Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Для предприятия-пользователя важным мотивом привлечения заемных работников является снижение рисков, возникающих из-за некачественной работы собственной кадровой службы. Эти риски и их возможные последствия показаны в таблице.
Таблица 657
Риски и возможные последствия из-за некачественной работы кадровой службы
Риски в работе с кадрами |
Возможные последствия |
Возникновение неэффективной структуры кадров (несоответствие кадров квалификационным требованиям) |
Снижение качества
и объемов выпускаемой |
Возникновение конфликтных ситуаций в трудовом коллективе |
Забастовки, объявления локаутов. Усиление напряженности во взаимоотношениях с Гострудинспекцией, профсоюзами. Судебные издержки. Ухудшение имиджа компании |
Затягивание периода
адаптации вновь принятого |
Снижение производительности труда. Рост травматизма. Дополнительные затраты на поиск нового работника |
Рост текучести кадров |
Увеличение затрат на писк, подготовку/переподготовку кадров. Снижение качества и объёмов выпускаемой продукции |
Неполное использование знание и умений работника. |
Дополнительные затраты на повышение квалификации или поиск и наём на работу дополнительных сотрудников. |
Реальный путь снижения указанных рисков – передать процедуру по подбору и управлению частью персонала лизинговому агентству, которое, по сути, становится специализированным предприятием по управлению персоналом. Проведенные исследования показали, что крупные компании, использующие аутстаффинг, могут снизить свои расходы по управлению рабочей силой на 25-30%.
Прежде всего отмечается усиление чисто бюрократических рычагов управления экономикой практически во всех развитых странах, что сопровождается ростом числа действующих нормативных актов и увеличением отчетности. Так, за последние 20лет количество нормативных актов, действующих в экономике США и связанных с трудовыми взаимоотношениями в бизнесе, увеличилось почти на 60%. Необходимость своевременного выполнения большого объема требований и регламентирующих процедур становится весьма обременительной не только для малого, но и для среднего бизнеса. Так, затраты на подготовку и предоставление всех налоговых и отчетных документов, требуемых управляющими органами, от компаний, имевших менее 500 наемных рабочих, в 1995г. составляла практически 25% от годового фонда зарплаты. С тех пор эти затраты возросли более чем на 10%. Похожая картина существует и в России.
Например, по требовании. Пенсионного фонда РФ (постановление №112П от 08.10.2002) к уже имеющемуся набору документов, предоставляемых в Фонд, предприятия должны были дополнительно дать сведения о трудовом стаже своих сотрудников, заработанном ими до получения страховых полисов по форме СЗВ-К. Эта работа оказалась трудоемкой для очень большого числа предприятий, а для некоторых просто неподъемной. Именно по этой причине ПФР вынужден был уже несколько раз переносить сроки сдачи отчетности. В случае использования временного персонала обязанность выполнения такого рода бюрократических процедур перекладывается на агентства, предоставляющие временных работников.
Другая тенденция, отмечаемая в современной экономической практике , обусловлена процессами, связанными с изменениями требований к квалификации работников. Если в 1950-е гг. до 90% работников в США выполняли свои обязанности по принципу «делай так, как тебя инструктируют», то в настоящее время от рабочих требуются глубокие знания, которые позволяют им решать многие проблемы творчески, с помощью нетривиальных решений. Подготовка таких специалистов требует значительных затрат, при этом использовать в полной мере их навыки и знания удается не всегда. Так, на судоверфях после завершения строительства корабля зачастую возникает проблема удержания специалистов, если получение нового заказа затягивается. Обращение предприятия к лизинговому агентству с целью привлечения необходимых специалистов для выполнения конкретных заказов, позволит предприятию снизить издержки на поиск и подготовку таких работников и избавит от проблемы загрузки после выполнения заказа.58
Концентрация
специалистов в лизинговых
Использование предприятиями заемного труда порождает новую ситуацию во взаимоотношениях с профсоюзами. Лизинговые агентства заинтересованы в сохранении контингента специалистов, работающих у клиента, поскольку их уход потребует дополнительных затрат на поиск и подготовку новых сотрудников и тем самым снизит рентабельность их операций. По этой причине еще на стадии заключения гражданско-правого договора с клиентом агентство добивается от клиента необходимого уровня оплаты труда работников, решает вопросы охраны труда, сертификации рабочих мест, отстаивая тем самым интересы трудящихся, как это делают профсоюзы. Последнее может служить весомым аргументом в формировании системы отношений: клиент – профсоюзы, действующие на предприятии, - лизинговые агентства. При грамотном подходе клиент может существенно улучшить свои позиции во взаимодействии с профсоюзами за счет использования потенциала лизингового агентства. В долгосрочной перспективе возможно появление профсоюза «заемных работников» и тогда ситуация вновь изменится, но и в этом случае клиент будет в выигрыше, так как с этим профсоюзом будет работать лизинговое агентство.
Интерес к аутстаффингу различных категорий работников
Преимущества |
Категории граждан временной занятости |
Приобретение опыта работы в крупных компаниях, получение специальностей. |
Выпускники школ, колледжей, вузов; демобилизованные из армии. |
Повышение социальной защищенности |
Безработные; лица, не имеющие постоянного места работы; работающие по договорам подряда, индивидуальные предприниматели; работающие по краткосрочным трудовым договорам; сезонные рабочие. |
Возможность получения постоянной работы у клиента |
Для всех категорий |
Восстановление трудовых навыков, квалификации |
Женщины после рождения ребенка; лица, имевшие длительный перерыв в работе |
Возможность рационального планирования времени |
Учащиеся вузов и колледжей; молодые матери, воспитывающие детей; творческие работники |
Финансовые выгоды |
Для всех категорий |
Использование заемного труда несет в себе не только преимущества для работодателя. Заемный труд представляет интерес и для различных категорий работников.
Временная занятость представляет интерес в первую очередь для студентов. Такая форма трудовых отношений позволяет им совмещать работу с учебой. Обучаясь, они одновременно приобретают и опыт практической деятельности. Вторая категория людей – это те, кто долго не может найти работу по различным причинам и нуждается в приработке. Для данной категории работников наиболее привлекательна постоянная работа, но текущее состояние рынка труда и нужда заставляют их принимать предложения, доступные на данный момент. И третья категория – это специалисты, которые готовы выполнять четко определенный объем работы, а не формально отсиживать целый день на рабочем месте для выполнения рутинных обязанностей. Указанные лица, работая в качестве заемных работников, могут, в частности, не только пополнить свои доходы, но приобрести и усовершенствовать профессиональные навыки, поддержать их на должном уровне без риска потерять квалификацию.
Практика показывает, что значительная часть временных заемных работников (не менее одной трети) по завершении временной работы принимается в штат фирмы – пользователя. В этом случае заемный труд превращается в ступеньку к постоянной занятости. Более того, в ряде случаев фирмы – пользователи, нанимая через лизинговые агентства заемных работников, с самого начала рассматривают их как кандидатов на замещение вакансий в будущем. В ходе временной работы испытываются и совершенствуются профессиональные качества лиц, которые могут занять постоянные штатные должности на предприятии – пользователе.
Существует
и прямая выгода для работника.
Поскольку в России нет закона о заёмном труде, то рекрутинговые агентства и предприятия-пользователи стремятся выстроить схему взаимоотношений, базируясь на имеющихся положениях Гражданского и Трудового кодексов РФ. На практике для обеспечения соответствия законодательству РФ между кадровым агентством и компанией-заказчиком заключается предусмотренный гл.39 Гражданского кодекса РФ61 договор гражданско-правового характера, предметом которого является предоставление необходимых компании услуг. Далее кадровое агентство заключает агентство заключает с работниками срочные трудовые договоры на срок, оговоренный в договоре с компанией (от нескольких часов до нескольких лет), в котором прописываются все существенные условия трудового договора в соответствии с п.2 ст. 58 Трудового кодекса РФ.62 Таким образом, выстраивается схема взаимоотношений, вписывающаяся в рамки действующих трудового и гражданского законодательств.
При реализации данной схемы на практике возникают различные проблемы, степень сложности которых существенно зависит от того, в какой сфере используется заемный труд, от длительности использования труда работников и числа таких работников.
Наименьшие проблемы возникают при работе с компаниями непроизводственного типа при использовании офисного персонала на срок от нескольких часов до двух месяцев. В этих компаниях отсутствуют вредные условия труда, а управление заемным персоналом и повседневный контроль за его деятельностью осуществляются менеджерами компаний. Данная ситуация подпадает под действием гл.45 Трудового кодекса РФ63, в которой достаточно подробно регламентированы защитные механизмы прав (особенности предоставления отпусков, расторжения трудового договора и т.д.) временных и сезонных работников (до двух месяцев работы), к которым можно отнести и заемных работников. Этот подход широко используется в практике работы рекрутинговых агентств.
Наиболее серьезные проблемы возникают в случаях длительного (более двух месяцев) использования заемного труда на промышленно-производственных предприятиях и большой численности заемного персонала (от 100 и более человек). Проблемы клиента при аутстаффинге представлены в таблице №9 (см. в приложение 3).64 Из-за отсутствия законов о заемном труде рекрутинговые агентства также сталкиваются с проблемами, представленными в таблице №10 (см. приложение 4)65
Кроме изложенных
выше проблем следует отметить и
целый комплекс вопросов, связанных
с взаимодействием с
При разработке российского законодательства о заемном труде следует максимально использовать признанные во всем мире стандарты (Конвенцию МОТ № 181, Рекомендацию МОТ № 188), а также опыт нормативного регулирования, накопленный зарубежными странами, особенно странами Европейского союза, и опыт, имеющийся в России. В частности необходимо предусмотреть возможность некоторых изъятий из общих правил при регулировании трудовых отношений с заемными работниками, а также законодательно разработать механизмы, не позволяющие недобросовестным агентствам заниматься деятельностью, которая бы ущемляла права работников и шла вразрез с трудовым законодательством.66 От признания труда заемных работников законным выиграют в первую очередь сами заемные работники. Выиграет от легализации рынка труда заемных работников и государство, получив возможность регулировать происходящее в этом сегменте процессы.
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике