Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:57, дипломная работа

Описание работы

Теоретические предпосылки аутсорсинга были обусловлены интенсивным развитием информационных технологий в начале 90-х годов ХХ века. Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании. Передача определенных функций внешним исполнителям необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компании искать и применять новые формы организации труда. Одной из таких форм стал аутсорсинг, экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Аутсорсинг является современным способом организации предприятия, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем, в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских предприятий. Аутсорсинг является одним из наиболее успешно развивающихся течений в западной экономике, для России важно не повторять опыт зарубежных предприятий без адаптации её в российскую экономику, а взвесив и проанализировав все плюсы и минусы этого нового направления повышения конкурентоспособности, так актуального в условиях мирового экономического кризиса, приспособить на современных российских предприятиях, там где это является целесообразным.
Поэтому изучение такой проблемы, как аутсорсинг в настоящее время является весьма актуальным и отвечающим потребностям теории и практики стратегического управления и маркетинга, что и послужило основанием для выбора темы исследования в данной дипломной работе.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, функции, преимущества и недостатки развития аутсорсинга
1.1. Основные виды аутсорсинговых услуг
1.2. Особенности и этапы становления аутсорсинга
1.3. Этапы развития аутсорсинга
ГЛАВА 2. Анализ особенностей развития аутсорсинга

2.1. Опыт развития аутсорсинга в России
2.2. Анализ зарубежного опыта развития аутсорсинга

2.3. Аутстаффинг как перспективное направление развития аутсорсинга персонала
ГЛАВА 3. Направления совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе

3.1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга

3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Аутсорсинг.doc

— 953.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3. Направления  совершенствования организации аутсорсинга на современном этапе

    1. Основные пути совершенствования нормативной базы государственного регулирования аутсорсинга

 

Аутсорсинг, или  передача сторонней организации  выполнения некоторых задач, которые не являются обычной деятельностью компании, но в то же время необходимы для ее развития, удобен и выгоден. Чтобы извлечь из аутсорсинга максимум преимуществ, нужно подготовить хорошую правовую основу для его использования.

Российское  законодательство такого правового  института, как «аутсорсинг», не знает. Но, поскольку одним из основополагающих принципов гражданского права служит свобода договора, то есть право заключать договоры, не предусмотренные Гражданским кодексом, это не является препятствием для его использования. Отсутствие же специального правового регулирования этого института означает, что договор об аутсорсинге должен быть детально проработан сторонами с точки зрения налоговых, административных и гражданско-правовых последствий. В противном случае, компания может столкнуться с рядом неприятных последствий.

Поскольку аутсорсинг в юридическом смысле есть услуга по предоставлению персонала для выполнения им определенной деятельности в пользу организации-заказчика, для оформления отношений по аутсорсингу используется конструкция гражданско-правового договора возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса РФ).67

Под аутсорсингом иногда понимают и лизинг персонала, и так называемый аутстаффинг. Лизинг подразумевает не только предоставление персонала обусловленной квалификации, но предварительный подбор этого персонала, его специальную подготовку, обучение и уже затем – сдачу его «в аренду» заказчику. Аутстаффинг подразумевает предоставление заказчику «дополнительных сил» в виде обученного персонала для совместной работы с персоналом заказчика аналогичной квалификации. По своей правовой природе эти виды аутсорсинга очень схожи.

Аутсорсинговая компания может быть как иностранной, так и российской, предоставляющей иностранную рабочую силу. Оба случая влекут за собой необходимость соблюдения миграционных процедур и некоторые налоговые последствия. Если российский провайдер предоставляет иностранную рабочую силу, то все миграционные формальности ложатся на него, поскольку именно он, а не заказчик, связан с иностранцами трудовыми отношениями. Например, при найме рабочих из ближнего зарубежья выгоднее воспользоваться услугами провайдера. Это сэкономит время и силы заказчика и не обязательно окажется дороже, чем самостоятельное оформление миграционных документов. У аутсорсинговой компании расходы на получение разрешений будут носить единовременный характер, в то время как передавать «в наем» одного и того же работника она сможет неоднократно. Налоговые последствия в данном случае будут теми же самыми, как если бы заказчик привлекал российских работников.

Некоторые моменты в налогообложении возникают при заключении договора о предоставлении персонала с иностранным провайдером. Если иностранная компания не состоит на учете в российских налоговых органах, то у заказчика возникает дополнительная обязанность, связанная с выполнением функции налогового агента по НДС. Подтверждением заказчику факта постановки на учет будет являться свидетельство о постановке на учет и присвоенный иностранной организации ИНН. По налогу на прибыль, в соответствии с п. 7 ст. 306 НК РФ68, обязанностей налогового агента у компании-заказчика не возникает. Миграционные формальности также выполняет иностранный провайдер.

Результат работы привлеченного персонала, облеченный в документ с реквизитами компании-заказчика, например, договор или налоговую декларацию, и представленный контрагенту или налоговой инспекции, порождает правовые последствия исключительно для компании-заказчика. Поэтому никакие ссылки не помогут избежать правовых последствий. Ответственность и контроль должны стать основополагающими принципами при разработке и выполнении договора с аутсорсером и предоставленным им персоналом.

Услуги аутсорсинга часто используются с целью освобождения штатных сотрудников от рутинной работы и использования их профессиональных возможностей на более важных стратегических участках. Чтобы цель была достигнута, нужно заранее как можно более конкретно очертить круг передаваемых привлеченному персоналу обязанностей, обсудить их с компанией-провайдером и предусмотреть некий переходный период для передачи документов и ввода в «курс дела». Будет нелишним назначить ответственным за эти мероприятия кого-нибудь из штатных сотрудников, передав ему также полномочия по координации всех действий.

Немаловажный момент – обеспечение конфиденциальности, то есть соблюдение коммерческой и служебной тайны заказчика, а также персональных данных его сотрудников и клиентов, которые могут стать известны привлеченному сотруднику. Здесь огромное значение имеет как подбор добросовестного провайдера и закрепление соответствующих гарантий в договоре, так и ознакомление с процедурой доступа и работы с конфиденциальной информацией, установленной в компании-заказчике.         

       Условие успешного аутсорсинга – непременный контроль и выставление соответствующих требований, касающихся квалификации и профессионального опыта привлекаемого персонала. Все свои требования должны быть внесены в договор.

В целях уменьшения налоговых рисков рекомендуется  включить в договор все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством, а именно: предмет договора, порядок выполнения услуг и оплаты. Предмет договора должен быть сформулирован максимально конкретно. В тексте договора дословно используется терминологию Налогового кодекса РФ. Операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены и подтверждены документами (договор; при необходимости – копия лицензии; счет-фактура; акт об оказании услуг, подписанный обеими сторонами договора).

Особое внимание уделяют мерам ответственности. За качество выполненной привлеченным сотрудником работы, а также за соблюдение дисциплины труда последний отвечает перед аутсорсером – своим работодателем – в рамках трудовых отношений. Поэтому заказчик должен предусмотреть в договоре компенсацию аутсорсером своих возможных потерь, понесенных вследствие некачественной работы привлеченного персонала.

Ответственность может быть предусмотрена как  в виде возмещения ущерба (включая  упущенную выгоду), так и в виде штрафов (например, при нарушении  трудовой дисциплины).

Особенности юридического оформления трех самых востребованных видов аутсорсинговых услуг: по ведению бухгалтерского и налогового учета, HR менеджменту и информационным технологиям.

 Бухгалтерский учет и налогообложение. Передача бухгалтерского учета специализированной организации должна быть зафиксирована в приказе об учетной политике на соответствующий финансовый год. При заключении договора на ведение учета и составление отчетности необходимо определить конкретный перечень операций, которые будет выполнять сторонняя организация, разработать и утвердить график документооборота и установить сроки выполнения обязательств. Кроме того, не забывают о соблюдении конфиденциальности и ответственности за его нарушение. Будет нелишним, если участие в составлении договора об аутсорсинге будет принимать главный бухгалтер предприятия, так как именно он лучше всех владеет ситуацией.

Особое внимание уделяют ответственности компании аутсорсера за недочеты, допущенные при ведении учета или составлении отчетности. Как мы уже говорили, компания, доверившая свой учет другой фирме, продолжает нести ответственность в соответствии с Налоговым кодексом РФ. А значит, в случае нарушений именно ей придется платить недоимки, штрафы и пени.

Поэтому в договоре лучше закрепить, что та организация, чьи бухгалтеры сделали ошибку, и возместит суммы санкций. Уголовная и административная ответственность за подобные нарушения остается на руководителе и главном бухгалтере предприятия, нанявшего посторонних специалистов. В договоре, а также в приложении к учетной политике указывается, что подписывать первичные документы может определенный сотрудник. Все вышеперечисленное можно отнести и к ведению налогового учета уполномоченным представителем, то есть аутсорсером. 69

  Поддержка информационных систем. При заключении договора на оказание IT-услуг специалисты по компьютерным технологиям советуют предусмотреть следующие моменты, которые могут повлиять на качество всего процесса аутсорсинга в целом:

  • Определение и описание (качественное и количественное) предоставляемых сервисов
  • Дни и часы предоставления сервиса, включая тестирование, поддержку и модернизацию
  • Допустимое время простоя без учета времени проведения согласованных плановых работ
  • Размер компенсации (в процентах от суммы ежемесячного платежа) в случае отклонения от допустимого времени простоя
  • Формы компенсации (например, скидка со следующего ежемесячного платежа за услуги)
  • Показатели заявляемой надежности и производительности платформ, каналов и сетевого оборудования
  • Обязанность аутсорсера регулярно фиксировать текущее состояние информационной инфраструктуры пользователя
  • Передача всей информации, необходимой для управления информационной системой, пользователю после окончания действия договора
  • Гарантии от технических сбоев приложений, баз данных, коммуникационных линий связи, потери информации или несанкционированного доступа к ней посторонних лиц
  • Ответственность сторон при использовании сервиса

        Рекрутинг и кадровое делопроизводство. Последний из наиболее востребованных видов услуг аутсорсинга – это услуга по рекрутингу персонала и кадровому делопроизводству.

Очень важна четкая постановка задач, установление сроков и ответственности. С целью эффективного контроля над процессом рекрутинга рекомендуется предусмотреть в договоре отдельный пункт, обязывающий аутсорсера представлять работодателю еженедельный отчет о проведенных интервью и тестах, количестве кандидатов на разных стадиях отбора, причинах отказов кандидатов и т.п.

Для оперативности  и эффективности работы по подбору  можно предусмотреть работу «рекрутинговой команды» аутсорсера прямо на территории заказчика. В этом случае в договоре нужно предусмотреть правила пребывания рекрутеров в офисе заказчика, то есть подчинение требованиям внутреннего трудового распорядка, наличие бесплатного или льготного питания, техническое обеспечение и прочее.

Что касается услуг кадрового делопроизводства, то заказчику важно четко обозначить свои требования по организации документооборота и порядку работы с персональными данными сотрудников. 70

       

3.2. Перспективные направления развития аутсорсинга в России

 

В России аутсорсинг пока еще не получил такого мощного развития, как в остальном мире. Компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги, как правило, еще не выделили этот бизнес в отдельное направление. Но тенденция увеличения спроса на аутсорсинг в России схожа с мировой. Постепенно приходит понимание, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности, и начинает создаваться среда для его успешного внедрения.

Потенциальными клиентами  аутсорсинговых фирм видятся малые  предприятия, ограниченные в ресурсах, крупные компании и банки, которые имеют возможность проведения конкурса с целью отбора наиболее подходящих исполнителей, представительства зарубежных компаний и совместные предприятия, у которых есть опыт использования аутсорсинга, правда, в других условиях, а также государственные организации, заинтересованные в привлечении квалифицированных специалистов.

Но широкому использованию  аутсорсинга этими категориями до сих пор мешает целый ряд факторов. Так, в России пока нет аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы высоким запросам таких клиентов, как зарубежные компании и банки, а переходу на аутсорсинг в государственных учреждениях зачастую мешает инертность мышления их руководства. Использование аутсорсинга информационных технологий крупными российскими компаниями и банками затруднено вследствие наличия у них собственного штата специалистов по автоматизации и из-за сложности перехода к новому для них типу управления информационными технологиями, поэтому безболезненно IT-аутсорсинг может быть осуществлен только во вновь создаваемых банками филиалах.

Кроме того, российские компании, как и зарубежные, опасаются доверять информацию посторонним, боятся потерять контроль над ситуацией. Однако в России такое недоверие к аутсорсингу усугубляется неразвитостью рынка и не проработанностью законодательной базы. Мало того, что на рынке существует лишь небольшое количество компаний, занимающихся аутсорсингом, еще меньше имеется компаний с устойчивой хорошей репутацией. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения, причем уклонению от их выполнения также способствует и низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств в России. В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы, то, ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер.71

Информация о работе Особенности и перспективы использования аутсорсинга в рыночной экономике