Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Исследователи аутсорсинга условно разграничивают два вида аутсорсинга - производственный аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов. Производственный аутсорсинг предполагает передачу части производственных процессов или всего цикла производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association) показали, что уже в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса.
Производственный аутсорсинг позволяет компании, во-первых, сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость производства - на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса и диверсифицировать выпускаемую продукцию, и, наконец, использовать дополнительные преимущества от ведения бизнеса на рынках с дешевой рабочей силой.
Производственный
или промышленный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает
часть своей цепочки производственных
процессов или целиком весь цикл производства
сторонней компании. Кроме того, возможен
вариант продажи части своих подразделений
другим компаниям и дальнейшее взаимодействие
с ними уже в рамках аутсорсинга.
Производственный
аутсорсинг позволяет компании, во-первых,
сосредоточиться на разработке новых
продуктов и услуг, что важно в условиях
стремительно изменяющихся технологий
и спроса для обеспечения конкурентного
преимущества; во-вторых, увеличить гибкость
производства - на небольших заводах проще
заниматься перестройкой производственного
процесса, и наконец, вести бизнес на рынках
с дешевой рабочей силой.
Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика.
По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является необычайно динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост проявляет аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Исследование 600 фирм, проведенное в 2007 г. Американской ассоциацией менеджмента, показало, что уже к тому моменту 1/5 часть опрошенных фирм передала на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 4/5 фирм - часть административных функций.10
Аутсорсинг бизнес-процессов, согласно традиционному подходу, при котором бизнес-процессы разделяются на «основные» и «вспомогательные», представляет собой передачу сторонней организации нестратегических или незначимых процессов. К их числу относятся управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика, клининг, вывоз и рекуперация отходов и бытового мусора и др.
Однако, предметом аутсорсинга могут быть все бизнес-процессы. Встречаются ситуации, при которых возможна передача на аутсорсинг основных функций. Например, в случае технологического скачка, когда фирма не может самостоятельно успеть за развитием технологий, или для выхода на новые быстро развивающиеся рынки. При этом возможно взаимодействие с компаниями, работающими на том же рынке и рассматривавшимися до этого как конкуренты.11
Распространенными (основными) считаются следующие виды аутсорсинга: бухгалтерский, юридический, кадровый , IT аутсорсинг, уборка помещений (клининг), аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг персонала.
Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».12
IТ-аутсорсинг - это полная или частичная передача специализированной компании функций, связанных с информационными технологиями (обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; создание и поддержка публичных web-серверов; управление информационными системами; приобретение в лизинг компьютерного оборудования, оффшорное программирование).
Активное развитие IТ-аутсорсинга во всем мире объясняется стремительным развитием информационных технологий, когда компаниям сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов. Становится выгоднее привлекать профильные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Понятие «Аутсорсинг ИТ» определяют как передачу компанией какого-либо ИТ-процесса (функции, работы) или его части сторонней организации, предоставляющей профессиональные ИТ-услуги. Это может быть поддержка функционирования информационных систем, обеспечение информационной безопасности предприятия, хранение и обработка больших объемов данных, обслуживание аппаратного обеспечения и другие процессы.
Преимущество
аутсорсинга заключается в
Плюсы использования ИТ-аутсорсинга:
Рынок ИТ-аутсорсинга в странах Центральной и Восточной Европы в 2008 году составил около 3 млрд. евро и вырос по сравнению с 2007 годом на 25%. Важную роль в этом процессе сыграла Россия: она аккумулирует около 40% объема рынка региона. По прогнозам консалтинговой компании PMR, в течение следующих двух лет рынок аутсорсинга значительно притормозит свой рост, хотя и будет себя чувствовать гораздо лучше, чем ИТ-рынок в целом. Наибольший вклад в развитие должны внести организации финансового сектора, а также телекоммуникационные и торговые компании.15
Бухгалтерским аутсорсингом у нас принято называть внешнюю бухгалтерию, т.е. это передача бухгалтерии фирмы сторонней компании-исполнителю. Объем услуг, которые предоставляют такие фирмы, ограничен только вашими финансовыми возможностями.16 Так, компания может разработать вашу учетную политику, составить баланс, оформить банковские документы или полностью взять на себя весь бухгалтерский учет (Статья 6 Федерального Закона от 21.11.1996 см. в приложение 1)17
Компания- аутсорсер осуществляет профессиональную обработку документации профильными специалистами, что минимизирует риск штрафных санкций со стороны налоговых органов. Если бухгалтерская документация хранится в аутсорсинговой компании, то налоговая проверка придет в офис компании-аутсорсера.
Обращаясь в компанию - аутсорсер получают не одного главного бухгалтера, а целый штат высококвалифицированных специалистов, которые работают как единый отлаженный механизм. Наличие внешней бухгалтерии удобно при реализации инвестиционных проектов, где инвестор и управляющий - не одно и то же лицо. В этом случае проще обеспечить независимость учета и ввести механизмы контроля за "освоением инвестиций".18
Таким образом, бухгалтерский аутсорсинг выгоден и тем, кто только начинает свой бизнес (не нужно тратить драгоценное время на поиск бухгалтера, а просто обратиться в компанию- аутсорсер, которая поставит бухгалтерский учет таким образом, как этого требует законодательство, и каким его хочет видеть руководитель организации), и инвесторам, которые заинтересованы в независимом контроле за ходом инвестиционного проекта, и тем, кому необходимо восстановить бухгалтерский учет или сократить свои расходы Бухгалтерский аутсорсинг имеет и свои недостатки. Прежде всего, может оказаться и так, что выбранный аутсорсер не отвечает всем требованиям высокопрофессионального поставщика услуг. Чтобы привлечь заказчиков невысокой ценой на свои услуги, аутсорсеры могут привлекать специалистов низкой квалификации, поэтому, предусматривают в договоре требуемые критерии.19
Кроме того, передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации. Для крупных организаций - заказчиков передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете.
При плохой организации документооборота существует возможность потери первичных учетных документов. То есть при заключении договора следует разработать и утвердить график документооборота.
Еще одно «против» использования аутсорсинга бухгалтерии - это отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют бухгалтерские услуги. Хотя, этого можно и избежать. Заключая договор с аутсорсером, разумно предусмотреть порядок отчетности перед организацией-заказчиком.
А так же аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что часто не позволяет корректно отразить информацию в учете.20
Аутсорсинг на рынке недвижимости. Как показал проведенный "РБК-Недвижимостью" опрос компаний, занятых в девелоперском бизнесе и в сопутствующих отраслях, практически все они оценили достоинства аутсорсинга - найм сторонних организаций для проведения тех или иных работ. Как правило, при старте нового проекта у компании есть выбор: либо выполнить все самостоятельно, либо поручить это узко специализированным компаниям.
Как показал опрос,
наибольшей популярностью у
Аутсорсинг прочно вошел в практику компаний, занятых на рынке недвижимости. Сейчас даже компании полного цикла, мощности которых позволяют осуществлять самый широкий спектр работ - от создания архитектурной концепции до управления построенным объектом - все чаще становятся клиентами компаний, специализирующихся на предоставлении тех или иных услуг. Когда в управление находится один проект команда в состоянии справиться со всем сама. Когда же под контролем одновременно несколько проектов, нужно либо расширять штат, либо думать об аутсорсинге. На аутсорсинг "в основном компаниями, занимающимися недвижимостью отдаются такие работы, как найм и оценка ключевых топ-менеджеров, исследования, креативные разработки концепций объектов недвижимости, постановка сложных систем управления в компании (например, в 2006 году совместно с компанией "МагКонсалтинг" была разработана и внедрена "Система Сбалансированных Показателей бизнеса").
Активно используют возможности аутсорсинга банки. Банкиры отмечают, что одним из вариантов привлечения третьих лиц является проведение мониторингов клиентской работы. Также на аутсорсинг имеет смысл отдать работы с клиентскими заявками. В этом случае банки прибегают к услугам ипотечных брокеров и агентств недвижимости. Кроме того, банк прибегает к услугам коллекторных агентств. Уже есть успешный опыт работы коллекторного агентства на северо-западе РФ (создано при участии Ассоциации банков Северо- Запада), которое не только имеет соглашения с рядом банков, но и успешно реализует возлагаемые на него функции по работе с проблемной задолженностью в целом. Кроме того, для банков очень важно слышать клиента, быть клиентоориентированными. Также к передаче "на единое обслуживание" рассматривают предквалификацию клиентских заявок. Обучение, тестирование и практикум привлекаемых третьих лиц, система учета и контроля вполне позволят снизить трудозатраты банка и повысить эффективность клиентского сервиса.
Некоторые компании стремятся осуществить максимальный объем работ самостоятельно. Есть такое понятие как ключевые компетенции – это то, в чем компания имеет наибольшие знания, навыки, и такие ключевые компетенции организация должна выполнять самостоятельно Для таких компаний таковыми являются знание рынка, маркетинг, умение создать наиболее эффективную концепцию. Отдать на аутсорсинг компания может какие-то узкоспециализированные исследования рынка. Например, когда компании приходят в регионы, она создает опросники, план маркетингового исследования. Ключевые точки компания исследует самостоятельно, но может привлечь при условии жесткого контроля местные региональные маркетинговые компании для проведения широких опросов по описанной технологии. Компания может брать на аутсорсинг такие работы, которые являются узкопрофессиональными в управлении и эксплуатации зданий: клининговые службы, компании, занимающиеся обслуживанием пожарно-охранной сигнализации, созданием оптимальных климатических условий и т.п. Задача и прямая обязанность компании при этом – не ошибиться и выбрать только самых лучших из представленных на рынке подобных организаций. 21
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике