Организация розничной торговли продовольственными товарами и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение организации розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретной торговой точки и разработка предложений по совершенствованию организации розничной торговли продовольственными товарами.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия. Проанализирована организационная структура управления и финансовое состояние НОПО «Сокольское райпо» в динамике за последние два года.
- на базе анализа розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс», принадлежащего Потребительскому обществу изучены содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале, выявлены проблемы в организации торгового процесса. Проведен анализ основных компонентов внутреннего и внешнего окружения магазина, анализ потребительского рынка, исследованы основные конкуренты, сделан анализ поставщиков, анализ ассортиментной политики магазина «Барс».
- предложены мероприятия по совершенствованию организации торговли продовольственными товарами в магазине «Барс».

Содержание работы

Реферат………………………………………………………………………..… 3
Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика НОПО «Сокольское райпо»
1.1 Общая характеристика НОПО «Сокольское райпо»……………………... 6
1.2 Анализ торговой деятельности НОПО «Сокольское райпо»……………...9
Глава 2. Анализ организации розничной торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»
2.1. Анализ коммерческих операций магазина «Барс»………………………..31
2.2. Анализ торгово-технологических операций магазина «Барс»…………..51
Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс»………………………………………………....67
Заключение ………………………………………………………………………83
Список использованной литературы ………………………………………..…87
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 199.53 Кб (Скачать файл)

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться  на рабочем месте продавца. Роль контролера-кассира отводится одному и тому же продавцу, который обслуживает покупателя. Недостаток в том, что порой покупатель не может контролировать процесс подсчета итога покупки товаров.

По результатам анализа коммерческих операций магазина «Барс» можно сделать  следующие выводы:

  • розничный товарооборот по продовольственным товарам в 2008г. по сравнению с 2007г. вырос на 48,2%, план же остался недовыполненным на 0,8%,  товарооборот  в магазине представлен  развернутым  ассортиментом, основная доля товарооборота  приходится на хлеб и хлебобулочные изделия, алкогольную продукцию;
  • не наработаны связи с поставщиками, товар в основном по прямым договорам, список поставщиков недостаточно широк, в основном продукция поставляется 3-5 основными поставщиками и только раз в неделю;
  • обслуживание проводится через прилавок магазина, роль продавца и контролера-кассира выполняет один и тот же человек, покупатель не контролирует процесс подсчета итога покупки, о самообслуживании пока и не ведется речи;
  • не организована существенная реклама в магазине, в настоящее время основная реклама сводится к печатным маркам на товаре и устной речи продавцов;
  • уровень оснащения электронным оборудованием низкий, в магазине имеется только телефон, документооборот не автоматизирован, все отчеты сдаются в офис райпо на бумажных носителях.

 

2.2 Анализ и организация торгово-технологического процесса продовольственными товарами в магазине «Барс».

Специфическая особенность организации  деятельности в магазине «Барс» в том, что здесь необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса.

Основными принципами организации этих процессов  в торговом магазине являются:

  1. обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
  2. обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
  3. достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения. Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.

В зависимости  от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров  в магазины, применяемых форм продажи  можно выделить три основные схемы  торгового и технологического процессов. Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу. Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и  продажу. Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, и  продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания (). В исследуемом магазине  одновременно действуют все три схемы. Схема торгово-технологического процесса в магазине «Барс» представлена в Приложении 2.

Первой  технологической операцией является приемка товаров поступивших в магазин  «Барс». Поступающие в магазин товары принимают все продавцы магазина, ответственность за приемку товаров возложена на заведующую магазина. При приемке товаров по количеству они проверяют соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступление в розничную сеть все продукты питания имеют сертификат соответствия. Маркировка на ярлыках мешков и коробках соответствует сертификату качества. На скоропортящиеся товары даются удостоверения с указанием даты и времени выработки сроков реализации, заверенные настоящей печатью и росписью ответственного лица.

После приемки  товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная  часть перемещается в охлаждаемые  камеры. При организации хранения товаров основное внимание уделяется  борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров  в соответствии с их физико-химическими  свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности  продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. В магазине имеется 3 стационарных камеры, две  из них находится на складе, другая  камера -  в торговом зале. В рыбной камере на стеллажах и  подтоварниках хранится рыбная продукция  при t 0 – 1оС. В молочной камере хранится маргарин, масло, майонез и др. продукция при t 0 + 6оС. В колбасной камере хранятся колбасные изделия. Остальная продукция хранится в складских помещениях на подтоварниках. Товар, рассортированный по группам (печенье, сушка; крупы и т.д.), хранится в заводской упаковке (коробки, мешки, ящики).

Наиболее  сложной и трудоемкой операцией  торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах  является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к  минимуму, что позволяет значительно  ускорить процесс их продажи. Подготовкой  товаров к продаже занимается заведующая магазином, которая ставит розничную цену, с учетом необходимой  наценки, пишет ценники, где указывает  наименование товара, сорт, расфасовку, изготовителя.

В анализируемом  магазине продажа ведется как  с открытой выкладкой, так и через  прилавок обслуживания;  применяется  также продажа по предварительным  заказам (торты, кондитерские изделия).  При открытой выкладке товар размещается  на рабочем месте продавца. Покупатель самостоятельно осматривает и выбирает нужный товар, при необходимости  пользуется консультацией продавца. Для ознакомления покупателей с  ассортиментом товар выкладывается на прилавках,  на пристенном оборудовании. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную на рабочем месте продавца. Отпускается, нарезается и взвешивается товар на рабочем месте продавца.

В магазине  «Барс» работает пять продавцов, на одного из них возложена ответственность  за материальные ценности, т. е. он является заведующим магазина.

Оплата  труда работников   торговой точки  НОПО «Сокольское райпо» производится в соответствии с Положением по оплате труда, на основе закона РФ «О потребительской  кооперации», закона о труде.

Заведующая  магазином получает оклад в размере 6000 рублей, остальные продавцы получают 4% от выполненного товарооборота за месяц на всех. За выполнение плана  по товарообороту всем работникам магазина предусмотрена премия в размере 20% от  основной заработанной платы.

Для анализа  торгового процесса  необходимо произвести расчет эффективности  использования  площади торгового зала:

Торговый зал можно разделить  на следующие зоны или площади: торговую, не торговую, установочную, проходов для  покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчетного узла.

Соотношение торговых и не торговых площадей определяется по формуле:

Кт.пл. = Sт.пл. /Sобщ.,

где Кт.пл. – коэффициент торговой площади; Sт.пл. - торговая площадь; 

Sобщ. - общая площадь магазина. Норматив: 0,7 и больше.

В магазине «Барс»» Кт.пл. = 100/180 = 0,55

Установочная  площадь — это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала.

Степень эффективности использования  площади торгового зала можно  определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

где К у — коэффициент установочной площади; S у — установочная площадь, м2;  S т. з — площадь торгового зала, м2.

В магазине «Барс» Ку = 80/100 = 0,8

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары.

Показателем, характеризующим степень использования  площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

где  К выкл — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; S выкл - площадь выкладки товаров, м2;  S т. э — площадь торгового зала, м2.

Нормой в  магазинах с индивидуальным обслуживанием являются 0,6-0,65, или 60-65 %.

В магазине  «Барс» Квыкл. = 55/100 = 0,55

Часть площади  торгового зала отводится под  зоны для проходов покупателей. В магазине «Барс» всего один небольшой проход и в вечернее время создается не удобство для движения покупателей.

В ходе анализа организации торгово-технологического процесса в магазине «Барс» отмечаются отрицательные тенденции:

  • процесс продажи товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей более сложен, чем в магазинах самообслуживания, фасовка товара, нарезка происходит на рабочем месте продавца, что отрицательно сказывается на обслуживании покупателей;
  • процесс хранения товара связан с недостатком складских помещений, для организации торгового процесса недостаточно в магазине площади торгового зала, назревает необходимость его расширения;
  • расчет эффективности использования торгового зала показал, что торговая площадь мала, недостаточно площади под выкладку товара, в магазине «Барс» всего один небольшой проход и в вечернее время создается не удобство для движения покупателей.

 В дальнейшем в дипломной  работе объектом исследования выступят индивидуальные потребители, так как необходимо выяснить у них как они оценивают элементы обслуживания данного магазина.

Предметом исследования является изучение восприятия потребителями уровня обслуживания на предприятии.

Результаты исследования дают возможность  предприятию выявить  предпочтения потребителей по разным параметрам обслуживания, оценить качество предоставляемого сервиса, дать рекомендации по доработке  стандартов обслуживания.

Анкетирование проводилось методом  самостоятельного заполнения анкетных листов респондентами. В анкету был  включен ряд вопросов, который  позволял оценить параметры качества обслуживания, определить уровень удовлетворения торговым залом, персоналом, а так  же степень удовлетворения дополнительными  услугами.

Магазином была разработана анкета (Приложение 13) для проведения опроса потенциальных потребителей, определена выборка потребителей, необходимых для опроса - в количестве 60 человек. На основании полученных из анкет данных была выполнена сегментация потребителей и данные занесены в таблицу.

Таблица 2.2.1 - Результат анализа опроса потребителей магазина

Принципы сегментации

Сегментация рынка по потребителям

1. Пол.

Структура в %

Мужской женский

70%              30%

2. Возраст.

Структура в %

18-30 30-45    свыше 46

15%      60%        25%

3. Среднедушевой доход.

Структура в %

До 5 тыс. 5-10 тыс. свыше 10 тыс.

   60%             35%         5%

4. Социальный статус.

Структура в %

Рабочий служащий личный бизнес

    30%            55%             15%

5. Личные качества.

Индивидуальность импульсивность амбициозность 

6. Требования к качеству покупаемого  товара.

Высокие средние низкие

   80%        15%           5%

7. Требования к качеству обслуживания.

Высокие средние низкие

    80%      15%            5%

8. Причина посещения предприятий  розничной торговли.

Материальное удовлетворение нужд покупателя.


 

На основании полученных данных, занесенных в табл. 20 можно сделать вывод о сегменте потребителей, на который магазину необходимо сделать упор: это, как правило, мужчины в возрасте 30-45 лет, служащие, имеющие доход 5 тысяч и выше рублей в месяц.

Большинство опрашиваемых охарактеризовало себя как  людей импульсивных, а при достаточной  мотивации (реклама, убеждения, личная беседа) такие люди готовы потратить  на покупку больше, чем планировали  заранее. Потенциальные потребители  магазина предъявляют высокие требования к качеству покупаемого товара, требования к уровню сервиса средние (возможно это связано с тем, что данная категория посетителей не привыкла посещать заведения «высокого» уровня сервиса, и не избалована им).

Информация о работе Организация розничной торговли продовольственными товарами и пути ее совершенствования