Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

 

Методология разработки стратегических планов на макроуровне предусматривает следующие этапы:

    1. Определение на базе долгосрочного прогноза стратегических приоритетов на временнОй период, формулировка генеральной цели плана.
    2. Обоснование основных показателей социально-экономического развития на этот период, построение плановых балансов по основным видам ресурсов, разработка стратегического плана.
    3. Формирование системы взаимоувязанных национальных программ по конкретным приоритетам.
    4. Бюджетное обеспечение долгосрочных стратегий.
    5. Организация стратегического мониторинга.

 

Стратегическое планирование должно опираться на систему прогнозирования социально-экономического развития. Долго- и среднесрочное прогнозирование дает возможные сценарии развития народного хозяйства.

Стратегическое планирование, осуществляемое на основе прогноза, должно закрепит выбор приоритетов развития и определить пути и методы реализации этих приоритетов.

В увязке со стратегическими планами формируются национальные программы.

Инструмент реализации приоритетов, определенных на этапе прогнозирования и закрепленных в стратегическом плане – индикативные планы. С помощью индикативных планов государство обеспечивает сбалансированное социально-экономическое развитие.

Стратегический план рассчитан, как правило, на 15-20 лет. Он утверждается высшим руководством страны. Необходимым условием стратегического планирования является его публикация и широкое обсуждение и разъяснение его основных положений.

Структура стратегических планов соответствует структуре долгосрочных прогнозов, однако включает более конкретные и детальные показатели.

Ключевые показатели стратегического плана увязаны между собой с помощью балансов:

    • Трудовых (численность занятых по отраслям, народнохозяйственным комплексам, секторам);
    • Основных фондов и инвестиций;
    • Региональных.

Интегральным показателем стратегического плана является ВВП (объем и темпы роста общие и на душу населения).

Стратегические планы подлежат корректировке.

Стратегическое и индикативное планирование как на фазе разработки, так и на фазе реализации взаимосвязаны с промышленной политикой страны (инновационно-промышленной политикой).

Активная промышленная (инновационо-промышленная) политика означает высокую степень готовности экономики к восприятию технико-технологических инноваций.

Непосредственное воплощение национальной стратегии и индикативных планов происходит через действие корпораций (предприятий), государственные целевые программы, региональные программы.

Разработка планов и программ ведется в теснейшей связи с бюджетированием. Если горизонт бюджетного планирования короткий (год), то программы и планы с длительным временнЫм горизонтом не получают должного ресурсного обеспечения.

 

Национальное программирование

В результате составления долгосрочного прогноза определяются (выбираются) национальные приоритеты. Они разрабатываются в стратегическом плане и находят реализацию в национальных программах и проектах.

Национальные программы – одна из форм государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики осуществляется в двух взаимосвязанных формах:

    • Нормативное регулирование деятельности рыночных агентов и создание благоприятных условий для работы рыночного механизма;
    • Непосредственное участие государства в решении экономических проблем (национальные программы и проекты, государственное инвестирование и т.п.).

Соотношение этих форм меняется по фазам цикла. На фазе подъема преобладает косвенное регулирование, в кризис – роль государства усиливается.

В совокупности экономических отношений можно выделить три блока:

      1. Рыночный сектор. Самофинансирование на основе прибыли.
      2. Нерыночный сектор. Бюджетные организации, производство общественных благ, социально незащищенное население. Бюджетное финансирование.
      3. Стратегически-инновационный сектор. Совместное рыночно-бюджетное финансирование. Государство инициирует фундаментальные и финансирует инновации. Бизнес финансирует их распространение.

 

Формы национального программирования:

    1. Национальные антикризисные программы. Цель – преодоление кризиса. Глобальные по охвату, но ограниченные по времени. Пример: «новый курс» Рузвельта.
    2. Инновационные национальные программы. Цель – сконцентрировать ресурсы для инновационного прорыва. Пример: ГОЭЛРО
    3. Национальные проекты. Чаще всего являются элементами национальных программ. Пример: ракетно-космическая программа СССР.
    4. Целевые программы. Цель – решение конкретной проблемы.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Основы методологии национального программирования вкратце можно свести к следующим положениям.

    1. Национальные программы и проекты – метод, который применяется в ситуациях, когда рыночное саморегулирование не может обеспечить эффективное решение.
    2. Национальные программы охватывают не всю экономику, а только отдельные ее участки.
    3. Для реализации стратегического прорыва необходимо перераспределение ресурсов в пользу программного сектора, но при этом нужно сохранить сбалансированность в масштабе всей экономики.
    4. Система национальных программ и проектов должна быть взаимоувязана – в этом случае возникнет синергетический эффект. В противном случае система может стать дезорганизованной. Общий эффект окажется меньше суммы эффектов ее составляющих элементов (отрицательный синергетический эффект).
    5. Управление реализацией национальных программ и проектов должно опираться на партнерство главных сил: государства, бизнеса, гражданского общества. Ослабление любой из этих сил приведет к провалу программы.
    6. Разработку и реализацию национальных программ и проектов необходимо строить на профессиональной основе.
    7. В управлении разработкой и реализацией национальных программ и проектов следует соблюдать принцип "разделения и кооперации властей", трех составляющих системы программного управления:
      • Заказчиков – тех, кто определяет содержание программы, обеспечивает ее ресурсами, осуществляет государственную приемку и использование полученных результатов;
      • научных руководителей – кто выражает основную идею, существо программы, обеспечивает научное сопровождение и авторский надзор за практическим воплощением этой идеи;
      • исполнительных органов – управляющей компании, исполнительной дирекции программ и проектов, организующих их выполнение, использующих выделенные ресурсы и отвечающих за полученные результаты.

 

Построение модели прогнозного фона

 

Прогнозный фон — это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования. Данные прогнозного фона выражаются такими же показателями, как и характеристики исследуемого объекта. Однако характеристики объекта выявляются путем проведения социологического исследования. Данные прогнозного фона берутся готовыми или постулируются условно.

Стандартные аспекты прогнозного фона:

— научно-технический;

— демографический;

— экономический;

— социологический;

— социально-культурный;

— политический;

— международный.

Научно-технический фон:

    • ожидаемые изменения топливно-энергетического, материально-сырьевого, транспортно-коммуникативного, межотраслевого, продовольственного и других балансов;
    • наиболее значительные нововведения в области электрификации, химизации, биологизации, космизации, механизации, автоматизации, компьютеризации общественного производства.

Демографический фон - наиболее существенные применительно к объекту исследования изменения демографического баланса

    • рождаемости,
    • смертности,
    • естественного и искусственного (в результате миграций) прироста или убыли населения.

Экономический фон:

    • экономическая ситуация в стране,
    • эффективность общественного производства,
    • баланс доходов-расходов населения и т.д.

Социологический фон:

внепрофильные данные по социальным потребностям и структурам, организации и управления, которые тесно связаны с профильными.

Социально-культурный фон:

нововведения в материально-технической или организационно-информационной базе учреждений образования и культуры, которые оказывают наиболее существенные воздействия на функционирование и развитие этих учреждений.

Политический фон:

    • внутриполитический — нововведения государственно-правового, законодательного, в частности, порядка, которые ставят в определенные рамки социальное развитие общества по профильным показателям;
    • международный — данные о процессах развития международных отношений, назревания военно-политических конфликтов, разрядки, разоружения, развития мировой торговли, контактов в сфере культуры.

 

Выбранные данные прогнозного фона необходимо свести в систему показателей, а затем последовательно сопоставить профильную систему показателей с фоновой: систему с системой, показатель с показателем, выявляя наиболее тесные связи между ними.

При сопоставлении используется системный подход:

— рассматривать объект исследования как комплекс взаимосвязанных элементов (включая обратную связь);

— рассматривать этот комплекс в единстве с внешними факторами, которые обуславливают его функционирование и развитие;

— рассматривать объект, если это возможно, как подсистему, элемент системы более общего порядка;

— рассматривать элементы комплекса, в свою очередь, как частные системы со своими собственными подсистемами;

— выявлять, с учетом перечисленных требований, закономерности функционирования и развития объекта для выработки рекомендаций по оптимизации управления им.

 

Таким образом исследуемая система представляется в виде объектов, их свойств и связей между ними.

К системным объектам относятся: вход, процесс, выход, обратная связь, ограничения. “Вход” — состояние, предшествующее процессу и изменяющееся при его протекании. “Выход” — результат, конечное состояние процесса. “Процесс” — преобразование “входа” в “выход”. “Обратная связь” обеспечивает соответствие между фактическим и желательным “выходом” путем изменения “входа”. “Ограничение” — разница между “выходом” и требованиями к нему как “входу” в последующую систему.

В подсистеме “обратной связи” сравнивается ожидаемый “вход” с желательным, выявляется различие, вырабатывается решение о воздействии на “вход” с целью ликвидации или минимизации различия. В подсистеме “ограничение”, “выход” анализируется с позиции его последующих модификаций, причем учитывается цель системы и определяются принуждающие связи (разновидность обратной связи), которые согласуются с требованиями к нему на “входе” в последующую систему.

Если между необходимым (желательным) и существующим (ожидаемым) входом есть различие, то оно фиксируется как наличие проблемной ситуации.

Проблема — это разница между существующей и желательной системой, решение ее — особая система, заполняющая разрыв между ними.

Конструирование такой системы осуществляется путем выяснения условий, цели и возможности решения проблемы. Если они известны полностью, проблема носит чисто количественный характер, если известны лишь частично — качественный.

Номенклатура функций решения проблемы включает:

    • выявление проблемы,
    • оценку степени ее актуальности,
    • определение ограничения (цели и принуждающих связей) критериев измерения степени приближения действительного и желательного,
    • анализ действительного,
    • определение структуры возможностей для построения набора альтернатив и выбор из них оптимальной,
    • принятие решения,
    • его реализация
    • определение результатов.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики