Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение организации розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретной торговой точки и разработка предложений по совершенствованию организации розничной торговли продовольственными товарами.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия. Проанализирована организационная структура управления и финансовое состояние НОПО «Сокольское райпо» в динамике за последние два года.
- на базе анализа розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс», принадлежащего Потребительскому обществу изучены содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале, выявлены проблемы в организации торгового процесса. Проведен анализ основных компонентов внутреннего и внешнего окружения магазина, анализ потребительского рынка, исследованы основные конкуренты, сделан анализ поставщиков, анализ ассортиментной политики магазина «Барс».
- предложены мероприятия по совершенствованию организации торговли продовольственными товарами в магазине «Барс».
Реферат………………………………………………………………………..… 3
Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика НОПО «Сокольское райпо»
1.1 Общая характеристика НОПО «Сокольское райпо»……………………... 6
1.2 Анализ торговой деятельности НОПО «Сокольское райпо»……………...9
Глава 2. Анализ организации розничной торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»
2.1. Анализ коммерческих операций магазина «Барс»………………………..31
2.2. Анализ торгово-технологических операций магазина «Барс»…………..51
Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс»………………………………………………....67
Заключение ………………………………………………………………………83
Список использованной литературы ………………………………………..…87
Приложения
Так же в ходе опроса были заданы следующие вопросы и получены ответы. Рассмотрим данные опроса покупателей магазина.
6. На вопрос о необходимости дальнейшего расширения ассортимента продовольственных товаров 43% опрошенных считают необходимым и в дальнейшем расширять ассортимент изделий, 30% - ассортимент считают достаточным, для остальных 27% ассортимент не имеет значения.
7. Отвечая
на вопрос о том, всегда ли
покупатели советуются с
8. При
ответе на вопрос о графике
завоза продовольственных
9. Отвечая на вопрос, нуждаются ли продукты питания в рекламе 43% опрошенных ответили положительно, 40% - ответили, что продовольственные товары в рекламе не нуждаются, 17% - иногда нуждаются.
Рассматривая вопрос потребительского поведения, стоит учитывать не только «внешние» факторы, оказывающие на него влияние, но также и «внутренние», то есть индивидуальные особенности покупателей. Таким образом, представляется продуктивным отказаться от традиционного образа «психологически усредненного» покупателя и исходить из неоднородности потребительских психотипов.
В рамках данного исследовательского проекта использовалась методика, согласно которой из списка предложенных высказываний респондентам нужно было отобрать те, которые описывают наиболее характерные для них виды покупательского поведения. Результаты опроса и последующий статистический анализ позволили определить группы потребителей, обладающих определенным набором критериев, которые оказывают влияние при выборе ими продуктов питания и торговых точек.
Итак, можно выделить пять групп покупателей (рис. 6), каждая из которых характеризуется особым поведением: семейные, рациональные, экономные, безразличные (табл. 2.2.2).
Группы покупателей
Рис. 7 Распределение покупателей по поведению
Таблица 2.2.2 - Важнейшие критерии при выборе покупки для разных групп покупателей
Критерии |
Рациональные |
Семейные |
Экономные |
Безразличные |
Ассортимент |
Приобретают только тот товар, который запланировали купить |
Любят большие магазины с большим ассортиментом |
Любят большие магазины с большим ассортиментом (деликатесы и экз. товары) |
Предпочитают маленькие магазины с ограниченным ассортиментом (считают, что такие магазины экономят время и деньги) |
Цена |
Внимательны к ценам, предпочитают при возможности сэкономить |
Внимательны к ценам, предпочитают при возможности сэкономить (ориентированы на скидки) |
Цена не имеет значение (не экономят на еде), не обращают внимания на ценники |
Внимательны к ценам, предпочитают сэкономить |
Качество товара |
Качество играет значение, но т.к. ими приобретается определенный товар, то соответственно этот товар качественный |
Предъявляют требования к качеству товара |
Качественный товар приобретают за любые деньги |
Предъявляют требования к качеству товара |
Обслуживание |
Не имеет большого значения для покупателей |
Ценят наличие дополнительных услуг (участвуют в акциях, дегустациях) |
Любят качественное обслуживание и ценят наличие дополнительных услуг |
Не имеет большого значения для покупателей |
К группе безразличных относятся те потребители, которые не могут достаточно четко описать свои покупательские стратегии, но их численность не многочисленна (6%).
При этом наиболее активные покупатели, у которых личные траты на продукты питания составляют более 3 тысяч рублей в неделю, принадлежат в основном к первым двум группам. Так, 34% активных покупателей относятся к семейным и рациональным, 26% к экономным.
Далее опрос
показал, что о магазине потребители
знают в основном из рекламы –
59%, 23% узнали случайно (проходя мимо),
18% от друзей и знакомых. Рекламные
послания хорошо информируют, налаживают
коммуникации с потребителями, привлекают
их для посещения данного
Таблица 2.2.3 - Распределение предпочтений покупателей
Источники информации |
Значения |
Радио |
0 |
Телевидение |
0 |
Газеты |
28 |
Стенды |
57 |
Листовки |
0 |
Устное оповещение в магазине |
18 |
Все виды |
10 |
Из таблицы видно, что наиболее предпочтительными источниками информации для потребителей является стенды, так считает 57% опрошенных респондентов. Второе место по наиболее предпочтительным источникам занимают газеты (28%). На третьем месте устная информация продавцов (18%), ни телевидение, ни радио, ни листовки в магазине «Барс» не применяются совсем. Десять процентов респондентов хотят, чтобы информация о магазине размещалась сразу во всех источниках информации.
Определение уровня удовлетворенности качеством обслуживания клиентов магазина «Барс».
Важнейшим параметром, характеризующим сферу обслуживания в продовольственном магазине, является атмосфера торгового зала. Помещение в магазине «Барс» характеризуется как светлое (34%), ухоженное (56%), чистое (81%), темное (64%), неухоженный (21%), загрязненное (12%).
Давая комплексную оценку дизайну торгового зала, состоянию размещающегося в нем торгового оборудования, доступности товаров для покупателя, удобству размещения товаров на торговом оборудовании, большинство покупателей (14%) говорят о высоком уровне, 38% - о среднем уровне и 48% отмечают низкий уровень.
Дополняет атмосферу торговой точки уровень обслуживания потребителей персоналом, занятого в торговом процессе магазина. Большинство покупателей в настоящее время оценивают уровень обслуживания в магазине как высокий 31% и средний 45%, 24% отмечают низкий уровень обслуживания в исследуемом торговом центре.
По поводу работы персонала, что именно покупателям не нравится в их работе – 45,7% ответили, что они малообщительны, 28,6% не устраивает квалификация работников, 12,4% отвечали на открытый вопрос по-разному. Кого – то не устраивает медлительность продавцов, кого-то процесс обслуживания, кого-то порой грубое отношение и т.д. Подобная ситуация требует от владельца продовольственного магазина определенной работы по повышению качества и благожелательного процесса продаж. Невнимательное отношение к покупателям, как известно, снижает лояльность клиентов к данному супермаркету и приводит к потере клиентов, и как следствие, снижение прибыли.
Одним из путей решения этой проблемы является метод «Загадочный клиент», т.е. контролер, тайно проверяющий состояние атмосферы продаж. В том числе и вежливость продавцов.
Таблица 2.2.4 - Значимость квалификационных характеристик обслуживающего персонала
Показатели обслуживания |
Очень важно |
Важно |
Достаточно важно |
Не важно |
Внимательность, вежливость, доброжелательность |
60 |
32 |
25 |
13 |
Консультации по товару |
36 |
30 |
41 |
23 |
Совет по выбору товара |
33 |
55 |
23 |
19 |
Способность адекватно вести себя в разных ситуациях |
25 |
35 |
43 |
27 |
Знание ассортимента |
23 |
32 |
24 |
51 |
Предложение замены |
19 |
37 |
48 |
26 |
Как видно из табл.2.2.4 для покупателей очень важно то, с каким отношением к ним относится персонал. Многим хочется, чтобы персонал был вежливый и доброжелательно относился к покупателям (60% респондентов). Такой показатель как консультации по товару (41%) большинство покупателей оценили как достаточно важно. Это связано с тем, что большинство покупателей, как мы выяснили ранее, посещают магазин каждый день и выучили весь ассортимент товара. Многие выбрали для себя тот товар, который им больше всего подходит, и приобретают в большей части его. Совет по выбору товара для покупателей важен (55%). Способность персонала адекватно реагировать на разные провокации (43%) достаточно важна для покупателей. Знание ассортимента (51%) обслуживающим персоналом для покупателей не важно, так как большая часть покупателей приходит в магазин за определенным товаром, и знают где его найти в торговом зале. Предложение замены одного товара другим носит достаточно важный (48%) характер.
Потребителей привлекает широта ассортимента, они оценили его как хороший, но чтобы узнать всегда ли они могли купить то, что задумали, мы включили данный вопрос в анкету. Результаты показали, что 66% всегда видят то, что им необходимо, но 34% не всегда удовлетворены широтой ассортимента. Некоторые респонденты отвечали, что не могли купить необходимый товар в связи со сложностью разглядеть его. Что касается выкладки товара, то 26% покупателей выкладка устраивает полностью, 74% не устраивает. В основном не устраивает из-за того, что товар расположен выше уровня глаз покупателей, ценники не всегда на своем месте.
По результатам анализа анкет выяснилось, что качество обслуживания в общем: полностью устраивает – 65%, частично устраивает – 22%, не устраивает совсем – 13% покупателей в магазине «Барс».
Чтобы узнать, что конкретно покупателям не нравится в качестве обслуживания, также был задан открытый вопрос.
Результаты получились следующие:
Таблица 2.2.5 - Качество обслуживания
Мнение покупателей |
Значение |
Не устраивает покупателей: очереди |
25% |
Не хватает продавцов |
10% |
Не устраивает ассортимент |
16% |
Нет продукции определенной марки |
11% |
Неудобная выкладка |
11% |
Не устраивает качество товара |
9% |
Не уточнили причину |
18% |