Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение организации розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретной торговой точки и разработка предложений по совершенствованию организации розничной торговли продовольственными товарами.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия. Проанализирована организационная структура управления и финансовое состояние НОПО «Сокольское райпо» в динамике за последние два года.
- на базе анализа розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс», принадлежащего Потребительскому обществу изучены содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале, выявлены проблемы в организации торгового процесса. Проведен анализ основных компонентов внутреннего и внешнего окружения магазина, анализ потребительского рынка, исследованы основные конкуренты, сделан анализ поставщиков, анализ ассортиментной политики магазина «Барс».
- предложены мероприятия по совершенствованию организации торговли продовольственными товарами в магазине «Барс».
Реферат………………………………………………………………………..… 3
Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика НОПО «Сокольское райпо»
1.1 Общая характеристика НОПО «Сокольское райпо»……………………... 6
1.2 Анализ торговой деятельности НОПО «Сокольское райпо»……………...9
Глава 2. Анализ организации розничной торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»
2.1. Анализ коммерческих операций магазина «Барс»………………………..31
2.2. Анализ торгово-технологических операций магазина «Барс»…………..51
Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс»………………………………………………....67
Заключение ………………………………………………………………………83
Список использованной литературы ………………………………………..…87
Приложения
Представим рейтинговую оценку поставщиков в виде диаграммы:
Рис. 3 Выбор поставщика и определение его рейтинга
Из полученных данных видно, что наилучшим партнером для предприятия, является фирма ООО «ВКТ», так как имеет наибольший итоговый рейтинг.
В дальнейшем проанализируем конкурентов. У магазина «Барс» имеется много конкурентов. На данный момент вблизи магазина расположено 4 крупных продовольственных магазина, один рынок и большое количество минимаркетов. Именно этот фактор заставляет коллектив магазина бороться за «своего покупателя», то есть привлекать его своими ценами, ассортиментом, качеством товара, качеством обслуживания. Одним из важнейших показателей, определяющих конкурентоспособность фирмы, является доля фирмы на рынке. Долю фирмы на рынке можно определить исходя из информации об объемах продаж.
Доля фирмы = V продаж фирмы / S всех V продаж х 100%
Таблица 2.1.5 - Средний объем продаж магазинов - конкурентов за год
Торговый центр «Ладья» |
Магазин «Барс» |
Магазин «Каскад» |
Магазин «Сокол» |
Минимаркеты 6 шт. | |
Объем продаж, тыс. руб. |
2595 |
1800 |
1252 |
765 |
1088 |
Общий объем продаж или емкость рынка составляет 7500,0 т. руб.
Рассчитаем долю каждого магазина в общем объеме продаж:
Графически это выглядит следующим образом:
Рис. 4 Доля конкурентов в общем объеме продаж за 2008 г.
Из графика видно, что Торговый центр «Ладья» имеет самую большую долю на местном рынке, которая составляет 34,60%.
В дальнейшем необходимо провести анализ ассортимента продовольственных товаров.
В ассортименте магазина «Барс»» преобладают алкогольная продукция, хлебобулочные изделия и молочные, гастрономия, замороженные продукты, бакалея и т.д. В магазине стремятся к увеличению ассортимента и стараются предлагать товары ведущих производителей, т.е. те которые пользуются спросом.
Таблица 2.1.6 - Анализ ассортимента продовольственных товаров по товарообороту магазина «Барс» за 2007 – 2008гг., тыс. руб.
Товарные группы |
2007г. |
2008г. |
Отклонение (+/-) |
Темп роста % | ||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % | |||
1.Виноводочные изделия |
120,45 |
11,1 |
265,22 |
15,8 |
+144,77 |
220,2 |
2.Соки и газ. вода |
78,78 |
7,2 |
123,25 |
8,1 |
+1,47 |
108,8 |
3.Кондитерские изделия |
70,64 |
6,5 |
95,08 |
7,8 |
+24,44 |
134,6 |
4.Хлеб и хлебобулочные изделия |
244,53 |
22,5 |
386,26 |
25,3 |
+141,73 |
158,0 |
5.Консервация |
11,51 |
1,0 |
52,10 |
3,4 |
+40,59 |
452,6 |
6.Сахар |
31,52 |
2,9 |
48,85 |
3,2 |
+17,33 |
155,0 |
7. Детское питание |
56,12 |
5,2 |
66,18 |
4,3 |
+10,06 |
117,9 |
8.Колбасные изделия |
68,47 |
6,3 |
94,66 |
6,2 |
+26,19 |
138,2 |
9.Молочные продукты |
45,23 |
4,2 |
56,20 |
3,7 |
+10,97 |
124,2 |
10.Масло растит. и кетчупы, оливки |
58,23 |
5,3 |
68,12 |
4,5 |
+9,89 |
117,0 |
11.Кулинария |
14,21 |
1,3 |
12,52 |
0,8 |
-1,69 |
98,1 |
12.Рыбные продукты |
143,23 |
13,2 |
102,53 |
6,7 |
+40,7 |
71,6 |
13.Замороженная продукция |
105,12 |
9,7 |
115,80 |
7,6 |
+10,68 |
110,1 |
14.Фрукты и овощи |
38,75 |
3,6 |
39,96 |
2,6 |
+1,21 |
103,1 |
Итого |
1086,79 |
100 |
1526,73 |
100 |
+439,94 |
140,5 |
За 2008г. розничный товарооборот увеличился по всем группам на 439,94 тыс. руб. или 40,5%. Увеличение товарооборота связано в первую очередь с увеличением физического объема продаж, а также с увеличением ассортимента. Рост доли товарооборота наблюдается в кондитерских товарах на 34,6%, это связано с появлением в продаже изделий кондитерского цеха Сокольского хлебокомбината. Молочные продукты увеличились на 24,2%, что связано с расширением ассортимента на молочную продукцию и постоянным спросом. В постоянном спросе находятся винно-водочные и хлебобулочные изделия.
Наглядно ассортимент выглядит следующим образом:
Рис. 5 Структура товарооборота по различным видам продукции в магазине «Барс» за 2007- 2008 гг., %
Проведем
анализ представленного ассортимента.
Результаты занесем в таблицу.
Таблица 2.1.7 - Оценка ассортимента магазина «Барс» с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка.
Наименование товарных групп |
Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов | |
«Взыскательные потребители» |
«Потребители, ориентирующиеся на качество товара» | |
Алкогольные напитки |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор алкогольных напитков. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. |
Безалкогольные напитки |
Соответствие среднее. Представлен
очень широкий ассортимент |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. В магазине представлен широкий ассортимент безалкогольных напитков от различных производителей по различным ценам. |
Кондитерские товары |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор как импортной, так и отечественной продукции. Ассортимент представлен широко распространёнными марками. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Качество товаров высокое. Популярные модели представлены глубоким ассортиментом на любой вкус. |
Таблица 2.1.8 - Анализ динамики реализации товаров по ассортименту.
Наименование товаров (товарных групп) |
Объем продажи, тыс. руб. |
||
Базисный период 2007 г. |
Отчетный период 2008г. |
Темп роста, % | |
Кондитерские товары |
51,0 |
67,0 |
131,4 |
Алкогольные напитки |
120,0 |
265,0 |
220,8 |
Безалкогольные напитки |
78,0 |
123,0 |
157,7 |
Метод АВС заключается в делении товаров на три категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости. Все товары по ассортименту располагают в порядке убывания общей суммы продаж (как правило, за год). При этом к группе А относят все наименования товаров начиная с первого, общая стоимость продаж по которым составила 55-70% суммарной стоимости годового объема продаж. В группу В включают позиции, общая сумма продаж по которым составляет 25-30% от общей суммы, соответственно в группу С — номенклатурные позиции, продажи по которым составляют 15-30% от общей суммы годовых продаж.
Данные по отчётному периоду представлены в таблице
Таблица 2.1.9 -Разделение товаров (товарных групп) на подгруппы А, В и С в отчетном периоде.
Наименование товара (товарной группы) |
Объем продаж, тыс. руб. |
Доля вклада, % |
Группа и ее вклад в результат |
Безалкогольные напитки |
123 |
27,03 |
В 27,03% объёма продаж |
Кондитерские товары |
67 |
14,73 |
С 14,73% объёма продаж |
Алкогольные напитки |
265 |
58,24 |
А 58,24% объёма продаж |
Выводы:
Затем в магазине осуществляется сам процесс торговли продовольственными товарами. Особое внимание уделяется пришедшему в магазин покупателю. При этом обращается внимание на опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к видам, сортам и другим признакам товаров. Эта операция выполняется торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец дает квалифицированную консультацию покупателю, которая включает сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда и времени. На качество их выполнения, а, следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца. В магазине работает 4 продавца и одна заведующая, стаж работы, которых в торговле составляет от 5 до 15 лет.
Выставленные в магазине образцы товаров снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, сорт, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь. Как отмечалось выше, товар в магазине для ознакомления покупателей с ассортиментом выкладывается на прилавках, на пристенном оборудовании, в холодильных камерах.
Продажа товаров с открытой выкладкой
более удобна по сравнению с традиционными
методами, так как многие покупатели
имеют возможность одновременно
знакомиться с выложенными