Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций
Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.
Методология разработки стратегических планов на макроуровне предусматривает следующие этапы:
Стратегическое планирование должно опираться на систему прогнозирования социально-экономического развития. Долго- и среднесрочное прогнозирование дает возможные сценарии развития народного хозяйства.
Стратегическое планирование, осуществляемое на основе прогноза, должно закрепит выбор приоритетов развития и определить пути и методы реализации этих приоритетов.
В увязке со стратегическими планами формируются национальные программы.
Инструмент реализации приоритетов, определенных на этапе прогнозирования и закрепленных в стратегическом плане – индикативные планы. С помощью индикативных планов государство обеспечивает сбалансированное социально-экономическое развитие.
Стратегический план рассчитан, как правило, на 15-20 лет. Он утверждается высшим руководством страны. Необходимым условием стратегического планирования является его публикация и широкое обсуждение и разъяснение его основных положений.
Структура стратегических планов соответствует структуре долгосрочных прогнозов, однако включает более конкретные и детальные показатели.
Ключевые показатели стратегического плана увязаны между собой с помощью балансов:
Интегральным показателем стратегического плана является ВВП (объем и темпы роста общие и на душу населения).
Стратегические планы подлежат корректировке.
Стратегическое и индикативное планирование как на фазе разработки, так и на фазе реализации взаимосвязаны с промышленной политикой страны (инновационно-промышленной политикой).
Активная промышленная (инновационо-промышленная) политика означает высокую степень готовности экономики к восприятию технико-технологических инноваций.
Непосредственное воплощение национальной стратегии и индикативных планов происходит через действие корпораций (предприятий), государственные целевые программы, региональные программы.
Разработка планов и программ ведется в теснейшей связи с бюджетированием. Если горизонт бюджетного планирования короткий (год), то программы и планы с длительным временнЫм горизонтом не получают должного ресурсного обеспечения.
Национальное программирование
В результате составления долгосрочного прогноза определяются (выбираются) национальные приоритеты. Они разрабатываются в стратегическом плане и находят реализацию в национальных программах и проектах.
Национальные программы – одна из форм государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики осуществляется в двух взаимосвязанных формах:
Соотношение этих форм меняется по фазам цикла. На фазе подъема преобладает косвенное регулирование, в кризис – роль государства усиливается.
В совокупности экономических отношений можно выделить три блока:
Формы национального программирования:
МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Основы методологии национального программирования вкратце можно свести к следующим положениям.
Построение модели прогнозного фона
Прогнозный фон — это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования. Данные прогнозного фона выражаются такими же показателями, как и характеристики исследуемого объекта. Однако характеристики объекта выявляются путем проведения социологического исследования. Данные прогнозного фона берутся готовыми или постулируются условно.
Стандартные аспекты прогнозного фона:
— научно-технический;
— демографический;
— экономический;
— социологический;
— социально-культурный;
— политический;
— международный.
Научно-технический фон:
Демографический фон - наиболее существенные применительно к объекту исследования изменения демографического баланса
Экономический фон:
Социологический фон:
внепрофильные данные по социальным потребностям и структурам, организации и управления, которые тесно связаны с профильными.
Социально-культурный фон:
нововведения в материально-технической или организационно-информационной базе учреждений образования и культуры, которые оказывают наиболее существенные воздействия на функционирование и развитие этих учреждений.
Политический фон:
Выбранные данные прогнозного фона необходимо свести в систему показателей, а затем последовательно сопоставить профильную систему показателей с фоновой: систему с системой, показатель с показателем, выявляя наиболее тесные связи между ними.
При сопоставлении используется системный подход:
— рассматривать объект исследования как комплекс взаимосвязанных элементов (включая обратную связь);
— рассматривать этот комплекс в единстве с внешними факторами, которые обуславливают его функционирование и развитие;
— рассматривать объект, если это возможно, как подсистему, элемент системы более общего порядка;
— рассматривать элементы комплекса, в свою очередь, как частные системы со своими собственными подсистемами;
— выявлять, с учетом перечисленных требований, закономерности функционирования и развития объекта для выработки рекомендаций по оптимизации управления им.
Таким образом исследуемая система представляется в виде объектов, их свойств и связей между ними.
К системным объектам относятся: вход, процесс, выход, обратная связь, ограничения. “Вход” — состояние, предшествующее процессу и изменяющееся при его протекании. “Выход” — результат, конечное состояние процесса. “Процесс” — преобразование “входа” в “выход”. “Обратная связь” обеспечивает соответствие между фактическим и желательным “выходом” путем изменения “входа”. “Ограничение” — разница между “выходом” и требованиями к нему как “входу” в последующую систему.
В подсистеме “обратной связи” сравнивается ожидаемый “вход” с желательным, выявляется различие, вырабатывается решение о воздействии на “вход” с целью ликвидации или минимизации различия. В подсистеме “ограничение”, “выход” анализируется с позиции его последующих модификаций, причем учитывается цель системы и определяются принуждающие связи (разновидность обратной связи), которые согласуются с требованиями к нему на “входе” в последующую систему.
Если между необходимым (желательным) и существующим (ожидаемым) входом есть различие, то оно фиксируется как наличие проблемной ситуации.
Проблема — это разница между существующей и желательной системой, решение ее — особая система, заполняющая разрыв между ними.
Конструирование такой системы осуществляется путем выяснения условий, цели и возможности решения проблемы. Если они известны полностью, проблема носит чисто количественный характер, если известны лишь частично — качественный.
Номенклатура функций решения проблемы включает:
Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики