Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Использование аутсорсинга - передачи части работ, услуг или процессов на исполнение внешним организациям - становится повседневной практикой для сотен и тысяч отечественных компаний. По данным различных опросов и исследований, более 80% руководителей отечественных предприятий намерены использовать аутсорсинг в ближайшее время или в среднесрочной перспективе. В мире, по данным аналитических агентств, к услугам ИТ-аутсорсинга прибегают свыше 2/3 компаний. 22
Зарождение
Постепенно большее значение приобретала реклама. Специалистов по рекламе не хватало, что создало благоприятную почву для образования специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Затраты на привлечение рекламного агентства были не меньше, а во многих случаях больше, чем выполнение работ силами собственного отдела, но это был единственный путь создания качественной рекламы.
Вслед за рекламными агентствами
появились PR-агентства и исследовательск
В 1998 году началась эпоха Рунета – российского сегмента Интернет, который привел к появлению не только тысяч сайтов, но и огромного рынка услуг по их созданию, поддержке и продвижению. За два года количество сайтов в домене .ru увеличилось в 5 раз, и создание достойного web-представительства стало необходимостью. Это обусловило появление рынка ИТ аутсорсинга. Первыми предложенными на рынке функциями ИТ-аутсорсинга стали техническое обслуживание офисной техники и системное администрирование. Впоследствии, этот список дополнили аутсорсинг ИТ-инфракструктуры, управление приложениями и аутсорсинг ИТ-специалистов. Передача технического обслуживания и системного администрирования сторонним организациям позволяла существенно сэкономить компаниям с небольшим числом компьютеров и пользователей, но в то же время создавала существенные риски информационной безопасности. Это представляло серьезную угрозу для крупных компаний, поэтому в них предпочитали использовать штатных сотрудников.
Даже в крупных компаниях, для которых служба ИТ является вспомогательным подразделением, иногда использовали ИТ-аутстаффинг, то есть предоставление сторонней компанией специалиста необходимой квалификации как для временной, так и для постоянной работы. Такие специалисты работали у клиента, но получали зарплату в аутсорсинговой компании, которая, в свою очередь, выставляла клиенту счета на сумму в 2-3 раза больше, но гарантировала замену специалиста в случае его болезни или увольнения.24
ИТ-аутстаффинг являлся
частным случаем кадрового
Аутсорсинг бухгалтерии вызывал наибольшие опасения среди собственников и менеджеров российских предприятий, но по мере того, как все больше представительств западных компаний отдавали свою бухгалтерию сторонним организациям, некоторые российские компании также сделали свой выбор в пользу аутсорсинга.
Стоимость аутсорсинга бухгалтерии была пропорциональна количеству обрабатываемых документов, поэтому позволяла многим небольшим компаниям обойтись без штатного бухгалтера или освободить от этих обязанностей сотрудника, совмещающего должность главного бухгалтера с некоторой другой.25 Основные этапы практического аутсорсинга и факторы, оказывающие влияние на формирование рынка аутсорсинговых услуг показаны в таблице 2.
Таблица 226
Этапы развития аутсорсинга
Период |
Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие практического аутсорсинга |
Начало 20 в. |
Привлечение специализированных организаций для решения юридических проблем |
1920-1930–е гг. |
Применение
метода кооперации узкоспециализированных
производств в |
1950-е гг. |
Развитие процессов экономической интеграции в «послевоенном» экономическом пространстве |
1960-1970-е гг |
Услуги в области IT-технологий Производственная кооперация в промышленности |
1970-1980-е гг. |
Аутсорсинговые услуги в юридической и банковской сфере, управление финансами, промышленности, государственном управлении Развитие гибких производств Аутсорсинг вспомогательных и обслуживающих видов деятельности |
1980-1990-е гг. |
Формирование глобальных информационных сетей Формирование рынка on-line сервиса Формирование рынка оффшорного программироваия Формирование рынка логистических услуг |
Конец 20- начало 21 в. |
Развитие глобальных информационных сетей и широкое использование IT услуг Внедрение единых международных стандартов качества Практическое
использование принципов Переход к аутсорсингу бизнес-процессов Переход к 100-% производственному аутсорсингу ряда крупных high-tech-производителей Глобальный аутсорсинг Появление виртуальных корпораций Развитие электронной коммерции |
На Западе услуга аутсорсинга персонала появилась в 1960—70-е, но расцвета достиг в 1990-е годы прошлого столетия. По данным Американской администрации малого бизнеса (U.S. Small Business Administration (SBA)), в период между 1980 и 2000 годами количество законов и статей в США, регулирующих трудовые отношения, выросло на 60% и компании, особенно маленькие и средние, столкнулись с необходимостью разбираться с ними и тратить на оформление документации, связанной с HR, не менее 25% своего времени.
Аутсорсинг персонала
стал решением проблем, вызванных издержками
излишне законорегулируемого
Спрос на услуги по лизингу персонала в нашей стране впервые возник после кризиса 1998 года, когда иностранные компании, оставшиеся на российском рынке, были вынуждены частично сокращать сотрудников, частично выводить их за штат.29 С помощью аутсорсинга персонала удалось, с одной стороны, сохранить персонал, с другой — снизить расходы на его содержание. В последующие годы эта технология приобрела популярность как среди иностранных, так и среди российских компаний, руководство которых начало осознавать, что многочисленный штатный персонал не является острой необходимостью для полноценного развития.
В настоящее
время доля аутстаффинга на
рынке кадровых услуг составляе
В 2001 году клиенты из различных регионов России и ближнего зарубежья, использовавшие аутсорсинг персонала, составляли около 10% от общего количества клиентов рекрутинговых агентств.
Рис.2. Соотношение популярности услуг кадровых агентств среди работодателей30
Период времени с середины 2002 - начала 2003 года характеризовался наибольшим ростом спроса на данную услугу, что существенно повлияло на увеличение общего объема рынка кадровых услуг России (более $100 млн), и к концу 2004 году российские клиенты уже составляли 40% от общего количества клиентов, использующих эту услугу.
Тот факт, что рынок аутсорсинга персонала за последние три года вырос в четыре раза, свидетельствует об усилении юридической составляющей бизнеса. Это дает возможность российским кадровым агентствам заявлять о том, что данная услуга - одна из самых перспективных. 31
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
в рыночной экономике
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
Развитие российского рынка услуг аутсорсинга напрямую связано с интеграцией российской экономии в мировое экономическое пространство. Российские компании, стремясь к достижению необходимого уровня производительности и конкурентоспособности, используют доступные инструменты, технологии и концепции менеджмента. Этому способствует также партнерство с западными производителями, осваивающими российский рынок.
В той или иной мере к использованию услуг аутсорсинга прибегают до 70% российских предприятий. В большинстве случаев речь идет об IT-аутсорсинге: сопровождении программ бухгалтерского и складского учета, обслуживании компьютерной и офисной техники, локальных сетей. Существенный рост рынка телекоммуникационных услуг аутсорсинга. Есть успехи в развитии электронной коммерции. Ряд российских консалтинговых компаний предлагает услуги в области аутсорсинга бизнес – процессов, аутсорсинга человеческих ресурсов (HR-аутсорсинг), разработку и сопровождение аутсорсинг-проектов для предприятий различных отраслей промышленности. Развивается рынок услуг индустриального питания, транспортных и логистических услуг, обслуживания производственной инфраструктуры и отдельных видов промышленного сервиса.
Одновременно российский рынок услуг аутсорсинга формируется за счет предложений со стороны поставщиков мирового уровня, таких, как PricewaterhouseCoopers, Ernst Young, EDS ICG(International Computer Group) и др., активно развивающих партнерские отношения с российскими компаниями.
Структура российского
бизнеса в результате
1. создание и развитие специализированных компаний для оказания необходимых услуг IT-аутсорсинга на российском рынке, в том числе совместных предприятий и дочерних фирм известных западных компаний – поставщиков мирового уровня;
2. производство отдельных компонентов, выполнение отдельных видов технологических операций, сборка и предпродажное обслуживание продукции для дальнейшей реализации как на российском, так и на зарубежном рынках;
3. развитие практики контрактного производства и отношений субконтракции;
4. делегирование функций коммерческого представительства на отдельных рынках;
5. развитие российского рынка услуг в области логистики;
6. передача специализированным фирмам – аутсорсером вспомогательных и обслуживающих бизнес – процессов (общественное питание, уборка и обслуживание офисных помещений, транспортные услуги и пр.), развитие бизнеса в этой сфере;
7. реструктуризация российских предприятий с выделением функциональных единиц и специализированных производств в отдельный бизнес;
8. развитие рынка обслуживания производственного оборудования, формирование самостоятельного бизнеса промышленного сервиса;
9. развитие рынка корпоративного обучения специалистов различного профиля.32
Российские предприятия активно стремятся к выходу на мировой рынок в качестве поставщиков мирового уровня или партнеров крупных западных производителей продукции и услуг. Развитие этого направления означает интеграцию российского бизнеса в мировую экономическую систему. Предприятия – экспорты заинтересованы в том, чтобы их деятельность соответствовала мировым стандартам. Однако на данный момент структура экспорта России демонстрирует низкотехнологичную (сырьевую) ориентацию экономики. К примеру, в 2003г. на внешние рынки было поставлено машин и оборудования на сумму 8млрд долл., что составляет 8% всего российского экспорта из которых 89,4% - минеральные продукты, металлы и драгоценные камни. Вместе с тем продолжают достаточно прочно держать внешние рынки предприятия ВПК, на которые приходится почти 100% экспорта как военной, так и гражданской наукоемкой продукции. Хотя доля ВПК в общей структуре экспорта достаточно мала, экспортно – ориентированные предприятия этого комплекса формируют базу для реализации широкого спектра услуг производственного и научно – технологического аутсорсинга.33
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике