Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
В российской бизнес – практике спрос на дорогостоящие виды услуг аутсорсинга, такие, как аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг финансовых бизнес процессов и другие затратные проекты, до сих не получил того уровня развития, который мог бы быть сопоставим с примерами ведущих западных корпораций. Однако именно использование аутсорсинга, в том числе производственного, может дать российским предприятиям шанс сохранения и развития производственных мощностей повышения эффективности и достижения того уровня конкурентоспособности, который позволит России укрепить свои экономические позиции в мире на пороге вступления в ВТО. Множество примеров успешной реализации аутсорсинг-проектов российскими предприятиями подтверждают это. Мы вправе ожидать значительного роста российского рынка аутсорсинга в том числе IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес – процессов, несмотря на существующие до сих пор два главных препятствия на пути его развития: несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений.
Основу для формирования рынка услуг аутсорсинга в России закладывают следующие тенденции развития российских предприятий:
Основными препятствиями к повсеместному использованию аутсорсинга российскими предприятиями являются:
Российский рынок IТ- аутсорсинга. Рынок аутсорсинга информационных технологий в России формируется одновременно с развитием рынка информационных и коммуникационных технологий. Практически до конца 90-х годов ХХ века об услугах аутсорсинга на внутреннем российском рынке вообще не было речи. Однако уже в это время достаточно широкую известность приобрело оффшорное программирование, и разработки российских специалистов пользовались значительным успехом у зарубежных заказчиков. Многие российские компании в области создания программного обеспечения, развивавшиеся как российско-американские совместные предприятия, были почти в чистом виде аутсорсерами, например, компания Paragraph, занимавшаяся разработкой программ для распознавания рукописного текста.
В отличие от
индийских и китайских
Развитие оффшорного программирования в России с недавнего времени стало приоритетной государственной задачей. Произошло это в конце 2004 г., когда президентом страны была принята «Концепция развития рынка информационных технологий в российской Федерации», согласно которой Россия должна стать страной с инновационной экономикой. Одним из сегментов рынка информационных технологий, развитию которых в рамках данной концепции должно уделяться особое внимание, является следующий: предоставление услуг, связанных с внедрением и поддержкой IT, включая выполнение внешним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и обслуживанием информационных систем и IT-инфраструктуры, а также разработкой по заказу программного обеспечения. По мнению разработчиков концепции, инфраструктура мирового рынка информационных технологий ещё не сложилась, что дает шанс России значительно увеличить свою долю. При этом экспорт программных продуктов – оффшорное программирование – практически единственный сегмент мирового рынка IT, где представлена Россия. А собственно информационные технологии составляют, по данным 2003г., лишь 1,4 % российского ВВП.
Но участники российского рынка IT-услуг надеются, что реализация мер, заложенных в концепции, позволит России стать второй страной в мире на рынке услуг аутсорсинга после Индии, обогнав Китай. Этому способствует как высокая квалификация российских специалистов, так и желание иностранных заказчиков диверсифицировать структуру рынка услуг. По прогнозам ассоциации РУССОФТ, если положения концепции будут полностью реализованы, объем рынка экспорта IT-услуг в России через пять-шесть вырастет до 10 млрд долл., из которых более трети придется лишь на оффшорное программирование.
Крупнейшими компаниями в области оффшорного программирования в России считаются Luxoft и Epam Systems, в которых трудятся более тысячи сотрудников. Так называемые компании второго эшелона – Aplana, «Аркадия», «Аурига», «Датаарт», «Рексофт», «Терком», VDI – имеют менее тысячи сотрудников. Предполагается, однако, что к 2010г. в сфере экспорта программного обеспечения будет занято не менее 100тыс. сотрудников российских компаний. 36
Таким образом, наибольшие ожидания в расширении российского рынка IT – услуг связаны с процессами реструктуризации российских предприятий, а также дальнейшим развитием малого и среднего бизнеса. Несмотря на доказанную мировой практикой эффективность программ IT – аутсорсинга, российский рынок пока не имеет достаточных ресурсов для масштабного развития этого направления. По оценкам специалистов, с учетом темпов роста в 2001-2003гг. и перспективных направлений развития информационных и коммуникационных технологий, массовый рынок услуг IT – аутсорсинга сложится к 2007 – 2010гг.
Рис.3. Виды услуг IT – аутсорсинга, пользующиеся в России наибольшей популярностью37
Реструктуризации российских предприятий и развитие производственного аутсорсинга. Отдельное и востребованное направление аутсорсинга в России представляет собой реструктуризационный аутсорсинг – выделение непрофильных активов компании и передача их поставщикам услуг или развитие на их основе нового бизнеса. Эффективность и конкурентоспособность этих вновь создаваемых компаний находится в прямой зависимости от качества менеджмента.
Большинство
российских промышленных
На начальном этапе реструктуризации предприятия стремятся избавиться в первую очередь от низкоприбыльных и убыточных непрофильных активов.
Дальнейшее
развитие бизнеса в условиях жесткой
конкуренции требует
Практика аутсорсинга Российских производителей. Аутсорсинг на заводе «Северсталь». Российские промышленные компании постепенно начинают отказываться от практики полного цикла производства и переходят на аутсорсинг. По мнению аналитиков, итогом этого процесса станет формирование значительного рынка промышленного сервиса. По расчетам специалистов «Северстали», рынок обслуживания промышленного оборудования в 2005 г. будет составлять 500 млн долл. в год. Некоторые предприятия уже сейчас выделяют вспомогательные направления в самостоятельные, чтобы со временем те начали приносить прибыль за счёт внешних заказов.
Ремонтных
рабочих на череповецком
На «Северстали»
реорганизацию, связанную с
У «Северстали», по мнению Евгеньева, пока нет острой необходимости отделять ремонтные цехи от основного производства. Компания хочет это сделать, чтобы заранее занять нишу на формирующемся рынке аутсорсинга обслуживания производства. 40
Аутсорсинг в организации «Объединенные машиностроительные заводы». Выделение вспомогательных направлений в отдельный бизнес – логичный шаг в развитии современного предприятия. Через ту же процедуру реорганизации прошли многие крупные заводы в западных странах в 1970-х гг. по мнению главы «Объединенных машиностроительных заводов» Кахи Бендукидзе, всплеска аутсорсинга в российской промышленности можно было ожидать уже в 2004г.
По мнению старшего менеджера департамента консалтинга компании «Юникон / МС» Никиты Попадюка, этому в немалой степени мог способствовать «кризис 2003г.» (массовые сбои устаревшего промышленного оборудования), который предрекали некоторые аналитики. Поскольку замена оборудования подчас отслужившего несколько нормативных сроков, многим промышленным компаниям не по карману, вопрос о качественном ремонте еще долго будет достаточно остро.
«Объединенные машиностроительные заводы» сейчас также занимаются выделением вспомогательных служб в отдельные структуры. По словам Бендукидзе, по плану этот процесс должен быть завершен через год. В результате в главной компании персонал сократится за три года в два раза (сейчас его численность-40 тыс. человек). Некоторые выделенные бизнесы, например связь, способны стать вполне коммерчески успешными, «в идеале все эти услуги должны закупаться предприятием на рынке.
Активному
аутсорсингу в российской
Аутсорсинг в Ленинградском оптико-механическом объединении. Рынок аутсорсинга промышленного сервиса в России постепенно набирает обороты.
«Многие заводы уже сейчас стоять в очередь к компаниям, которые способны качественно оказывать эти услуги», - говорит Дмитрий Сироткин, заместитель гендиректора консалтинговой компании «Альт». Однако сейчас найти оператора таких услуг на российском рынке не так – то просто. О сформированном рынке аутсорсинга в области промышленного сервиса можно будет говорить лишь через несколько лет, когда, с одной стороны, все предприятия смогут оценить преимущества привлечения сторонних компаний, а с другой – на рынке этих услуг будет достаточно независимых операторов. Пока те немногие компании, которые уже вышли на этот рынок, диктуют цены, удерживая их на высоком уровне. 42
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике