Организация розничной торговли продовольственными товарами и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение организации розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретной торговой точки и разработка предложений по совершенствованию организации розничной торговли продовольственными товарами.
В дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия. Проанализирована организационная структура управления и финансовое состояние НОПО «Сокольское райпо» в динамике за последние два года.
- на базе анализа розничной торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс», принадлежащего Потребительскому обществу изучены содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале, выявлены проблемы в организации торгового процесса. Проведен анализ основных компонентов внутреннего и внешнего окружения магазина, анализ потребительского рынка, исследованы основные конкуренты, сделан анализ поставщиков, анализ ассортиментной политики магазина «Барс».
- предложены мероприятия по совершенствованию организации торговли продовольственными товарами в магазине «Барс».

Содержание работы

Реферат………………………………………………………………………..… 3
Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика НОПО «Сокольское райпо»
1.1 Общая характеристика НОПО «Сокольское райпо»……………………... 6
1.2 Анализ торговой деятельности НОПО «Сокольское райпо»……………...9
Глава 2. Анализ организации розничной торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»
2.1. Анализ коммерческих операций магазина «Барс»………………………..31
2.2. Анализ торгово-технологических операций магазина «Барс»…………..51
Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс»………………………………………………....67
Заключение ………………………………………………………………………83
Список использованной литературы ………………………………………..…87
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 199.53 Кб (Скачать файл)

 

Определение уровня лояльности клиентов к супермаркету можно провести с помощью таблицы.

Таблица 2.2.6   - Определение уровня лояльности клиентов, %

Мнение покупателей

Значение

Я с гордостью говорю,

что я клиент магазина «Барс»

 

34%

Я намерен в дальнейшем

оставаться клиентом магазина «Барс»

 

58%

Я бы порекомендовал магазин «Барс»

своим знакомым и друзьям

 

25%

Я регулярно пользуюсь 

услугами магазина «Барс»

 

52%


 

Следует отметить, что в магазине «Барс» сформировалась  группа покупателей (52%), которые в настоящее время  постоянно пользуются услугами магазина и в дальнейшем останутся  его  клиентами (58%). 34% покупателей с гордостью  говорят, что они совершают покупки  в магазине «Барс» и порекомендовали  бы его друзьям (25%). В целом можно  судить о лояльном отношении покупателей  к магазину «Барс».

На основании  проведенного анкетирования можно  сформулировать  следующие выводы:

- основными  потребителями в магазине «Барс» являются семейные люди среднего и старшего возраста с уровнем дохода 5000 рублей, имеющие в большей части  состав семьи из 3-4 человек, проживают в северной части поселка;

- большинство  покупателей ходят в исследуемый  магазин регулярно с целью купить конкретный товар,  в основном тратят 300 – 500 рублей;

- важнейшими факторами при выборе магазина «Барс» выступают следующие: близость магазина к месту проживания или работы,  свежесть и ассортимент продуктов питания, выбор места потребления обусловлен уровнем цен;

- информацию  о магазине в основном узнают из устной рекламы продавцов и информации, расположенной на стенде магазина, ни телевидение, ни радио в рекламе магазине не участвуют.

Абсолютное  большинство покупателей в настоящее  время оценивают уровень обслуживания как  средний. При оценке ассортимента товаров в магазинах поселка почти половина респондентов отмечают  выбор товаров, как оптимальный. Давая комплексную оценку дизайну торгового зала, доступности товаров для покупателя, удобству размещения товаров на полках торгового оборудования в магазине больше половины говорят о низком уровне.

Наряду  с положительными результатами проеденного  исследования, выявились и минусы в культуре и качестве обслуживания:

- обслуживающий  персонал невнимательный, малообщительный,  недостаточно квалифицированный  и порой даже грубый. Особое  внимание следует уделять профессиональной  подготовке обслуживающего персонала,  т.к. покупатели отмечали, что  иногда продавцы не могут дать информацию о продаваемом товаре;

- покупатель  не всегда может найти нужный  товар, так как он расположен выше глаз покупателей;

- низкая  скорость обслуживания (потеря личного  времени) из-за очереди на кассе;

- недостаточный  ассортимент, отсутствие на полках  определенных товарных марок;

- порой  недоброкачественная продажа товаров.

На данный момент следует отметить все же лояльность покупателей к магазину «Барс» т.к. большая часть потребителей намерены и в дальнейшем оставаться клиентами данного предприятия, а четверть из опрашиваемых респондентов порекомендовали бы исследуемый магазин своим друзьям и близким.

 

Глава 3. Совершенствование розничной торговли продовольственными товарами в магазине «Барс» НОПО «Сокольское райпо»

Конкурентная  борьба на российском рынке розничной  торговли становится все более острой. Объем продаж по многим категориям товаров быстро достигает насыщения. С другой стороны, покупатель становится все более разборчивым и капризным. Уже недостаточно просто открыть  магазин и считать, что покупатель в любом случае придет. Вполне возможно, что он придет к конкуренту, который  предлагает лучший ассортимент, более  низкие цены, и лучший сервис.

В процессе написания работы сделаны следующие  выводы:

1. Для общей оценки работы предприятия была проанализирована экономическая эффективность работы НОПО «Сокольское райпо». Показатели свидетельствуют  частично о положительной динамике экономических результатов работы Потребительского общества  в течение последних двух лет. Финансовую ситуацию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, наблюдается увеличение розничного товарооборота. С другой стороны, имеет место рост  финансовой зависимости от внешних источников финансирования из-за высокого роста  оборотов потребительского общества (что требует дополнительного финансирования затрат в запасы готовой продукции и товаров для продаж). В данной ситуации необходимо усилить контроль затрат всех видов ресурсов, увеличивать объёмы на базе интенсификации производства.        Служба маркетинга недостаточно обращает  внимание на сбыт  продукции,  не следит за сроками реализации товара. В  создавшейся ситуации целесообразна продажа товаров  с наименьшей наценкой. Обращают на себя внимание низкое  значение показателя рентабельности собственного капитала. Таким образом, Потребительское общество, как на начало, так и на конец 2008 года находится в неустойчивом финансовом положении. В обществе слишком велико соотношение заемных  и собственных средств, заемные средства в 1,32 раза превышают собственные на начало года и только к концу  2008г. это положение частично исправляется.

2. Основной  целью дипломной   работы ставилась  задача изучение    розничной  торговли продовольственными товарами на примере конкретного магазина «Барс». Установлено, что план по розничному товарообороту по магазину недовыполнен на 0,8%, хотя он и увеличился в 2008г. по  сравнению с 2007г. на 48,2%. Увеличилась и доля основных товарных групп на 8,6%. В ассортименте товара наибольший удельный вес занимают хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские товары и алкогольная группа товаров. Анализ издержек обращения  по магазину не сделан, так как  в НОПО «Сокольское райпо» учет издержек обращения ведется в целом по райпо, по магазину «Барс» отдельного учета нет.  Часто бывает, что товар  в магазине заказывается в избыточном количестве. При традиционном подходе к ценообразованию (на основе себестоимости) такой товар после незначительной уценки лежит на полках магазина повышая уровень товарных запасов. Поэтому   это влечет потери  - снижение оборачиваемости, недополученная прибыль за счет неэффективного использования торговых и складских площадей.

3. Для достижения наибольшей  выручки  руководство магазина  «Барс»  учитывает пожелания и отзывы покупателей относительно ассортимента качества продаваемого товара. Поэтому  в  основном работа заключается в совершенствовании   торгово-технологического процесса. Магазин не должен  стоять на месте в своём развитии. Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса осуществляется путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.  В изучаемом магазине традиционный процесс продажи товаров покупателям более сложен, чем в магазинах самообслуживания, фасовка товара, нарезка происходит на рабочем месте продавца, что отрицательно сказывается на обслуживании покупателей. Процесс хранения товара осуществляется на складе и в основном  в холодильном оборудовании в виде прилавков. Для хранения товара недостаточно складских помещений, для организации торгового процесса недостаточно в магазине площади торгового зала, назревает необходимость его расширения. Основной схемой поставки  продовольственных в магазин «Барс» является поставка продуктов по прямым договорам, доставка производится редко, в основном один раз в неделю.  На торговом предприятии проводится работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Магазин «Барс» работает в системе потребительской кооперации непродолжительное время,  и поэтому  руководству магазина предстоит еще большая работа по  расширению сети поставщиков, по наработке хозяйственных связей с  наиболее перспективными поставщиками товаров.  Среди них для торговой точки являются: такие фирмы как Торговый дом «Колиз», ООО «ВКТ», ООО «Генерал Мороз».  Работа с ними соответствует  принципам: новшество, творческий подход, качество. Важным элементом коммерческой работы по сбыту в магазине «Барс»  является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Формирование ассортимента розничного товарооборота в магазине производится  заведующей магазина.  Ассортимент товара в магазине скудный, обычно ограничивается товарами первой необходимости. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия. Для такого учета необходимо  использовать оперативные данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризации, на основе которых определяются фактическая продажа отдельных товаров за большие периоды и обороты по продаже.

4. В Потребительском  обществе в целом, а так же  и в магазине «Барс»,  маркетинг   «не работает». В Сокольском  райпо  нет подразделения, которое  отвечало бы за разработку  и воплощение стратегии реализации  товара, да и продукции в целом, и увеличения выручки. Чтобы своевременно корректировать структуру, нужно непрерывно вести мониторинг структуры, периодически делать своего рода «фотографии» структурных подразделений райпо, чтобы сравнивать: что есть сегодня (какие функции закреплены за звеньями) и что должно быть исходя из поставленных задач.  

5. Изменение  лояльности покупателей к магазину  возможно с помощью проведения  маркетинговых исследований - опросов  покупателей. Такие исследования в магазине «Барс» проводятся крайне редко.

Давно известно, что важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. Ассортиментную и внутригрупповую структуру спроса отражают данные о продаже и запасах товаров, а также сведения о неудовлетворенном спросе. В магазине имеется книга жалоб и предложений. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить, если организовать учет продажи товаров и запасов по широкой номенклатуре товарного ассортимента, регистрацию неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров.

6. Организация сбора, обработки и анализа информации о внутригрупповой структуре продажи и запасов товаров по внутригрупповой структуре товарного ассортимента – сложная и трудоемкая задача. В торговой точке учет товародвижения не автоматизирован совсем. Хотя во внутригрупповом ассортименте товаров магазина «Барс» насчитываются тысячи разновидностей и учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники.

7. В рыночных условиях ни одно  торговое предприятие не может  успешно осуществлять реализацию  товаров без использования рекламы  в том или ином ее виде.  В магазине «Барс» не организована существенная реклама в настоящее время основная реклама сводится к печатным маркам на товаре и устной речи продавцов. Известный лозунг «Реклама – двигатель торговли» верно, отражает глубинную сущность рекламы – стимулировать сбыт товаров, двигать торговлю.  В условиях рынка реклама не только двигатель торговли, но и двигатель бизнеса, коммерции.

Для стимулирования сбыта товаров можно использовать различные виды рекламы: самые простые – оформление оконных и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров, более сложные – печатная, радиотелевизионная и другие современные ее виды.

Выбор эффективных методов розничной  продажи товаров – важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия. Очень перспективной с точки зрения повышения покупательской лояльности представляется политика информирования и обучения потребителей. Она представляет собой переход от обычных форм стимулирования спроса к усилиям помочь потребителям совершить покупку более обдуманно.

Для совершенствования розничной  торговли в магазине «Барс» НОПО «Сокольское  райпо» можно предложить:

- расширить торговый зал за счет складских помещений путем сноса стены разделяющей торговый зал и части складских помещений и перевести магазин на самообслуживание (Приложение 14).

- совершенствовать  технологию завоза товара в  магазин,  более чаще применять централизованную форму доставки товара, т. е.  организовать доставку товаров силами поставщиков не раз или два раза в неделю, а ежедневно. Для изучения поставщиков и их возможностей работник отдела менеджмента НОПО «Сокольское райпо» должен принимать участие в работе ярмарок; выставок - продаж и выставок - просмотров образцов новых и лучших видов товара, следить за рекламными объявлениями по радио и телевидению, в газетах и журналах, бюллетенях спроса и предложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами;

- совершенствовать  ассортимент товара и предоставляемых  услуг  магазина повседневного  спроса. Обеспечение необходимого  уровня обслуживания покупателей  и роста основных экономических  показателей деятельности товарного  предприятия в значительной степени  зависит от правильного формирования  ассортимента товаров в его  магазинах. Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет  стандартизировать все важнейшие  торгово-технологические процессы  и операции, организовывать их  выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

-  организовать  рекламу продукции предприятия  и товаров, продаваемых в магазине  «Барс». Действенная реклама является необходимой при работе розничной торговли. От нее в большой степени зависят результаты деятельности предприятия – товарооборот и прибыль.

- увеличить  работу магазина до 20.00. Магазин работает по будням с 8.00 до 19.00. В выходные дни с 8.00 до 16.00 часов без перерыва и выходных. Предлагается тщательно продумать режим работы магазина в весенне-летний сезон. Учитывая особенность месторасположения магазина, считается, что необходимо увеличить продолжительность работы магазина до 20.00. Так как в этом районе расположены предприятия, где по графику  трудовой день специалистов и рабочих заканчивается не раньше 18-19.00 часов. Да и жители близ лежащих домов, приходят с работы не раньше 18 часов.   Увеличение работы магазина до 20.00 может способствовать рациональному распределению графика работы персонала, т.е. в две смены: с 8.00 до 15.00 и с 13.00 до 20.00. Рациональное разделение труда даст значительный эффект, при котором будет обеспечиваться наиболее целесообразное использование работников и повышение эффективности их труда;

Информация о работе Организация розничной торговли продовольственными товарами и пути ее совершенствования