Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа
Розничная торговля – это один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России. Для этого рынка характерны высокий уровень конкуренции, постоянное появление новых марок и видов товаров.
Целью данной курсовой работы является организация производства на предприятии торговли
Глава1. Выбор основных организационных параметров функционирования розничного торгового предприятия……………………………………………4
1.1 Определение ценового уровня товаров создаваемого розничного торгового предприятия…………………………………………………….4
1.2 Определение местоположения торгового предприятия………………….6
1.3 Формирование ассортимента товаров в магазине…………………………8
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров………………………….11
Глава 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии…………………………………………………………14
2.1 Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия..14
2.2 Разработка технологической планировки торгового зала……………….16
2.3 Организация процессов приемки, хранения, подготовки товаров к продаже…………………………………………………………………………..20
2.4 Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале………….21
Глава 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии…………………………………23
3.1 Организация дополнительных услуг покупателям………………………23
3.2 Организация внутримагазинной рекламы и информации……………….24
3.3 Организация труда работников розничного торгового предприятия….28
3.4 Разработка штатного расписания работников……………………………31
3.5 Организация материальной ответственности в магазине……………….33
Заключение……………………………………………………………………..35
Библиографичекий список
Третья часть торгово-
2.2. Разработка
технологической планировки
Планировка торгового зала должна следовать следующим принципам:
Расположить часть товаров, пользующихся особым вниманием в задней части магазина, чтобы покупатели проходили между тех товаров, торговлю которыми необходимо оживить.
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную; боксовую; смешанную; выставочную; свободную.
Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания.
Рис. 1. Основные системы размещения оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания: 1 – линейная продольная; 2 – линейная поперечная; 3 – смешанная.
Площадь магазина «Товары для дома» составляет 700 м2, а торговая площадь составляет 650 м2- поэтому оптимально будет использовать смешанную систему размещения оборудования.
В табл. 1 представлена структура площадей проектируемого магазина:
Таблица 1
Структура площадей магазина
Название |
Размер, кв. метров |
Торговая площадь |
650,0 |
Подсобные помещения |
10,0 |
Помещения для приемки и хранения товаров |
40,0 |
Общая площадь |
700,0 |
Эффективность использования площади магазина характеризуется отношением торговой площади к общей:
К=Sm/So
где Sm – торговая площадь, So – общая площадь. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
К=650/700=0,93
Следовательно: торговая площадь универсама составляет 93 % общей площади, а неторговая – 7 %. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, так как магазин находится в аренде и значительная её часть предназначена для обслуживания покупателей.
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по формуле:
К(у)=S(у)/S(т.з.)
К(у)=184,69/650=0,28 т.е площадь торгового оборудования, предназначенного для размещения товаров составляет 28% от площади торгового зала, а значит торговый зал данного магазина используется эффективно.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:
К(выкл)=S(выкл)/S(т)
К(выкл)=527, 47/650=0,81 т.е коэффициент использования площади торгового зала под выкладку составила 81% [4, c.126] .
2.3. Организация процессов приёмки, хранения и подготовке товаров к продаже
Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т. е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием [4, c. 90].
Приемка товаров по количеству
и качеству осуществляется в соответствии
с инструкциями «О порядке приемки
продукции производственно-
В соответствии с действующими нормативными требованиями все товары, поступившие в магазин по импорту и подлежащие обязательной сертификации, разрешается принимать только при наличии у поставщика сертификата соответствия или свидетельства о признании иностранного сертификата в государственной системе сертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негативно влиять на здоровье человека (перечень таких товаров утвержден Министерством здравоохранения), должно также иметься гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
Приемку товаров в магазине «Товары для дома» осуществляет товаровед. На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность заполнения всех необходимых сопроводительных документов на поступивший в магазин товар. К числу основных из этих документов относятся: товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходно-расходная накладная, сертификат соответствия государственной системе сертификации или заверенная поставщиком копия сертификата на товар, подлежащий обязательной сертификации. Рассмотрим приемку керамических товаров по качеству: керамические товары должны быть прочными, удобными в пользовании, иметь красивый внешний вид. Их изготавливают в соответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качества керамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования. В зависимости от внешнего вида, физико-технических показателей, характера, размера и количества дефектов посуды по действующим ГОСТам делится на 1 и 2 сорта. Белизну, термическую стойкость, водопоглащение, кислотостойкость определяют по методикам, изложенным в ГОСТах.
Затем товар доставляется в торговый зал, где продавцы осуществляют выкладку товара [4, c. 90].
2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале
Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.
Определяющим фактором при распределении установочной и экспозиционной площади торгового зала между отдельными группами товаров является частота их приобретения. Чем выше частота приобретения товаров отдельных групп, тем большая установочная и экспозиционная площадь (а соответственно и площадь торгового зала) необходима для их размещения. Такой принцип размещения товаров позволяет более равномерно пополнять товарные запасы в торговом зале и более рационально использовать торговую площадь. Поэтому в рамках товарной специализации магазина должна быть определена частота приобретения товаров отдельных групп с учетом сезонных особенностей спроса.
Размещение товаров в торговом зале следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
- предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
- создание условий
комфортности во время
- предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
- оптимального использования торговых площадей магазина;
- обеспечение сохранности материальных ценностей;
- организация рациональных потоков и расчетных операций с покупателями.
При размещении товаров в магазине «Товары для дома» в первую очередь должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов выкладки: навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стопками и другие. При выкладке товаров на оборудовании следует руководствоваться принципом, что товар – не декорация. Поэтому не следует составлять из товаров пирамиды и другие фигурные сооружения, т.к. это создает неудобство для покупателей при их отборе. Декоративная выкладка должна применяться только с рекламной целью.
В торговом зале нашего магазина вся выкладка товаров – средство демонстрационной рекламы. В магазине с помощью рекламной выкладки решаются две задачи: информация покупателей о товарах, имеющихся в продаже; наглядная агитация качества, способов применения и особенностей конструкции товаров.
Глава 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии
3.1. Организация
дополнительных услуг
В современных условиях развития розничной торговли наблюдается распространение не только прогрессивных форм продажи товаров, но и организация предоставления потребителям дополнительных услуг, влияющих на их психологическое удовлетворение. Магазин «Товары для дома» реализует товары различных зарубежных торговых марок, предлагая своим покупателям различные торговые услуги. Снижение покупательной способности населения, а также конкурентная борьба с магазинами, реализующими аналогичные виды товаров, вызвали повышенный интерес к организации предоставления дополнительных услуг покупателям. В работе по улучшению обслуживания покупателей магазин «Товары для дома» столкнулась с проблемами, которые требуют немедленного решения. Проблема своевременной доставки оплаченных товаров на дом покупателям связана с отсутствием свободного для целей доставки транспортного средства и четко регламентированных тарифов по оплате данной услуги. Для решения этой проблемы организовали службу доставки, задачами которой будет являться качественное оказания услуги. Оплата услуги по доставке товаров будет рассчитываться исходя из времени, затраченного на погрузку-разгрузку транспорта и преодоление расстояния. При покупке крупногабаритных товаров доставка производится бесплатно. В целях улучшения и совершенствования организации предлагаемых покупателям услуг, предоставляется услуга по упаковке подарков, что особенно актуально в преддверии праздничных дней. Сфера оказываемых покупателям услуг расширится при создании в магазине «Товары для дома» стола заказов, где покупатели смогут заказывать по каталогу продукцию в данный момент отсутствующую в магазинах. Предоставление такой услуги является целесообразным и магазин вполне может реализовать эту идею, т. к., обладая прямыми связями с главным складом фирмы-производителя, имеет возможность получать все новинки по более низкой цене по сравнению с конкурентами [4, c.214] .
3.2. Организация
внутримагазинной рекламы и
Основная роль