Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение организации розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретной торговой точки и разработка предложений по совершенствованию организации розничной торговли продовольственными товарами.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия. Проанализирована организационная структура управления и финансовое состояние НОПО «Сокольское райпо» в динамике за последние два года.
- на базе анализа розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс», принадлежащего Потребительскому обществу изучены содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале, выявлены проблемы в организации торгового процесса. Проведен анализ основных компонентов внутреннего и внешнего окружения магазина, анализ потребительского рынка, исследованы основные конкуренты, сделан анализ поставщиков, анализ ассортиментной политики магазина «Барс».
- предложены мероприятия по совершенствованию организации торговли продовольственными товарами в магазине «Барс».
Реферат………………………………………………………………………..… 3
Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика НОПО «Сокольское райпо»
1.1 Общая характеристика НОПО «Сокольское райпо»……………………... 6
1.2 Анализ торговой деятельности НОПО «Сокольское райпо»……………...9
Глава 2. Анализ организации розничной торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»
2.1. Анализ коммерческих операций магазина «Барс»………………………..31
2.2. Анализ торгово-технологических операций магазина «Барс»…………..51
Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс»………………………………………………....67
Заключение ………………………………………………………………………83
Список использованной литературы ………………………………………..…87
Приложения
Балансовая стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2009 года составила 9030 тыс. рублей, остаточная – 7150 тыс. рублей. Коэффициент износа увеличился на 43,2 % к уровню 2008 года. Материально-техническая база потребительского общества представляет широкую сеть предприятий торговли, по состоянию на 01.01.2009 года на балансе имеются 38 магазинов с торговой площадью 3150 кв.м. Из общей численности 31 торговая точка расположена в сельской местности. Кроме того, имеются 2 автомагазина. Потребительское общество имеет общетоварный распределительный склад площадью 800 кв.м. Производственное предприятие объединяет 7 цехов, но оборудование производственных цехов по производству пищевых продуктов используется не в полную меру, в виду снижения объемов в натуральном выражении и закрытия колбасного и безалкогольного производства. Для осуществления заготовительной деятельности в районном центре функционирует стационарный приемозаготовительный пункт. К заготовительной деятельности привлечены все сельские магазины, скупая у населения излишки сельхозпродукции. Для хранения скоропортящейся продукции и товаров имеется холодильное оборудование.
Как
указано выше розничная
К специализированным магазинам относятся магазин «Книги» и магазин «Цветы». Преимущество их в том, что они концентрируют свои усилия на полном удовлетворении нужд конкретных целевых рынков. Недостаток: специализированный магазин может оказаться в неприятном положении, если товары его ассортимента потеряют популярность.
Магазин «Домашнее хозяйство» и магазин «Ладья» относятся к торговому комплексу, где предусмотрена одна крыша - с непродовольственными товарами, строительными материалами в одном конце и продовольственными товарами в другом, благодаря чему облегчается доступ к товарам, и создаются дополнительные удобства для потребителей, а заодно, вероятно, достигается и более высокий суммарный торговый эффект, чем при расположении «бок о бок».
Для
торгового комплекса
В поселке
имеется также торговый комплекс,
в состав которого входит различная
сеть магазинов, как специализированных,
так и повседневного спроса, с
прилегающей торговой площадью под
названием «Рынок». Все это объединяется
в производственное объединение
«Торговый центр» и непосредственно
относится к Сокольскому
Остальные магазины, принадлежащие НОПО «Сокольское райпо» являются магазинами повседневного спроса. Продовольственный магазин товаров повседневного спроса сравнительно невелик по размерам, находится в непосредственной близости от жилого района, открыт допоздна все семь дней в неделю и предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью. Продолжительность работы этих магазинов и использование их потребителями в основном для совершения покупок с целью «затыкания брешей» делают их заведениями со сравнительно высокими ценами. Однако они удовлетворяют одну из существенных потребительских нужд, и люди, кажется, готовы платить за создаваемое для них удобство. В сельской местности в ассортименте магазина есть все от товаров повседневного спроса до заказа любого товара, так как расположены они порой на расстоянии от поселка и населенных пунктов сельских поселений. Так, где нет надлежащих условий для открытия торговой точки и, особенно в малонаселенных деревнях от Сокольского райпо работают две автолавки, где так же продаются все товары, как продовольственные, так и непродовольственные, включая строительные материалы, крупногабаритные, как мебель, бытовая техника с доставкой на дом.
Для того чтобы реально оценить работу организации, необходимо проанализировать розничный товарооборот, данные для анализа представлены в табл. 1.2.9. «Структура рынка потребительского общества за 2007-2008гг.», в Приложении 10.
Предлагаемый перечень товаров
своему покупателю в райпо постоянно
имеется в широком
Поставкой товара занимается коммерческий отдел предприятия, изыскиваются возможности для постоянного обновления ассортиментного перечня, что увеличивает товародвижение в магазинах.
Спрос на товары изучается на основании опроса и заявок. В каждом магазине в уголке информации имеется объявление о принятии заказов на товары сложно-технического ассортимента и ряда других товаров.
Товар поступает на распределительный склад и доставляется в торговые точки согласно заявок. Скоропортящиеся товары доставляются непосредственно в торговые предприятия, минуя распределительный склад.
Практикуются методы стимулирования сбыта товаров в кредит.
Доходы являются важным качественным показателем торговой деятельности, так как в них отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и экономической работы организации.
Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Основным доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары.
Абсолютный размер доходов (валовая прибыль) определяется как разница между выручкой от реализации товаров (за вычетом налога на продажу и НДС) и стоимостью из приобретения у поставщиков.
Закрепление кадров, увеличение стажа
работы положительно сказывается на
повышении квалификации и производственных
навыков работников, что в конечном
итоге ведет к росту
Данные таблицы показывают, что в потребительском обществе работают в основном женщины, стаж работы которых составляет более 5 лет, и всего лишь 10,2% в возрасте старше 50 лет, 23,4% численности работников в 2008 году составляет молодежь, что, несомненно, сказывается на работе общества в целом и в частности на результатах торговой деятельности потребительского общества.
По результатам экономического анализа, проведенного выше, были выявлены следующие проблемы в финансовой деятельности Потребительского общества:
1. нерациональная структура
2. снижение показателей деловой
активности, в частности увеличения
сроков оборачиваемости
3. нехватка собственных средств и, как следствие, финансовая зависимость;
4. затоваренность;
5. низкая степень узнаваемости Потребительского общества и реализуемых товаров;
6. нерациональная структура
7. отсутствие средств научно-
Глава 2. Организация розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс» НОПО «Сокольского райпо»
2.1 Анализ коммерческих операций в магазине «Барс».
Магазин «Барс» НОПО «Сокольское райпо» - это магазин, осуществляющий продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей. Приобретен он был в 2007 году, путем передачи от ГПНО «Нижегородпассажиравтотранс». Здание магазина до сих пор принадлежит автотранспортному предприятию. Потребительское общество платит ежемесячную арендную плату за помещение магазина. Магазин имеет статус магазина товаров повседневного спроса.
Недалеко от магазина расположена магистраль городского значения ул. Механизаторов, с интенсивными потоками движения индивидуального и общественного транспорта, остановка общественного транспорта расположена напротив магазина.
Основной поток покупателей – это люди с разным уровнем дохода. Место расположения магазина выбрано удачно, что в дальнейшем должно обеспечить получение большей прибыли. Но, в тоже время это приводит к большой конкуренции.
В настоящее время предприятие вступило в период активной конкуренции за рынки сбыта. Коммерческую деятельность предприятия на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке. Можно утверждать, что для того, чтобы реализовать указанную политику и выиграть в конкуренции на качественном уровне, необходима грамотная и эффективная организация торговой деятельности предприятия. На предприятии с 2007 года введена штатная единица - менеджер, введении которого находится вся коммерческая деятельность, в том числе и торговый процесс магазина «Барс».
Рассмотрим выполнение плана товарооборота магазина «Барс» по кварталам.
Таблица 2.1.1 - Выполнение плана товарооборота по кварталам в магазине «Барс» за 2008г., тыс. руб.
Факт |
План |
Отклонение |
% выполнения | |
1 квартал |
385,2 |
400,0 |
-14,8 |
103,8 |
2 квартал |
481,3 |
450,0 |
+31,3 |
106,9 |
3 квартал |
456,8 |
450,0 |
+6,8 |
101,5 |
4 квартал |
363,7 |
400,0 |
-36,3 |
90,9 |
Итого |
1687,0 |
1700,0 |
-13,0 |
99,2 |
Фактический товарооборот составил 1687,0 тыс. руб. Планировалось же выполнить розничный товарооборот в размере 1700,0 тыс. руб., т. е план за 2008 год по товарообороту недовыполнен на 0,8%. Максимальное значение товарооборота было достигнуто в июне месяце и составило 195,8 тыс. руб. Второе место по величине товарооборота занимает август. Значение составило 201,3 тыс. руб. Причиной высокого спроса на товары стало то, что в летние месяца на берег Волги приезжает много отдыхающих и дачников.
По кварталам розничный товарооборот магазина «Барс» в 2008году распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в товарообороте занимает оборот второго и третьего кварталов - 28,6% и 27,1% соответственно, а наименьший удельный вес в обороте за данный период приходится на четвертый квартал – 21,5%. Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам, наглядно отражена на рис.2.
Рис. 2 Выполнение плана розничного товарооборота магазина «Барс» по кварталам за 2008 год.
Величина товарооборота зависит от ассортимента товаров, представим в виде диаграммы товарооборот по ассортименту анализируемого магазина за 2008 год.
Дальнейший анализ по магазину невозможен, так как в НОПО «Сокольское райпо» учет издержек обращения ведется в целом по райпо, по магазину «Барс» отдельного учета нет.
За аренду
помещения НОПО «Сокольское райпо»
выплачивает ГПНО «
За 2008 год оборот розничной торговли в НОПО «Сокольское райпо» возрос на 15 пунктов, в то время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%.
В последе время в РФ очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести все торговые точки Сокольского райпо. В последнее время на ПО «Сокольский хлеб» много уделяется внимания разработке и внедрению в производство более дешевых видов хлебобулочных изделий. Так, например, в начале 2009 года на прилавке магазина Хлебокомбината появился батон с повышенным содержанием отрубей и более низкой ценой, в народе его стали называть «хлеб для бедных». Хотя пищевая ценность данного продукта нисколько не ниже ранее выпускаемых батонов.