Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

 

Формы индикативного планирования:

    1. Конъюнктурная. Основная  функция – улучшение экономической конъюнктуры с помощью использования макрорегуляторов (прежде всего инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики). Условие существования данной формы – относительно сбалансированная экономика. Эта форма появилась первой. На определенном этапе общественного развитии выяснилось, что структурная перестройка экономики возможна лишь при участии государства, активном вмешательстве государства в экономические процессы. Это означало необходимость увеличения доли госрасходов в ВВП и усиление роли БНП в формировании макроэкономических пропорций и поддержании темпов экономического роста. Следствие: согласование приходной части бюджета с макроэкономическими прогнозами и программами. По мере развития этой формы прогностическая деятельность отделяется от процесса разработки бюджета  передается от финансовых органов плановым. Пример: согласование среднесрочных программ экономического развития стран ЕС.

 

    1. Структурная. Она предполагает согласование на макро-, мезо- и микроуровнях. Речь идет о согласовании и обеспечении реализации государственной структурной политики. Для этого необходимо согласование интересов государства, регионов, отраслей и отдельных предприятий. Следовательно, необходима увязка макроэкономического плана и внутрифирменного планирования. Механизм согласования – экономическая стимуляция (кредиты, налоговые льготы и т.п.) региональных органов управления и предприятий. Пример: японские планы комплексного развития страны  индикативные планы Франции.

 

    1. Стратегическая. Актуальна на определенном этапе развития экономики в условиях глобализации. Выбираются основные приоритеты национальной экономики. ВременнОй горизонт этой формы значительно расширен. По сути это способ организации разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики. Следует учесть, что в условиях глобализации необходима координация действий хозяйствующих субъектов не только на национальном, но и на международном уровне. Формулируется конкретная глобальная цель национальной экономики (например, параметры роста ВВП). Она конкретизируется в дереве целей. Например, стабильность уровня цен, полная занятость и т.п. Каждая из подцелей может быть положена в основу национальной программы. Стратегическое индикативное планирование предусматривает учет внешних по отношению к системе факторов.

 

Типы индикативного планирования:

Первый тип (китайская модель). Преобладание государственного сектора. Индикативное планирование представляется как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих развитие страны и установление мер государственного воздействия, направленных на достижение этих параметров.

Второй тип (Японская модель). Государственные программы не являются обязательными для частного сектора. Планирование выполняет информационно-ориентирующую функцию. Частный бизнес подталкивается к выполнению задач, сформулированный государственным планом.

Третий тип. При формировании плана соединяются два подхода:

    1. Обязательность заданий для государственного сектора;
    2. Установление желаемых параметров для частного сектора.

Четвертый тип (Французская модель). Наряду с информационной функцией индикативный плана имеется механизм координации действий всех экономических агентов через воздействие на их интересы.

 

Индикативные планы могут разрабатываться как на год, так и на 3-4 года и более.

Примерная структура индикативного плана:

    1. Оценка исходного состояния объекта.
    2. Сводные макропоказатели (индикаторы): объем и темпы прироста ВВП, рост реальных доходов и т.п.
    3. Социальное развитие (прогноз уровня рождаемости, естественного прироста, миграции и т.д.
    4. Наука и инновационно-технологическое развитие (объем затрат на науку, реализация инновационных программ и т.д.).
    5. Производство и реализация товаров (развитие основных отраслей, структура производства).
    6. Природно-экологическая ситуация (обеспеченность производства природными ресурсами, экологические меры и и.д.).
    7. Институциональные преобразования (развитие рыночной инфраструктуры, поддержка бизнеса и т.д.).
    8. Территориальное развитие (индикаторы по развитию регионов).
    9. Оборона, правопорядок и управление.
    10. Внешние связи.

 

Индикативный план должен быть сбалансирован и опираться на балансы по основным видам ресурсов:

    1. Баланс трудовых ресурсов: по численности, составу, распределению по отраслям и территорию
    2. Топливно-энергетический баланс: обеспеченность развития запасами топлива и энергии.
    3. Балансы других видов природных и материальных ресурсов.
    4. Баланс основных фондов с учетом степени износа.
    5. Финансовые балансы – бюджет, платежный баланс, баланс доходов и расходов предприятий и населения.

 

Применение индикативного планирования предполагает, что формирование государственного бюджета должно соответствовать стратегии развития национальной экономики. То есть в основу разработки бюджета кладутся нормативы бюджетных расходов в соответствии с планом.

Так как индикативный план не является обязательным для негосударственного сектора экономики, его положения должны широко обсуждаться обществом в целом. Необходимо сформировать общенациональный консенсус в отношении приоритетов национального развития. Для частного сектора индикативный план выступает в роли ориентира на перспективные направления социально-экономического развития.

Для государственного сектора индикативный план может превращаться в директивные указания. Речь идет прежде всего о казенных предприятиях (ГУПах на праве оперативного управления). Для ГУПов на праве хозяйственного ведения плановые задания менее жесткие и относятся по большей части к инвестиционной стратегии. 

Тема 2. Научные основы и методология макроэкономического планирования и прогнозирования

 

Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.

Метод экономического прогнозирования - совокупность приемов, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования вывести суждения относительно  будущего развития объекта.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно разделить на

    1. Интуитивные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многочисленных факторов на сложный объект прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают:
    1. индивидуальные экспертные оценки. В состав индивидуальных экспертных оценок входят:
    • метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»;
    • аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки;
    • метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях
    1. коллективные экспертные оценки. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя
    • метод «комиссий»,
    • «коллективной генерации идей» («мозговая атака»),
    • метод «Дельфи»,
    • матричный метод.

 

    1. Формализованные. В группу формализованных (детерминированных) методов входят две подгруппы:
    1. Экстраполяции. Это методы:
    • наименьших квадратов,
    • экспоненциального сглаживания,
    • скользящих средних,
    • адаптивного сглаживания,
    • авторегрессионного преобразования,
    • гармонических весов
    1. моделирования.
    • Структурное моделирование,
    • сетевое моделирование,
    • матричное моделирование
    • имитационное моделирование.

 

 

 

Рисунок 2.1 Классификация методов прогнозирования

 

Интуитивные и формализованные методы схожи по своему составу с экспертными и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика - наука, изучающая продуктивное, творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.

Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют различные другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические и опрос экспертов.

В качестве информации используется фактографическая и экспертная информация.

 

С точки зрения оценки возможных результатов и путей прогнозного научно-технического развития прогнозы можно классифицировать по трем этапам:

    1. Исследовательскому,
    2. Программному
    3. Организационному.

Задача исследовательского прогноза - определение возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких, дающих положительные результаты. Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отразить в росте их быстродействия, увеличении объема памяти и диапазона логических возможностей.

 

Программный аспект прогноза заключается в определении возможных путей достижения желаемых и необходимых результатов.

 

Организационная сторона прогноза включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих достижение определенного результата по тому или иному варианту. Должна быть сформулирована обоснованная гипотеза развития комплекса организационных параметров, дана вероятностная оценка рекомендуемой схеме распределения ресурсов и перспективам роста потенциала объекта на прогнозируемый период.

 

Методы экспертных оценок

Задачи прогнозирования, решаемые с помощью методов экспертных оценок, включают два формально не связанных между собой элемента:

    • определение возможных вариантов развития объекта прогнозирования
    • оценку возможных вариантов развития объекта.

 

Методология Форсайта (предвидение, взгляд в будущее). Термин Форсайт используется вместо термина «прогноз» с начала 90-х гг. Термин используется, чтобы подчеркнуть, что вариант возможного будущего зависит и от действий, предпринимаемых сегодня (в отличие от традиционного понимания прогноза как предсказания).

Форсайт – система методов экспертной оценки стратегических перспектив развития. С его помощью выявляются технологические прорывы, способные оказать максимальное положительное воздействие на экономику и общество в долгосрочной перспективе.

Форсайт организуется как систематически процесс. Он включает выявление и интеграцию экспертных знаний в рамках поставленной задачи. Итог – формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития экономики, общества, науки, инноваций.

 

 

Рисунок 2.2 Ромб Форсайта

 

На ромбе указаны качественные и количественные методы, используемые в Форсайте. Каждый из методов в той или иной степени тяготеет к одному из четырех углов ромба, то есть несет в себе элементы одного из четырех аспектов экспертных методов:

    • креативности;
    • качества экспертизы;
    • взаимодействия экспертов;
    • доказательности.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики