Планирование и прогнозирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:34, курс лекций

Описание работы

Необходимая предпосылка эффективного развития экономики – управление. Главный элемент управления – процесс выработки и принятия решений. Принятие решений должно основываться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей развития. Проблемы и цели развития могут определяться на основе анализа текущих ситуаций. Однако такой подход не самый эффективный.

Файлы: 1 файл

Kurs_lekcii_-_Planirovanie_i_prognozirovanie_ehkonomiki.docx

— 735.24 Кб (Скачать файл)

1) Степень обеспеченности (высокая, ограниченная, нестабильная и т.д.) материальными, природными, научно-техническими, финансовыми, интеллектуальными и иными ресурсами.

2) Уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, вида производства (наличие конкурентных преимуществ, недостаточная или низкая конкурентоспособность на внутреннем рынке, на различных видах внешних рынков).

3) Соотношение механизмов рыночного и государственного регулирования и возможности его оптимизации.

4) Особенности сложившихся комбинаций рыночных и нерыночных институтов.

5) Наличие и характер комплекса инструментов, используемых при планировании.

 

Только на уровне государственных планов было бы возможно обеспечить согласование и взаимный компромисс интересов субъектов экономической деятельности в различных сферах. Конфликт интересов лежит, прежде всего, в области распределения ресурсов: материальных, финансовых, организационно-правовых, интеллектуально-кадровых. Аналогичные противоречия возникают при разграничении позиций планов федерального и регионального уровня.

Эффективным средством преодоления этих противоречий и предпосылкой оптимальности планов может служить проведение предварительного комплексного анализа ситуации в рамках предплановых разработок.

 

При разработке государственных планов экономического развития необходимо сначала провести комплексный анализ:

    • определить возможные траектории развития внешней среды,
    • оценить внутренний потенциал,
    • оценить возможные риски и преимущества и т.д.

 

Не менее сложным процессом является реализация плана, которая включает:

а) размещение и приведение в действие ресурсной базы, которая должна использоваться с наибольшим эффектом;

б) решение организационных вопросов государственного менеджмента;

в) структурирование внешних и внутренних связей как механизма функционирования объектов планирования.

 

Прогнозирование и его роль при составлении планов развития экономических систем

Наиболее совершенной базой для формирования плана социально-экономического развития является предварительно разработанный прогноз.

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.

 

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Во-первых, прогноз является научным представлением, гипотезой, способом предвидения будущего.

Во-вторых, содержанием прогноза является информация о направлениях и тенденциях развития и о способах достижения поставленных целей.

 

Роль прогноза в процессе планирования.

Прогноз:

    1. Формирует поле объективно достижимых целевых показателей развития экономической системы, за пределы которых не должны выходить показатели плана;
    2. Прогноз определяет возможные сценарии будущего развития, сравнительный анализ которых позволяет выбрать оптимальный вариант для планирования.

 

Из такого понимания связи плана и прогноза вытекает ряд требований к прогнозу.

1. Прогноз  должен быть многовариантным.

2. В основе  определения вариантов прогноза  должны лежать:

    • гипотезы об альтернативных моделях поведения субъектов экономических отношений;
    • гипотезы о возможных изменениях внешнеполитических и внешнеэкономических условий;
    • оценки возможных социально-экономических последствий реализации каждого варианта прогноза;
    • оценки вероятности рисков и масштабов последствий наступления рисковых ситуаций для каждого варианта прогноза.

3. Оценка  уровня достоверности прогноза (достоверный, относительно достоверный, возможный).

4. Взаимосогласование  прогноза и будущего плана  по временному и пространственному  горизонту, по объекту планирования  и прогнозирования.

5. В основе  прогноза должна лежать научно  обоснованная информация трех  видов:

    • о стартовых условиях будущего развития экономической системы;
    • о возможных вариантах интенсивности экономических процессов в будущем;
    • о возможных сочетаниях действия внешних и внутренних факторов в будущем.

6. Прогнозирование целесообразно организовать как непрерывный процесс, в ходе которого прогнозные параметры корректируются с учетом результатов развития за истекший период.

 

Прогнозы многофункциональны. Государственные прогнозы содержат информацию, на которую органы власти опираются при формировании социально-экономической политики государства и разработке концепции социально-экономического развития. Они используются в качестве информационной базы для принятия конкретных решений в области экономической и социальной жизни общества.

 

Различия между планом и прогнозом определяются тем, что план имеет нормативный характер, а прогноз является вероятностной моделью будущего.

Планирование представляет процесс создания модели состояния объекта в будущем с позиций:

    • достижения определенной цели;
    • обязательности исполнения;
    • установления методов и способов достижения этого состояния.

Прогноз определяет ожидаемые перспективы развития объекта с учетом:

    • эффекта саморазвития объекта;
    • результата воздействия среды;
    • возможных альтернативных вариантов развития.

 

Стандартная схема взаимосвязи плана и прогноза предполагает предварительное составление прогноза. Далее на его основе разрабатываются планы экономического развития.

Но этим не ограничивается роль прогноза в процессе планирования. По мере прохождения планового периода необходимо разрабатывать сценарии прогнозов на оставшийся период (или также на более отдаленную перспективу) с учетом состоявшейся реализации потенциальных возможностей развития. Кроме того, на основе уже составленного плана целесообразно разработать прогноз возможных вариантов последствий реализации данного плана.

 

В зависимости от условий функционирования экономических систем и целей их развития в будущем определяется конкретный вид прогноза. Предварительно дадим краткий обзор возможных видов прогнозов, которые классифицируются по нескольким признакам:

      1. В зависимости от проблемно-целевого признака (классификация по цели, в зависимости от того, с какой целью разрабатывается прогноз):
        1. Поисковый прогноз (исследовательский, трендовый, генетический). Прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он показывает, что произойдет при условии сохранения действующих тенденций в будущем. Используется метод экстраполяции.
        2. Нормативный прогноз (программный, целевой). Он выполняется для определения путей и сроков достижения поставленных целей. Используется метод интерполяции (нахождение промежуточных значений по ряду логических, статистических или иных данных).
      2. В зависимости от природы объекта прогнозирования:
        1. Социальные прогнозы (например, демографический);
        2. Ресурсные, в т.ч. материальные, финансовые, трудовые;
        3. Научно-технические;
        4. Спроса и т.д.
      3. В зависимости от временнОго периода (временнОго горизонта прогноза):
          1. Оперативные (до 1-2 месяцев);
          2. Краткосрочные (до 1 года);
          3. Среднесрочные (до 3-5 лет);
          4. Долгосрочные (до 10-15 лет);
          5. Сверхдолгосрочные или дальнесрочные (свыше 15 лет).
      4. В зависимости от сложности прогноза:
    1. Сверхпростые;
    1. Простые;
    2. Сложные;
    3. Сверхсложные.
      1. В зависимости от степени детерминированности объекта прогноза:
        1. Детерминированные, то есть без существенных потерь в описании условий;
        2. Стохастические, в которых требуется учет случайных величин;
        3. Смешанные, включающие характеристики детерминированных и стохастических.
      2. В зависимости от характера развития объекта прогнозирования во времени:
        1. Дискретные. Для них характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени;
        2. Апериодические. Они представлены в виде непериодических функций времени;
        3. Циклические. Для них характерна периодическая функция времени.
      3. В зависимости от масштабности объекта прогнозирования:
        1. Сублокальные;
        2. Локальные;
        3. Суперлокальные (субглобальные);
        4. Глобальные.
      4. по уровню государственного управления
    4. Федеральные,
    5. Региональные
    6. Местные
      1. В зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов в будущем формируют несколько вариантов прогнозов
    7. Высокий (оптимистический), ориентированный на наиболее благоприятный ход событий;
    8. Средний, соответствующий наиболее вероятным перспективам развития;
    9. Низкий (пессимистический), который возможен при наиболее неблагоприятных условиях развития экономической системы.

 

Предпосылки эффективного прогнозирования - обеспечение соответствующей нормативно-правовой базы экономического прогнозирования.

Цели социально-экономических прогнозов:

1. Их результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

2. На основе прогнозов на долгосрочную перспективу разрабатываются:

а) концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

б) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

в) среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации.

3. Социально-экономический прогноз на предстоящий год вместе с другими документами представляется в Государственную Думу как обоснование проекта федерального бюджета.

 

Рисунок 1.1 Структура государственных прогнозов 

 

Таблица 2. Хронологические периоды государственных прогнозов, концепций и программ

 

Целостное описание процесса составления прогноза и роли методологии в этом процессе может быть представлено в форме типовой схемы (рис. 2).

Рис. 1.2 Типовая схема составления прогноза развития экономических систем

 

Практика макроэкономического планирования и государственное регулирование экономики

В системе государственного планирования центральное место занимает определение цели – целеполагание.

Категория «цель» непосредственно связана с категориями «деятельность», «потребности», «интересы»: цели объективно отражают потребности и интересы, цель достигается в процессе определенной деятельности. Цель как сложное понятие может быть описана «деревом целей».

В процессе планирования целевые установки конкретизируются и трансформируются в целевые показатели, определяющие качественные и количественные характеристики планируемых объектов и процессов. Целевые показатели образуют основное содержание программ и планов развития экономики.

 

Правовые основы регулирования взаимосвязи социально-экономического и бюджетного планирования. Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей. Макроэкономические показатели выступают в качестве объекта социально-экономического планирования, а финансовые – сформированы в рамках государственного бюджета.

Взаимосвязь этих трех элементов государственного планирования столь важна, что основные положения по ее регулированию предусмотрены Бюджетным кодексом РФ. Наиболее существенными механизмами связи между социально-экономическим развитием и бюджетной системой являются следующие.

1. Социально-экономическое развитие субъектов РФ обеспечивается не только их собственными бюджетными ресурсами, но и различными формами финансовой помощи за счет федерального бюджета. Такая практика призвана гарантировать жизнеспособность всех структурных элементов единой экономической системы страны.

2. При разработке федерального, региональных и местных бюджетов за основу принимаются показатели прогноза социально-экономического развития соответствующего уровня, что обеспечивает достоверность и реалистичность расчета доходов и расходов этих бюджетов. Тем самым обеспечивается единство всех аспектов государственного планирования, что необходимо для сохранения целостности и сбалансированности всех составляющих экономического пространства России.

 

Индикативное планирование

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне.

Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения государством рекомендуемых целей развития производства, которое подкрепляется государственным стимулированием (финансовым и др.) фирм, которые действуют в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает цели развития экономики, прогнозные показатели и т.п. Плановые разработки касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, пропорций экономики, инфляции. Стратегические задачи выражаются в количественно определенных плановых заданиях, но они носят второстепенный рекомендательный характер.

 

Индикативное планирование – механизм координации интересов и действий государства и иных экономических агентов. Этот механизм сочетает государственное регулирование экономики и рыночное саморегулирование. Таким образом речь идет о многоступенчатом согласовании экономических интересов и экономических процессов на всех уровнях экономики. При этом предполагается полное равноправие всех участников.

Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления:

    1. Макроуровень – в виде прогнозов, стратегических планов, бюджетных планов, программ, которые разрабатываются органами государственного управления.
    2. Региональный уровень – то же, но на уровне региона.
    3. Отраслевой (межотраслевой) уровень – прогнозы и программы развития отраслей, составляемые корпорациями и их объединениями.
    4. Микроуровень – планы развития предприятий.

Информация о работе Планирование и прогнозирование экономики