Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Федеральное агентство по образованию
Дагестанский государственный университет
Кафедра «Экономика и социология труда»
Курсовая работа
на тему:
«Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике»
Научный руководитель:
К.э.н., доц. Мирзабалаева Ф.И.
Махачкала - 2012
Содержание
стр. | ||
Введение |
3 | |
1.1. |
Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга |
|
1.2. |
||
1.3. |
||
2.1. |
||
2.2. |
||
2.3. |
||
3.1. |
||
3.2. |
||
Введение
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
В современном мире компании сталкиваются с давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые осуществляют деятельность наиболее эффективным способом. Одним из наиболее современных и успешных способов, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества. Аутсорсинг - это передача сторонней фирме деятельности, которая ранее осуществлялась в рамках данной организации. Проблема аутсорсинга практически любой неключевой функции в организации сегодня одной из главных на Западе. Передаются специализированным компаниям управление автопарком, поездками, кадрами, логистика, даже сборочное производство. Актуальными для аутсорсинга считаются функции зрелые, т. е. те, в которых не прогнозируется инновация, способная дать компании стратегическое преимущество. Поэтому компании идут на аутсорсинг для того, чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности, а не заниматься управлением столовыми, уборщиками, начислением в пенсионные фонды, устранением компьютерных вирусов.
Термин "аутсорсинг" (outsourcing) - англоязычный неологизм, появившийся в американских толковых словарях только в начале 80-х гг. , но с тех пор прочно обосновавшийся в лексиконе большинства европейских языков. В русском языке он начал использоваться со второй половины 90-х - до этого в англо-русских словарях он отсутствовал.1 В английском его антонимом стал более редкий термин "инсорсинг" (insourcing) ,который представляет собой выполнение всех функций внутри предприятия.2 Аутсорсинг, по сравнению с инсорсингом, приносит дополнительную прибыль за счет получения более качественной и своевременно выполненной работы, от этого зависит его престиж. На внешнем рынке легче найти адекватное предложение, чем внутри компании, по простой причине: выбор многократно больше. Одновременно сокращаются возможные потери и появляется потенциал для повышения уровня создаваемых продуктов и услуг, и это формирует конкурентное преимущество.3
Близким термину аутсорсинг является понятие краудсорсинг (crowdsourcing). В то время как в аутсорсинге работа отсылается за пределы компетенции компании профессиональным исполнителям за определенные деньги, в краудсорсинге вообще платить ни за что не нужно или платить минимум. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители, которые и будут тратить своё свободное время на создание соревнования, решение проблем, или на проведение исследований и разработку. Краудсорсинг — это часть «инноваций с расчетом на пользователя», при которой производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Но в отличие от узкоспециализированных сообществ, такая работа управляется и принадлежит только одной компании, которая продает результат.
Направление создано в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными в производстве.4 По аналогии также были созданы термины "ауттаскинг" (outtasking; передача вовне отдельных задач организации) и "аутплейсмент" (outplacement; "вывод персонала за пределы фирмы"). Во время кризиса компании вынуждены сокращать кадры, увольнять сотрудников. В такой ситуации компании легко могут лишиться имиджа, а могут наоборот укрепить авторитет. Добиться такого результата позволит аутплейсмент- комплекс мер, способных свести к минимуму отрицательные последствия, связанные с увольнениями.
Суть сводится
к помощи сотрудникам,
Термин аутсорсинг применяется как некий синоним словам субконтрактинг и кооперация. Словом аутсорсинг принято обозначать вынесение функций за пределы компании, передачу их для исполнения другим фирмам. Но, не просто передачу:
- аутсорсинг есть форма взаимодействия, при которой "внешнее" предприятие (продавая заказчику свои товары/услуги) включается в "управленческие контуры" заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым.
Для сравнения:
- кооперация
есть форма взаимодействия, при
которой предприятие
- субконтрактинг
есть форма взаимодействия, при
которой предприятие
Фактором привлекательности аутсорсинга является ситуация, когда внешний провайдер услуг способен обеспечить экономию и/или более высокий уровень услуг за счет специализации, более дешевой рабочей силы или эффекта масштаба. Аутсорсинг может позволить экономить ресурсы организации. Еще одним двигателем является возможность для организации учиться у своего поставщика услуг. 6
Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня только присматриваются к этому молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
Понятие аутсорсинг в российском законодательстве отсутствует. Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру.
Иными словами для успешной организации предприятия не обязательно выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации, или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию.
Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением. Фирма, берущая на себя «чужие» функции называется аутсорсинговой, или аутсорсером.
Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как часто услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.7
Компания-заказчик на развитом рынке аутсорсинга имеет возможность выбрать именно тех аутсорсеров, которые обладают наибольшим опытом в данной области.
Следует учитывать, что практически невозможно одновременное выполнение всех преимуществ. Компания должна определить, какой результат, в конечном итоге, она хочет получить при переходе на аутсорсинговую модель организации предприятия. Необходимо представлять проблемы, с которыми придется столкнуться.
Между организацией-заказчиком и аутсорсинговой организацией заключается гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы.Не стоит относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время, ведение какой либо непрофильной деятельности организации, которая может осуществляться и самостоятельными силами. Прибегая к услугам аутсорсера, организация - заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым.
Рис.1.Функции, которые передаются на аутсорсинг8
Основные преимущества и недостатки применения аутсорсинга рассмотрены в таблице 1.
Мировая статистика свидетельствует, около 30% аутсорсинговых контрактов заказчиками не продлевается. Однако это не означает отказа от модели как таковой. Список услуг, предоставляемых аутсорсинговыми компаниями, будет расширяться, что создаст новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.
Таблица 19
Преимущества и недостатки аутсорсинга
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике