Организация розничной торговли продовольственными товарами и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение организации розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретной торговой точки и разработка предложений по совершенствованию организации розничной торговли продовольственными товарами.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия. Проанализирована организационная структура управления и финансовое состояние НОПО «Сокольское райпо» в динамике за последние два года.
- на базе анализа розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс», принадлежащего Потребительскому обществу изучены содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале, выявлены проблемы в организации торгового процесса. Проведен анализ основных компонентов внутреннего и внешнего окружения магазина, анализ потребительского рынка, исследованы основные конкуренты, сделан анализ поставщиков, анализ ассортиментной политики магазина «Барс».
- предложены мероприятия по совершенствованию организации торговли продовольственными товарами в магазине «Барс».

Содержание работы

Реферат………………………………………………………………………..… 3
Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика НОПО «Сокольское райпо»
1.1 Общая характеристика НОПО «Сокольское райпо»……………………... 6
1.2 Анализ торговой деятельности НОПО «Сокольское райпо»……………...9
Глава 2. Анализ организации розничной торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»
2.1. Анализ коммерческих операций магазина «Барс»………………………..31
2.2. Анализ торгово-технологических операций магазина «Барс»…………..51
Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс»………………………………………………....67
Заключение ………………………………………………………………………83
Список использованной литературы ………………………………………..…87
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 199.53 Кб (Скачать файл)

Немаловажной  проблемой для общества до сих  пор остается низкая заработная плата  продавцов и обслуживающего персонала, в связи с этим наблюдается  текучесть кадров. Так за 2008 год  руководству общества неоднократно пришлось закрывать и открывать продовольственный магазин на ул. Новая в северной части поселка из-за текучести кадров.

Необходимо также отметить, что  проблемой так же является высокая  наценка на товары- 25%.

Следующая проблема  магазина «Барс» - отсутствие информационной поддержки на базе компьютерного  обеспечения.

 Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.

В этом ряду особое место занимают компьютеры и  другое электронное оборудование, связанное  с их использованием в качестве инструмента  для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Торговая точка  «Барс» НОПО «Сокольское райпо» не оснащена персональными компьютерами, весь учет ведется в бухгалтерии потребительского общества. Заведующий магазином сдает в бухгалтерию отчеты о движении товара в магазине, о его поступлении, продаже и остатках на складе на бумажных носителях. Документооборот в магазине не автоматизирован. Поэтому говорить об эффективности рационализации труда работников магазина не приходится.

В розничной  торговле НОПО «Сокольское райпо» применяют следующие виды продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.

В анализируемом  магазине продажа ведется через  прилавок обслуживания; для ознакомления покупателей с ассортиментом товар выкладывается на прилавках,  на пристенном оборудовании.

В магазине имеются два входа-выхода, которые оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на открытие, закрываются они на внутренние замки (1-й вход для покупателей, а второй - служебный). Окна оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на разбитие. Общая площадь магазина - 180 м2, площадь торгового зала - 100 м2 , подсобные помещения занимают 80 м2 . Торговый зал освещается лампами дневного освещения.

В магазине кабинет заведующей магазином и бытовое помещение (раздевалка), комната для приема пищи - это все в одном кабинете. Для хранения товаров имеется склад. Отдельного помещения для приемки товаров и подвальных помещений в магазине нет.

Метод продаж – традиционный через прилавок. В магазине имеется оборудование: немеханическое (горки, прилавки, столы), кассовое оборудование ЭКР – 31 – 02 – 1 машина, холодильное оборудование – в виде прилавков, где поддерживается t от 0 до 80С. Перевод хотя бы некоторой части продовольственных товаров на самообслуживание - это один из основных путей совершенствования розничной торговли.

Весоизмерительное оборудование – это электронные  весы «Дина», грузоподъемностью до 5 килограмм, обыкновенные циферблатные весы – ВНЦ – 10, товарные весы грузоподъемностью до 100 килограмм.

 Рекламная  работа магазина – это световые  витрины, вывески, где указан отделы, в которых можно купить интересующий вас товар. Имеются информационный стенд – где изложены правила торговли, выдержки отдельных статей Закона «О защите прав потребителей», телефоны инспекции и комитета по защите прав потребителей, сообщения о новых товарах.

Основную  рекламную функцию выполняет  печатная маркировка на товарах и  устная речь продавца. В магазине имеется книга отзывов и предложений. Она пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписью директора магазина, вывешена на видном месте. Выдается по первому требованию покупателей.  Но существенная рекламная компания в магазине не организована надлежащим образом.

Организация коммерческих связей с поставщиками товаров занимает особое место среди  инструментов коммерческой деятельности магазина «Барс», так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.

В новых  условиях хозяйствования организация  коммерческой деятельности всех торговых предприятий НОПО «Сокольское райпо» строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за выполнение принятых обязательств.

Все операции по организации торгово-оперативных  процессов и управлению ими с  целью достижения высокой экономической  эффективности работы торгового  предприятия «Барс» связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Но так как магазин «Барс» работает в системе потребительской кооперации непродолжительное время, то руководству магазина предстоит еще большая работа по наработке хозяйственных связей с  наиболее перспективными поставщиками товаров.

Необходимость ускорения адаптации торговли к  условиям рыночной экономики требует  организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий  с поставщиками товаров. В этом отношении  особую актуальность приобретают прямые договорные связи торговых предприятий  с производителями товаров.

Основной  схемой поставки  продовольственных  в магазин «Барс» является поставка продуктов по прямым договорам. Так хлебобулочные изделия поступают в торговую точку напрямую с ООО «Сокольский хлебозавод»,  масла и молочная продукция поступает из соседнего  Ковернинского района, хотя в поселке есть свой молокозавод, только его продукция отправляется в  различные торговые точки города Н. Новгород. Винно-водочная продукция транспортом автохозяйства НОПО «Сокольское райпо» поставляется с оптовых баз города Н.Новгород.

Мясные  изделия поступают в основном от ООО «Торговый дом Колиз», ООО  «Компания ВКТ», соленая и свежемороженая рыба, рыбные консервы поступают  от компании ООО «Генерал Мороз». Также поставщиками продовольственных товаров в различном ассортименте являются индивидуальные предприниматели Комнов А.В., Степанов В.В., Росляков И.М.,  Кленова В.А.,  ООО «Аркис», компания «Кондитерский базар», ООО «Штофф» и другие. Все они расположены в Н.Новгороде, находящемся на расстоянии 160 км от торговой точки «Барс» Сокольского района. 

Доставка  товара самими поставщиками осуществляется по графику по определенным дням один раз в неделю, транспортные услуги входят в стоимость товара. Хлебобулочные  изделия поставляются ежедневно  в определенные часы, согласно заявки, поданной заведующей магазина диспетчеру ООО «Сокольский хлебозавод», кисломолочная  продукция  завозится транспортом  поставщика два раза в неделю.  Завоз недостающего товара по ассортименту заведующий магазина осуществляет по своему усмотрению.

  Работа магазина с поставщиком построена таким образом: еженедельно заведующая магазином снимает фактический остаток по товарам, высчитывают выручку, и составляет заявку.

Прием товара осуществляется материально  ответственными лицами. Сопроводительными документами при приемке продовольственных товаров являются: товарно-транспортная накладная, счет фактура, сертификат соответствия (Приложение 12). 

Если  поставщик разовый, то он предъявляет  сертификат соответствия, на котором должна быть «живая» печать, а если постоянный, то в магазине должна быть копия сертификата с живой печатью, а не накладная указывающая его номер и срок действия.

Сделаем вывод, что система товароснабжения в магазине «Барс» очень проста: товар поступает от поставщиков и хранится на складе, холодильных и морозильных установках, и работает он круглосуточно, без выходных.

В дальнейшем произведем анализ поставщиков, так  как деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.

По каким  показателям целесообразно оценивать  деятельность поставщиков?

 В  решении этого вопроса нет  единого подхода. Однако есть  обобщенный вариант показателей,  которые определяют предпочтительность  поставщиков: репутация и имидж; надежность; качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам; возможный объем поставки; соблюдение сроков, графиков поставки; уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цены /качество, цена/ количество); условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов); взаимоотношение с заказчиками (доверительные, тесные, долговременные, комфортные или эпизодические, формальные, диктаторские); дополнительные услуги.

С этой целью рекомендуется рассчитать рейтинги потенциальных поставщиков, провести ранжирование и определить наилучшего партнера.

Одной из мер по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «Барс», является правильное и своевременное составление заказа поставщикам товара. Таким образом, разнообразие и большое число потенциальных поставщиков требуемой продукции делает весьма актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную торговую деятельность магазина.

В целом  эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:

- выявление  потенциальных поставщиков;

- анализ  выявленных поставщиков;

- определение  рейтинга и ранжирование выявленных  поставщиков.

Подробно  рассмотрим завершающий этап для  принятия решения о выборе поставщика, которым является определение их рейтинга и ранжирование.

Этот  метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. В качестве поставщиков продукции, рассмотрим такие фирмы как Торговый дом «Колиз», ООО «ВКТ», ООО «Генерал Мороз». НОПО «Сокольское райпо», успешно сотрудничает с этими фирмами, проведем их анализ по методу рейтинговых оценок.

 

Таблица 2.1.2 - Торговый дом «Колиз»

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной  шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку.

1. Надежность поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество товара

0,15

8

1,2

4. Условия платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6. Месторасположение поставщика

0,05

4

0,2

Итого:

1

 

6,3


 

Таблица  2.1.3 - ООО «ВКТ»

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной  шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку.

1. Надежность поставки

0,15

8

1,2

2. Цена

0,30

7

2,1

3. Качество товара

0,25

6

1,5

4. Условия платежа

0,15

7

1,05

5. Возможность внеплановых поставок

0,05

4

0,20

6. Месторасположение поставщика

0,10

4

0,40

ИТОГО:

1

 

6,45


 

Таблица 2.1.4 - ООО «Генерал Мороз»

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной  шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку.

1. Надежность поставки

0,10

7

0,70

2. Цена

0,15

8

1,2

3. Качество товара

0,30

7

2,1

4. Условия платежа

0,25

4

1

5. Возможность внеплановых поставок

0,15

4

0,60

6. Месторасположение поставщика

0,05

6

0,30

ИТОГО:

1

 

5,9

Информация о работе Организация розничной торговли продовольственными товарами и пути ее совершенствования