Планирование сбыта и реализации продукции ГУП мясокомбинат «Атяшевский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение планирования сбыта и реализации продукции предприятия на примере ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский».
Исходя из поставленной цели предполагается выполнить следующие поставленные задачи:
изучить теоретические аспекты планирования сбыта и реализации продукции;
проанализировать систему сбыта и реализации продукции предприятия на примере ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский»

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………1-3

1. Теоретические аспекты планирования сбыта и реализации продукции 4-20
1.1 Сущность и задачи системы сбыта и реализации…………………….4-7
1.2 Основные элементы планирования сбыта и реализации продукции.. 7-15
1.3 Планирование программы сбыта и сбытовых мероприятий………..15-20

2. Планирование сбыта и реализации продукции ГУП мясокомбинат «Атяшевский»……………………………………………………………….20-28
2.1 Характеристика предприятия и его экономической деятельности ГУП мясокомбинат «Атяшевский»………………………………………………20-24
2.2 Анализ динамики выполнения плана производства и планирование реализации продукции ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский»…………..24-28

3. Модель бизнес-процессов……………………………………………….29-31
Заключение………………………………………………………………… 32-33
Список использованных источников………………………………………34

Файлы: 1 файл

контроллинг курсовая.docx

— 198.79 Кб (Скачать файл)

Важное  значение для оценки выполнения производственной 
программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 – Динамика производства и реализации продукции ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский»

Год

Объем производства продукции, млн. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2001

90000

100

100

89500

100

100

2002

92400

102.7

102.7

92600

103.4

103.4

2003

95800

106.4

103.6

94300

105.4

101.8

2004

94100

104.5

98.2

94300

104.4

99.2

2005

100800

112

107.1

96600

107.9

103.0


 

Из таблицы 2.2 видно, что за пять лет объем  производства возрос на 12%, а объем реализации – на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим  его по среднегеометрической:

 

 = , (2.1)

, (2.2)

 

, (2.3)

. (2.4)

 

В приведенном  примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции – 1,92%.

Оценка  выполнения плана по производству и  реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в таблице 2.3.

При этом изделие А, В, С, D – продукция ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский»

 

Таблица 2.3 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации предприятием ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский» за 2004 год

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции, млн. руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

А

28800

25200

-3600

-12.2

28500

24250

-4250

-14.9

В

33600

33264

-336

-1.0

33600

31800

-1800

-5.35

С

19200

22176

+2976

+15.5

18900

21350

+2450

+13.0

D

14400

20160

+5760

+40.0

142500

19200

+4950

+34.7

Итого

96000

100800

+4800

+5.0

95250

96600

+1350

+1.42


 

Из таблицы 2.3 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 5%, а по реализации – только на 1.42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции предприятие  может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и так далее.

В процессе анализа определяется выполнение плана  поставок за месяц и с нарастающим  итогом в целом по предприятию, в  разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины  недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4 – Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ГУП «Мясокомбинат «Атяшевский» за март 2005 года, млн. руб.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А

1

800

850

 

800

 

2

800

750

-50

750

 

3

600

700

 

600

В

1

500

500

 

500

 

2

1200

1050

-150

1050

Итого

 

8000

8500

 

7200


 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

 

 (2.5)

 

Из таблицы 2.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции на сумму 800 млн. рублей, или  на 10%, а в целом за год – на 5%.

Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и так  далее. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным  поставкам и по эксперту продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Модель бизнес-процессов

   Данная модель предназначена  для описания существующих бизнес- процессов на предприятии (так  называемая модель AS-IS «как есть») и идеального положения вещей – того, к чему нужно стремиться (модель     TO-BE «как должно быть»).

Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы.

    Построение модели начинается  с описания функционирования  предприятия (системы) или отдельной  её части. Основной процесс  – обработка заказов на предприятии  «Мясокомбинат Атяшевский» представлен на рисунке 3.

Это верхний уровень IDEF0.

 

 

Рисунок3«Контекстный уровень IDEF0-диаграммы(модель«как есть»)»

 

Проведем декомпозицию процесса обработки  заказов на предприятии  на четыре подпроцесса: предоставление необходимой информации о продукте, прием заказа, расчет стоимости заказа, оформление заказа(Рис.4).

 

 

 

Рисунок 4 «Декомпозиция  контекстного уровня(модель «как есть»)»

 

В существующей модели многие типовые  действия осуществляются вручную: приём  заказа, расчет стоимости, оформление заказа. Это является не очень удобным  и занимает значительное время. В  автоматизированной модели эти проблемы можно устранить.

Верхний уровень IDEF0 модели «как должно быть» изображен на рисунке 9.

 

 

Рисунок 5 «Контекстный уровень IDEF0-диаграммы(модель «как должно быть»)»

 

 

 

Рисунок 6 «Декомпозиция  контекстного уровня (модель «как должно быть»)»

 

 

Заключение

 

Планирование  сбыта и реализации продукции, работ  и услуг представляет собой совокупность стадий, действий и методов по определению, выбору и привлечению потребителей, выявлению рациональных путей (каналов) и средств поставки товаров согласно условиям договора и выбора форм сбыта  и реализации.

Актуальность  проблемы планирования, организации  и управления сбытом готовой продукции  связано с большим предложением товаров на рынке, с растущими  потребностями покупателей и  возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского акцента  проблемы заключается в том, что  ситуация усложняется общей экономической  нестабильностью, инфляцией, низким уровнем  платёжеспособного спроса, низким уровнем  роста населения, несовершенством  рыночных отношений.

Планирование  сбыта и реализации включает: изучение внешних и внутренних условий; определение  целей; разработку прогнозов конъюнктуры  и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных  хозяйственных связей; выбор каналов  распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.

Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и так  далее. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным  поставкам и по эксперту продукции.

Прогнозное  ориентирование объемов сбыта (продаж) продукции мясокомбинат «Атяшевский» осуществляется с учетом прогноза емкости рынка и задания по реализации продукции фирмы на этом рынке. Фирма-производитель, определяя прогноз сбыта, должна ориентироваться на долю в общем объеме сбыта всех предприятий отрасли, с которыми она не конкурирует, на потенциальные возможности сбыта своего товара с учетом планов конкурентов (если они известны) и планов покупателей. Установленная таким образом величина будущего объема сбыта фирмы как доля всего товарооборота фирм, действующих на данном рынке, служит оценкой того задания по сбыту продукции, которое фирма должна выполнять.

Выполнены поставленные задачи:

  • изучены теоретические аспекты планирования сбыта и реализации продукции;
  • рассмотрено планирование сбыта и реализации продукции ГУП мясокомбинат «Атяшевский»

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  2. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  3. Бреши Р., Майерс С. Принципы Корпоративных финансов. – М.: «Олимп-Бизнес», 1997.
  4. Б. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1995.
  5. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов /Пер. с англ.; Под ред. Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  6. Бромвт М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2000.
  8. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1997. -336 с.
  9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и сервис, 1999.
  10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  11. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400 с.
  12. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1997.
  13. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1999.
  14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Информация о работе Планирование сбыта и реализации продукции ГУП мясокомбинат «Атяшевский»