Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций
Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.
При разработке данного лекционного курса использованы следующие источники:
Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.
Более рационален иной подход. Регулирующее воздействие должно работать на опережение. Система мероприятий по предотвращению противоречий развития минимизирует опасность неоптимального развития. Это, в свою очередь, определяет необходимость прогнозирования возможных ситуаций, противоречий, проблем.
Первый подход относится к теории статических решений, второй 0- к теории динамических решений.
Процесс выработки и принятия управленческих решений включает определение достаточного и необходимого множества альтернативных решений, оценку и выбор оптимального решения. Важным принципом выбора оптимального решения является оценка эффективности альтернатив не только в рамках планового периода, но и их социально-экономических последствий за его границами. Прогнозирования является формой выработки альтернативных квазиоптимальных решений, из которых затем выбирается одно оптимальное. Концепция ступенчатой процедуры выработки и принятия решений («конус решений») является предпочтительной при управлении развитием сложных систем с длительными сроками разработки и реализации.
При решении вопроса о выборе направлений развития экономики мы сталкиваемся с неопределенным множеством решений. Разработка прогноза уменьшает неопределенность и позволяет сформулировать ограниченное множество квазиоптимальных решений. В этом случае принятие решения связано с выбором из области альтернативных квазиоптимальных решений родного оптимального решения.
Важнейшим условием повышения эффективности управления является увеличение горизонта и оптимизация принимаемых решений с учетом ближайших и долговременных последствий. Тесная связь прогнозирования, планирования и принятия решений обеспечивает оптимальность выбранной стратегии развития, ускоряет темпы развития.
Планирование – это один из методов экономического управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.
По своему назначению и содержанию планы могут быть
В условиях жесткой централизованной системы государственного управления действует система директивного планирования. Плановые задания устанавливаются по народному хозяйству, затем дифференцируются по отраслям, территориям, предприятиям. Например, пятилетние народнохозяйственные планы СССР. Примером специализированного отраслевого плана может служить план ГОЭЛРО. С 1930-х гг. стали разрабатываться крупные региональные программы развития: Ангаро-Енисейская программа, программа «Большая Волга» и др.
При переходе к рыночной экономике появляются новые центры планирования: хозяйствующие субъекты и органы государственной власти. С одной стороны, фирмы осуществляют все управленческие функции (включая разработку планов и прогнозов своего развития). С другой - одной из функций органов власти является определение планов и программ социально-экономического развития страны и регионов.
Директивные планы имеют силу юридического закона, адресный характер и обязательны для исполнителя. При этом участие исполнителя в формировании плана, как правило, ограниченно.
В рыночных условиях директивные планы на макроуровне в своем традиционном виде практически не находят применения. Методы директивного планирования трансформируются в новые формы. Например, планы госзакупок, развития инфраструктуры территорий и т.п. На микроуровне директивный характер сохраняется для планирования работы ГУПов.
Индикативное планирование - цели социально-экономического развития определены в виде параметров (индикаторов), достижение которых обеспечивается преимущественно косвенными, экономическими мерами государственного воздействия.
Основными индикаторами являются:
1) характеристики темпов роста, изменения структуры экономики;
2) показатели динамики финансовой системы, денежного обращения, рынка ценных бумаг, динамики уровня цен;
3) показатели изменения занятости и уровня жизни населения, развития социальной сферы и т. д.
Для хозяйствующих субъектов показатели государственного индикативного плана имеют лишь рекомендательный характер. Государство стимулирует реализацию задач индикативного плана методами косвенного воздействия:
Для составления индикативного плана требуется проведение информационно-аналитической работы, результаты которой позволяют оценить стартовый потенциал, характер влияния внутренних и внешних факторов, сформировать сценарий развития в будущем, определить количественные значения индикаторов на плановый период.
Разграничение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов соответствует комбинированию решения текущих задач с одновременным созданием предпосылок для достижения дальних целей в будущем.
Существуют принципиальные различия в содержании и способах формирования плановых значений числовых показателей в условиях долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.
Наиболее сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдаленную перспективу.
Стратегическое планирование - определение долгосрочных основополагающих целей и установление путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо
Тактическое (оперативное) планирование распространяется на частные вопросы, решение которых необходимо для достижения стратегических целей. Оно осуществляется в форме разработки краткосрочных планов.
При разработке планов, относящихся к разному территориальному уровню, важным условием является их взаимосогласование, то есть необходимо единство федерального и территориального аспектов планирования и прогнозирования развития экономики.
Принципы планирования:.
1. Научность – научная объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.
2. Целенаправленность – обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.
3. Социальная направленность – при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.
4. Комплексность – означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности. Реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.
5. Системность – системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности.
6. Адаптивность – возможность учета изменений внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.
7. Вариантность – при разработке концепции и при прогнозировании необходима вариантная проработка, вытекающая из существующей ситуации и предполагаемых изменений на перспективу. В каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения. В конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.
8. Эффективность – сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, путей реализации плана должен обеспечить наилучший результат при наименьших затратах.
9. Минимизация риска – при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем. Необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана и при принятии решения о конечном выборе варианта плана.
10. Баланс интересов – нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения в вопросах выбора приоритетных стратегических целей механизмов их достижения, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.
11. Легитимность – это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.
12. Демократичность – гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.
13. Профессионализм – обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов.
14. Принцип «первого руководителя» – означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально-экономического развития отрасли, региона, страны.
15. Принцип инновационности – использование в процессе планирования технологических инноваций, эффективных организационных форм.
Таблица 1. Классификация принципов планирования
Обязательным требованием к государственным институтам планирования, является обеспечение прозрачности и подконтрольности обществу процесса планирования.
Обеспечение прозрачности планов должно достигаться
Для достижения подконтрольности планов обществу нужно
Не все виды планов в равной мере целесообразно выносить на суд общественности. В наибольшей мере это необходимо для социальных планов, непосредственно затрагивающие личные интересы всех членов общества.
Качество разрабатываемых планов социально-экономического развития зависит от ряда условий, важнейшими их которых являются:
Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики