйственную деятельность завода по многим направлениям. Все многообразие последствий обучения рабочих, например, на курсах повышения квалификации, практически можно свести к следующим технико-экономическим показателям:

  • увеличению выпуска продукции;
  • улучшению качества продукции;
  • уменьшению потребности в рабочей силе для выпуска определенного объема продукции, выполнению работ (высвобождение части рабочих);
  • ликвидации (уменьшению) дефицита рабочих высокой квалификации.

При этом непосредственной задачей обучения чаще становится улучшение одного из названных показателей. Вместе с тем изменение одного нередко влечет за собой изменения других. Так, выпуск продукции ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» увеличивается, если повышение квалификации рабочих приводит к росту их индивидуальной выработки (производительности труда), повышению производительности оборудования, в управлении или обслуживании которого они участвуют, к уменьшению брака готовых изделий или снижению расхода материалов на производство единицы продукции завода.

Также можно говорить о целесообразности использования целой системы показателей для определения эффективности затрат труда и средств на переподготовку рабочих кадров на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».

Итак, при исследовании эффективности подготовки рабочей силы следует исходить из ее специфики. Поэтому оценка результата должна содержать в себе экономические и социальные аспекты. И, если первые оказывают непосредственное влияние на практические результаты производства, поддаются формализации, то социальные воздействуют опосредованно. Экономические и социальные результаты внутренне взаимообусловлены, экономический результат всегда социально значим. Достижение высоких экономических показателей создаёт объективные возможности для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей; предоставление же благоприятных условий для всестороннего развития личности повышает её стремление к активному и высокоэффективному труду.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из поставленных задач, мы изучили теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала, провели анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», выявили предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Работник должен получать универсальное образование в быстро меняющихся условиях,  а  непрерывное  образование,  кроме   того,   является   фактором стабилизации рабочей силы на предприятии.
  2. Подготовка и  повышение  квалификации  работников  в  настоящее  время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей  трудовой жизни.
  3. Предприятия должны рассматриваться  затраты  на  подготовку  персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят  наиболее  эффективно использовать новейшие технологии.
  4. Подготовка  кадров  заключается  в  обучении  их  трудовым   навыкам, необходимым  для  качественного  выполнения  работы.  Для   эффективности непрерывного  обучения   необходимо,   чтобы   работники   были   в   нем заинтересованы.     Администрации     необходимо     создать      климат, благоприятствующий обучению.
  5. Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» является одним из ведущих предприятий России, осуществляет свою деятельность в следующих отраслях:
  • судостроение и судоремонт;
  • изготовление металлоконструкций;
  • машиностроение, в том числе судовое, для добычи и переработки нефти и газа;
  • литейное производство.
  1. Проанализировав бухгалтерскую отчетность предприятия, можно охарактеризовать финансово-экономическое состояние  ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» как нестабильное, так как доля заемных средств превышает долю собственных средств, растут долгосрочные и краткосрочные обязательства. Положительной тенденцией можно отметить рост прибыли предприятия в 2012 году.
  1. Изучив систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», которая представлена Учебным Центром подготовки кадров, можно сказать о том, что Учебный центр подготовки кадров осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников своего предприятия и сторонних организаций с учетом потребностей производства, необходимостью повышения уровня квалификации работников в соответствии с изменяющимися  производственными и социальными условиями.
  2. Проанализировав экономическую эффективность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», можно сказать о том, что система больше ориентирована на подготовку сотрудников рабочих специальностей и уделяет меньше внимания на подготовку менеджеров среднего и высшего уровня управления.
  3. Мы считаем целесообразным организовать на предприятии подготовку рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой». В результате подготовки рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой» годовая экономическая эффективность составила 257 498 руб.
  4. Для повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» мы предлагаем 2 направления обучения:
  • направление менеджеров на обучение  в «Региональное агентство развития квалификаций» (город Казань);
  • организация курсов повышения квалификации на собственном предприятии в Учебном центре подготовки кадров.

Информация о работе Организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала