Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа
Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга
2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе
3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга
3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association) показали, что уже в 1997г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса.
Например, компания Toyota в настоящий момент занимается фактически только проектированием, сборкой и реализацией продукции, а большая часть деталей и комплектующих производится сторонними, зачастую небольшими предприятиями. Причем такой способ ведения бизнеса уже давно характерен практически для всех японских изготовителей автомобилей. Автомобильные компании этой страны благодаря гибкости и мобильности своего бизнеса начиная с 1970-х гг. стали стремительно отвоевывать рынок у «большой тройки» автомобильной промышленности США – компаний General Motors, Ford Chrysler. К началу 1990-х гг. эти три компании потеряли 25 % американского рынка автомобилей. И лишь создание альянсов с японскими компаниями и передача части бизнеса на аутсорсинг, причем не только вспомогательных процессов, но и основных, позволили им улучшить положении.
По данным ВТО, в 1998г. лишь 37 % стоимости выпускаемого в США автомобиля было создано на родине. При этом 30 % стоимости автомобилей направлялось в Южную Корею за сборку машин, 17,5 % стоимости шло в Японию на покупку комплектующих и современных технологий, 7,5 % - в Германию за дизайн, 4 % - в Тайвань и Сингапур за мелкие детали, 2,5 % - в Великобританию на рекламу и маркетинг, 1,5 % - в Ирландию и Барбадос за обработку данных.
Введение термина «аутсорсинг» в теорию менеджмента связано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров (от англ. to provide – «предоставлять услуги») в области информационных технологий. Многие специалисты полагают, что аутсорсинг получил распространение в связи с развитием информационных систем и технологий, и относят начало «эпохи аутсорсинга» к 60-м гг. XX в., а именно – к 1962г., дате основания Electronic Data System Corporation (EDS). С 80-х гг. XX в. аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) является сферой внимания и стратегических интересов крупных корпораций, ставших признанными мировыми лидерами в области электронной обработки данных. Деятельность специализированных компаний, взявших на себя сопровождение информационных потоков крупных, средних и малых предприятий, сформировала новый, быстро развивающейся сектор бизнеса.48
Electronic Data System Corporation была основана в Далласе удачливым бизнесменом и неудачливым кандидатом в президенты США Россом Перро. Первоначально он централизованно подводил балансы для нескольких банков, арендуя ночное время на мэйнфреймах (больших ЭВМ). Но когда EDS принесла General Motors годовую экономию в размере более 4 млрд. долл., взяв на себя сопровождение всех информационных потоков этой огромной корпорации. Перро понял, что стоит у истоков нового многообещающего бизнеса. На основе аутсорсинговых соглашений с крупными корпорациями и банками EDS принимает на себя выполнение определенных функций в области информационных технологий,снабжения и поставок, обслуживания, финансов и обеспечения персоналом IT –проблематикой практически всех типов организаций. В 1998г. EDS реализует услуги в области IT-аутсорсинга уже в 44 странах, имея более 9000 клиентов и годовой доход 15,2 млрд. долл.
Сотрудники EDS , работая с банками, использовали собственные программные средства. Эти программы, развиваясь, постепенно приобретали ту или иную специализацию и направленность, в зависимости от спроса на услуги. Довольно скоро руководство EDS осознало, что занимается совершенно новым видом услуг, и стало накапливать собственный технический потенциал. В конечном счете некоторые предприятия и организации, понимая, что компания EDS располагает мощным парком собственных технических средств, программным обеспечением и высококвалифицированным персоналом, стали передавать свои информационные ресурсы полностью в ее ведение. Более того, передавался не только набор информационных средств (интеллектуальных активов), но и штат специалистов, который был задействован в обслуживании этих средств. EDS, таким образом, полностью брала на себя ответственность за информационную деятельность заказчика, что приносило последнему весьма ощутимый эффект. К примеру, на заводах General Motors, где впервые в крупных масштабах была обкатана технология IT-аутсорсинга, затраты на организацию информационной поддержки сократились с 5-6 до 3-3,5 млрд. долл. В год. При этом улучшилось и качество информационного обслуживания.
В Германии в 1960-1980-е гг. сложилась практика создания на крупных предприятиях центров по электронной обработке информации, которые в последствии стали предоставлять соответствующие услуги средним и мелким фирмам, не располагающим необходимыми техническими возможностями. Как показали специальные исследования, уже в 1974г. оборот специализированных вычислительных центров Германии, которых к этому времени насчитывалось около 400, составил 1,5 млрд. нем. Марок.
Примером сложившихся взаимовыгодных отношений между аутсорсером и клиентом могут служить широко известные многолетние связи компаний EDS и General Motors или Systemhaus и Daimler Benz. Ведущее место среди компаний, специализирующихся в области IT-аутсорсинга, в конце 20 века занимала компания IBM Global Services корпорации IBM, имевшая в 1997 оборот более 25 млрд долл. и более 110 000 сотрудников в 160 странах. Спектр услуг аутсорсеров расширяется вместе с развитием компьютерных технологий, информационных сетей, соответствующих технических и программных средств. Повсеместное использование Интернета и других информационных сетей стимулировало развитие рынка услуг доступа к данным (приложениям), расположенным у провайдера (Application Service Providing, ASP). В настоящее время, по мнению аналитиков International Data Corporation (IDC), лидером рынка поставщиков ASP-услуг является компания Oracle и ее подразделения Oracle Outsourcing, которое обеспечивает для клиентов поддержку как систем управления предприятием (Enterprise Resource Planning, ERP), так и систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM).По собственной оценке Oracle, компании, которые пользуются услугами IT-аутсорсинга, могут сэкономить более 75% расходов на оплату труда.49
2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
В настоящее время в мировой экономике происходят существенные изменения, в том числе стратегий и методов управления, основанных на современной технической и математической базе, принципов и методов организации труда и производства.
Все жестче
становится конкуренция трех
экономических центров, сложивш
В последние
десятилетия значительно
Положение
изменилось в последние
В настоящее
время необходимость
Что касается России, то в мае 2004г. проходили парламентские слушания по этому вопросу в Государственной думе РФ. Готовится первая редакция Закона о заемном труде. Это событие должно оказать решающее влияние на рынок рабочей силы в России. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ указано на желательность ратификации Российской Федерацией Конвенции №18152.
Лизинг персонала – это одно из направлений работы частных агентов занятости (ЧАЗ). Второе направление связано с тем, что ряду фирм невыгодно содержать большой штат сотрудников. Например, набор «лишнего» человека в штат компании приводит к потере статуса малого предприятия. Другой пример. Компании важно не потерять место лидера в рейтингах, где фигурирует коэффициент выработки на одного сотрудника. Как в первом, так и во втором случаях компании заинтересованы в выводе персонала за штат. Таким образом, ЧАЗы не только поставляют рабочую силу, но и «берут на себя ее избытки». Оба этих процесса в мировой практике и научной литературе получили общий термин «аутстаффинг».
Аутстаффинг, таким образом, - это использование «внешнего» или «заемного» персонала для решения проблемы кадрового обеспечения и интеграции интеллектуального потенциала. Аутстаффинг рассматривается современным менеджментом как услуга, которую оказывают специализированные агентства , предоставляющие организации-заказчику квалифицированный персонал на условиях, определяемых контрактом.53Понятие «аутстаффинг» более точно отражает сущность взаимоотношений между организацией- заказчиком и специализированным агентством, чем распространенное понятие «лизинг персонала». Лизинг предполагает предоставление в долгосрочное пользование имущества, являющегося собственностью компании. Персонал, квалификация которого соответствует требованиям заказчика, оформленный в штат специализированного агентства, не является, тем не менее, его собственностью.
Первыми
потребителями услуги
Сравнительная характеристика взаимоотношений сторон в рамках аутсорсинга и аутстаффинга
Характеристика |
Аутсорсинг |
Аутстаффинг |
Сущность используемой схемы взаимодействия сторон |
Приобретение
услуг внешней организации |
Использование персонала внешней организации вместо собственного персонала |
Рынок |
Рынок услуг аутсорсинга |
Рынок трудовых ресурсов |
Основные цели использования |
Концентрация на основной деятельности Сокращение расходов Обеспечение качества процесса Высвобождение ресурсов |
концентрация на основной деятельности Сокращение собственного персонала Обеспечение контроля Высвобождение ресурсов |
Основное требование к внешнему ресурсу |
Качество предоставления услуги как комплексная характеристика |
Квалификационные требования к персоналу внешней организации |
Инновационный потенциал |
Стратегическое сотрудничество в инновационной сфере Открытие новых рыночных шансов Создание новых продуктов (услуг) |
Использование интеллектуального потенциала высококвалифицированного персонала внешней организации Создание проектных команд |
Что касается различия между аутсорсингом и аутстаффингом, то следует иметь в виду, что аутсорсинг – более общее понятие и в этом случае заказчик платит за выполнение определенной функции или работы, а при аутстаффинге заказчик платит за предоставляемый персонала.
Все большее количество компаний, как в мире, так и в России, прибегает к использованию заемного труда. Анализируя опыт ведущих рекрутинговых компаний, а также публикации по лизингу персонала в специализированной прессе, можно отметить некоторые преимущества аутстаффинга для клиента.
Таблица 556
Преимущества аутстаффинга для клиента
Преимущества |
Способы реализации |
Повышение конкурентоспособности |
Возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка за счет увеличения и сокращения объема привлекаемого заемного труда. Компании не требуется держать в штате «лишних» сотрудников |
Сокращение затрат на содержание вспомогательных (обслуживающих) служб |
Происходит сокращение численности вспомогательных служб (бухгалтерии, отдела кадров, IT) вследствие передачи части объемов работ этих служб агентству. По этой же причине уменьшаются объемы работы с налоговой инспекцией и различными фондами, с СЭС |
Обеспечение прозрачности бизнеса |
Лизинг изначально был и остается, по сути, одним из самых прозрачных видов бизнеса, где аккуратно платятся предусмотренные законом налоги и отчисления |
Улучшение финансовых и экономических показателей |
Клиент-заказчик
может отнести часть операционн |
Улучшение имиджа компании |
Сокращаются риски возникновения судебных тяжб с персоналом, уменьшается число случаев получения травм на работе, так как часть работников является сотрудниками другой компании |
Улучшение кадрового состава основного персонала |
Появляется возможность отбирать из сотрудников агентства наилучших специалистов для перевода в основной состав, сосредоточивать усилия на развитии своего персонала |
Преодоление ограничений штатного расписания |
Решение проблем развития бизнеса за счет заказа необходимых услуг у лизингового агентства |
Улучшение работы с профсоюзами |
Появляется возможность вместе с лизинговым агентством выстроить новую, более гибкую схему отношений с профсоюзами |
Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике