Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:23, дипломная работа
В современных экономических условиях обучение персонала является одним из основных путей получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала
6
1.1. Сущность, место, влияние подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
6
1.2. Основные формы и методы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров
11
1.3. Управление профессиональным обучением кадров
17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М. ГОРЬКОГО»
30
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
30
2.2. Анализ существующей на предприятии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
46
2.3. Анализ экономической эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
59
ГЛАВА III. Предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
71
3.2. Оценка экономической эффективности изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поэтому одним из требований к политике обучения персонала является ее экономическая эффективность. Несмотря на то, что подготовка квалифицированных работников и поддержание их квалификационного уровня связаны со значительными издержками, современные организации рассматривают затраты на обучение персонала как инвестиции, которые должны приносить отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации. С этой точки зрения одна из основных задач политики обучения персонала – максимизация отдачи от этих капиталовложений.
Поэтому теоретические
и методические вопросы оценки
экономической эффективности
Чтобы говорить об экономической эффективности, стоит подчеркнуть, что все мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала так или иначе нацелены на повышение качества рабочей силы завода, причем двумя путями: либо через закрепление высококвалифицированных кадров, или (за счет продуманной системы обучения) развитие до требуемого уровня наличного состава работников. Поскольку главным показателем экономического эффекта обучения является достигаемый в итоге рост производительности труда - а он напрямую зависит от профессионализма, уровня квалификации - то мероприятия экономически выгодны и способны принести заводу дополнительную прибыль.
Тем не менее, расчет эффективности обучения кадров связан со значительными методологическими трудностями. Как следствие, стоит учитывать два обстоятельства:
Итак, в соответствии с названными выше направлениями и конкретными способами системы совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, целесообразно остановиться на практической оценке эффективности обучения персонала предприятия.
Предлагаемые варианты оценки:
Оценка экономической эффективности подготовки рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой».
На предприятии на 2013 год наблюдается дефицит рабочих кадров по специальности «Слесарь-монтажник судовой», поэтому мы считаем целесообразным предложить организацию на предприятии курсов по подготовке рабочих данной специальности.
На 31 декабря 2012 года структура выручки, себестоимости и финансовых результатов от реализации продукции судостроения составила:
Производительность труда – характеристика эффективности трудовой деятельности человека. Динамика производительности труда рассчитывается по формуле:
Пт = В / Чп,
где Пт - производительность труда;
В – выручка;
Чп – численность персонала.
Рассчитаем производительность труда работников цехов судостроительного производства:
Пт = 6 582 932 / 2042 = 3223,8 (руб./чел.)
Производительность труда показывает долю выработки каждого сотрудника цехов судостроительного производства в общей сумме выручки предприятия от реализации продукции судостроения.
Предприятию необходимо работать над увеличением численности рабочих, занятых в судостроительном производстве. Для этого мы предлагаем обучать сотрудников данной отрасли, чтобы снизить дефицит кадров, повысить производительность труда, сократить потери от нетрудоспособности, повысить заинтересованность в труде, повысить безопасность труда и снизить количество несчастных случаев на предприятии.
Затраты на подготовку рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой» составят 516 тыс. руб. в год.
Расчет экономического эффекта до внедрения мероприятий по совершенствованию обучения рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой»:
S1 = ΔP x C
где S1 – экономический эффект (руб.);
ΔP – прирост выработки продукции в единицу времени (т, л, шт. и пр.);
C – цена единицы произведенной продукции (руб./шт).
ΔP = (Пт * Чп) / Кд
где Пт - производительность труда;
Чп – численность персонала цехов судостроительного производства;
Кд – количество дней в году.
ΔP = (3223,8 * 2042) / 366 = 17 986,3
S1 = 17 986,3 x 539,4 = 9 701 810 (руб.)
ΔP (после обучения) = (3223,8 * 2122) / 366 = 18 691
ΔP показывает прирост выработки продукции в день.
Расчет экономического эффекта после внедрения мероприятий по совершенствованию обучения рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой»:
S2 = (ΔP x C) – Q
S2 = (18 691 x 539,4) – 516 000 = 10 081 409 (руб.)
где Q – затраты на обучение (руб.).
Расчет годовой экономической эффективности:
ΔЭ = 10 081 409 – 9 701 810 = 379 599 (руб.)
В результате подготовки рабочих по специальности «Слесарь-монтажник судовой» годовая экономическая эффективность составила 379 599 руб.
Оценка экономической эффективности организации на предприятии курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов.
Затраты на организацию на предприятии курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов составят 282 000 руб. в год.
Согласно планируемым затратам по привлечению, обучению, повышению квалификации руководящих работников и специалистов на 2013 год, они должны были составить 443 000 руб.
Расчет годовой экономической эффективности:
ΔЭ = 443 000 - 282 000 = 161 000 (руб.)
Таким образом, годовая экономия по привлечению, обучению, повышению квалификации руководящих работников и специалистов составит 161 000 руб.
Подводя итог, можно сказать, что проведение обучения для организации экономически выгодно.
Хотелось бы отметить, что повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяйственную деятельность завода по многим направлениям. Все многообразие последствий обучения рабочих, например, на курсах повышения квалификации, практически можно свести к следующим технико-экономическим показателям:
При этом непосредственной задачей обучения чаще становится улучшение одного из названных показателей. Вместе с тем изменение одного нередко влечет за собой изменения других. Так, выпуск продукции ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» увеличивается, если повышение квалификации рабочих приводит к росту их индивидуальной выработки (производительности труда), повышению производительности оборудования, в управлении или обслуживании которого они участвуют, к уменьшению брака готовых изделий или снижению расхода материалов на производство единицы продукции завода.
Также можно говорить о целесообразности использования целой системы показателей для определения эффективности затрат труда и средств на переподготовку рабочих кадров на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».
Итак, при исследовании эффективности подготовки рабочей силы следует исходить из ее специфики. Поэтому оценка результата должна содержать в себе экономические и социальные аспекты. И, если первые оказывают непосредственное влияние на практические результаты производства, поддаются формализации, то социальные воздействуют опосредованно. Экономические и социальные результаты внутренне взаимообусловлены, экономический результат всегда социально значим. Достижение высоких экономических показателей создаёт объективные возможности для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей; предоставление же благоприятных условий для всестороннего развития личности повышает её стремление к активному и высокоэффективному труду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из поставленных задач, мы изучили теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала, провели анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», выявили предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы: