Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Из-за недостаточно широкого рыночного предложения внешних исполнителей компаниям, прибегающим к аутсорсингу, иногда приходится обращаться к потенциальным или фактическим конкурентам, а при передаче слишком многих важных функций стороннему агенту может появиться новый конкурент, хорошо знакомый с данным сектором бизнеса.
При аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории России. Неразвитость рынка приводит и к завышению стоимости выполнения заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения работы, особенно при несовершенстве условий контракта.
Помимо этого, от советского периода осталась сильная вертикальная интегрированность, что особенно характерно для предприятий добывающей промышленности и металлургии. Боязнь перемен и косность мышления руководства таких предприятий мешает им отказаться от самостоятельного выполнения некоторых функций. Во многих случаях они пытаются решить проблемы путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия. Несмотря на повышение заинтересованности руководителей подразделений, при таком развитии событий финансовые выгоды будут невелики, поскольку предприятия холдинга все равно будут делать заказы друг для друга вместо поиска сторонних партнеров, способных обеспечить нужды предприятий по более низкой цене или более качественно. Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания переходит на аутсорсинг, или снижается ее эффективность в целом. Поэтому следует ожидать, что российские предприятия будут в дальнейшем все более внимательно присматриваться к аутсорсингу.72
В последние годы, во многом благодаря приходу нового поколения менеджеров, стали заметны сдвиги в политике многих предприятий. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией со стороны иностранных фирм, они активно проводят реструктуризацию, продавая активы, ненужные для основной деятельности, и передавая на сторону часть деятельности компании. В отдельных отраслях, например, в строительстве, отказ от самостоятельного выполнения некоторых функций уже давно стал обычным явлением.
Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессональное оперативное руководство, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях.73
Одним из важнейших требований к компании-аутсорсеру является обеспечение конфиденциальности информации клиента, для чего она должна быть достаточно крупной, чтобы оставаться неподкупной, и достаточно известной и закрепившейся на рынке, чтобы дорожить своей репутацией. Она должна быть устойчивой и надежной, чтобы возможность ее неожиданного банкротства и поиска клиентом нового аутсорсера была минимальной. И, кроме того, такая компания должна быть гибкой, способной полностью понимать задачи клиента и быстро перестаиваться в соответствии с его запросами. Пока таким требованиям в России удовлетворяют лишь немногие компании.
И все же в стране уже сейчас существует большое количество компаний, оказывающих те или иные аутсорсинговые услуги: бухгалтерские и юридические фирмы, рекламные агентства. Причем число их постоянно растет. Появился ряд компаний, предлагающих услуги IT-аутсорсинга, таких как "IBS" и "EDS-Ланит". К услугам российских программистов систематически прибегают корпорации "IBM", "Intel", "SAP", "Parametrics" и другие. Образовался и круг постоянных крупных отечественных клиентов аутсорсинговых компаний: ими сейчас являются ведомства (Центробанк и многие министерства), нефтегазовый и металлургический комплексы. Возможно, новый импульс развитию аутсорсинга в России даст его использование молодыми начинающими компаниями.
Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинг в нашей стране особенно перспективно. В российских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.74
Таким образом, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяет предположить бурный его рост в стране уже в ближайшее время.
Большинство российских компаний работает в условиях высокой конкуренции, что требует снижения издержек при сохранении высокого качества предоставляемых услуг. Это порождает новые возможности для аутсорсинговых компаний, среди которых можно отметить:
- Предоставление услуг call-центра;
- Техническая поддержка
корпоративных информационных
- Предоставление информационных услуг.
Создание call-центра требует достаточно больших вложений в оборудование, которое используется полный рабочий день только в крупных компаниях. В то же время, многим небольшим компаниям желательно использовать call-центр время от времени для проведения маркетинговых акций или иметь в нем одного-двух постоянных сотрудников для оказания технической поддержки клиентам. В этом случае аутсорсинговый call-центр может предоставить на выгодных условиях как оборудование, так и операторов, выступая, таким образом, еще и в роли аутстаффера.
Техническая поддержка корпоративных информационных систем требует наличия у заказчика высооплачиваемых специалистов, каждому из которых необходимо пройти специальное обучение. Поэтому передача обслуживания системы сторонней организации позволяет не только снизить затраты, но и избежать дополнительных расходов на обучение нового сотрудника в случае увольнения специалиста по поддержке.
Предоставления информационных услуг, в частности таких, как мониторинг СМИ или мониторинг деятельности конкурентов, все чаще отдается сторонним исполнителям. Это позволяет заказчику рационально использовать финансовые ресурсы, а исполнителю, работающему с несколькими заказчиками, иметь доступ к новейшим информационным технологиям.75
Рынок аутсорсинга HR-функций в течение последних нескольких лет демонстрировал уверенный рост. Чаще всего на аутсорсинг отдавались отдельные функции, такие как аутплейсмент (помощь сотрудникам при увольнении и выходе на пенсию) или расчет заработной платы и страховых взносов. Но сегодня все больше работодателей стремятся сконцентрироваться на ключевых процессах бизнеса.
Аутсорсинг, таким образом, рассматривается как один из жизненно важных аспектов работы организации – и до сих пор большинство компаний остаются довольны полученными результатами. Исследование американского агентства Hewitt Associates показало, что 89% из 129 опрошенных компаний удовлетворены ходом процессов, выполняемых внешними провайдерами. Почти 85% респондентов утверждают, что добились результатов, запланированных перед проведением аутсорсинга.
Тем не менее другое исследование, проведенное Deloitte Consulting, свидетельствует об обратной тенденции. Большинство руководителей, говорится в отчете, получили негативные результаты аутсорсинга HR-функций и в настоящее время стараются вернуться к прежней ситуации. Но по мнению экспертов нью-йоркского агентства Towers Perrin, сегодня еще рано судить об истинной ценности аутсорсинга. В целом же, устойчивый рост рынка аутсорсинга будет наблюдаться еще в течение трех–четырех лет.
Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности компании без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, в том числе информационные, и сфокусироваться на приоритетных направлениях, может облегчить российским компаниям выход на мировой рынок, так как они в большинстве своем еще слишком малы, чтобы достойно конкурировать на этом рынке, и не могут пока вкладывать в развитие своего бизнеса и исследовательские разработки средства, сопоставимые с инвестициями западных фирм.76
Заключение
Сегодня аутсорсинг является базовым трендом развития мировой экономики в условиях глобализации, потому что современный технологический уровень развития средств коммуникации позволяет использовать наиболее подходящие и наиболее качественные ресурсы, вне зависимости от того, где они расположены. Этот эффект заметно нивелирует те конкурентные преимущества компаний и индивидов, которые связаны с местом их пребывания. В конечном счете, решающее значение сегодня играют факторы стоимости и качества услуг.
Каждый участник формирующейся глобальной экономики имеет возможность, тщательно изучив свои конкурентные преимущества, найти или создать ту нишу, в которой он наиболее полно и выгодно сможет реализовать себя.
На сегодняшний день из задач кадровой службы чаще всего отдают на аутсорсинг поиск и подбор персонала высшего звена (рекрутинг), бизнес тренинги, ведение кадрового делопроизводства и разработку должностных инструкций, положения об оплате труда и положения о премировании. В перспективе с развитием рынка аутсорсинговых услуг ожидается увеличение оборота данных услуг и по другим HR-функциям. Было бы ошибочно полагать, что кадровый аутсорсинг заключается только в подборе персонала или аутсорсинге кадрового делопроизводства, его функции гораздо шире: персонал нужно не только найти и оформить в штат, но и обучить, замотивировать на развитие и повышение производительности, а также оценить результат и дать обратную связь.
В ситуации нарастающего мирового экономического кризиса все компании будут вынуждены сокращать затраты и повышать производительность за счет оптимизации, в том числе оптимизации распределения обязанностей между сотрудниками и систем оплаты труда.
Аутсорсинг следует воспринимать не в негативном, а в креативном свете. Как любая технологическая революция, развитие аутсорсинга влечет за собой определенные потери, но также и способствует дальнейшему развитию мировой экономики по пути углубления и интенсификации процесса технологизации производства и других сфер жизнедеятельности, открывает новые перспективы глобальной экономики. Нужно лишь разработать стратегию их освоения.
Список литературы
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике