Проблемы исчисления и уплаты НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Одним из обязательных структурных признаков государства является система налогообложения, ибо одной из целей государственного регулирования является такая оптимизация налогов и сборов, при которой, с одной стороны, собираемых налогов должно быть достаточно для обеспечения стоящих перед государством задач и выполнения его функций, а с другой - бремя налогов на собственника и производителя не должно быть избыточным.
Принятие 31 июля 1998 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступившего в силу с 1 января 1999 г., стало началом унификации налогового законодательства в Российской Федерации. Часть первая НК РФ является своего рода фундаментом, в соответствии с которым разрабатывались все остальные акты законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ устанавливается иерархия законодательства о налогах и сборах. Вторая часть НК РФ посвящена конкретным налогам. Первое место в ней отведено федеральным налогам, которые возглавляет налог на добавленную стоимость (НДС).

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы бухгалтерского учёта, исчесления и уплаты НДС 5
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 5
1.2 Экономическая сущность НДС 18
1.3 Налоговая отчётность по НДС 35
2 Организация учета НДС в ООО «ЭКСПОТЕХ» 41
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия 41
2.2 Оценка состояния расчётов с бюджетом по НДС 49
2.3 Анализ налоговых платежей 55
3 Совершенствование учета по НДС в ООО «Экспо Тех» 67
3.1 Рекомендации по оптимизации налоговых платежей 67
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета НДС 74
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Диплом (4).doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Подтверждением данных налогового учета являются:

1.Первичные учетные  документы. 

2.Аналитические регистры  налогового учета. 

3.Расчет налоговой  базы.

Статьей 314 НК РФ установлено, что аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Причем формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Статья 313 НК РФ рекомендует  разрабатывать самостоятельно регистры налогового учета лишь в том случае, когда для расчета налога на прибыль недостаточно данных бухгалтерского учета.

Формы аналитических  регистров налогового учета для  определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

–– наименование регистра;

–– период (дату) составления;

–– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

–– наименование хозяйственных операций;

–– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

 В случае если  в регистрах бухгалтерского учета  содержится недостаточно информации  для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно  дополнять применяемые регистры  бухгалтерского учета дополнительными  реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

 Порядок ведения  налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной  политике для целей налогообложения,  утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

 Данные налогового  учета должны отражать порядок  формирования суммы доходов и  расходов, порядок определения доли  расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

–– первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

–– аналитические регистры налогового учета;

–– расчет налоговой базы.

Формы аналитических  регистров, являющиеся документами для налогового учета, должны содержать следующие реквизиты:

–– наименование регистра;

–– период (дату) составления;

–– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

–– наименование хозяйственных операций;

–– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

 Содержание данных  налогового учета (в том числе  данных первичных документов) является  налоговой тайной. Лица, получившие  доступ к информации, содержащейся  в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну.

Для компании ООО «ЭкспоТех» нужно рекомендовать использование программы "1С:Бухгалтерия ".

 

В конфигурации учтены все  требования бухгалтерского и налогового законодательства, касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС). Требования главы 21 Налогового кодекса соблюдаются благодаря использованию специальной подсистемой учета НДС. Подсистема автоматизирует все необходимые процедуры, в частности, формирование специализированных документов для учета НДС – счетов-фактур, а также специализированных форм налоговой отчетности – книги покупок и книги продаж.

При поступлении товаров  и услуг НДС необходимо учитывать в следующем порядке.

 В текущей работе, при регистрации в информационной  базе документов поступления товаров и услуг, суммы НДС рассчитывать автоматически. При этом формируется проводка по дебету счета 19. Для автоматического определения суммы НДС использовать ставку НДС, указанную в справочнике "Номенклатура" для позиций товаров и услуг, перечисленных в документе.

 После завершения отчетного периода рассчитывать сумму НДС, причитающихся к перечислению в бюджет. Сумма НДС по каждому документу поступления товаров и услуг принимать к вычету (то есть используется для уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет) при условии, что в информационной базе зарегистрирован документ "Счет-фактура полученный". Данное условие выполняется легко: счет-фактура формируется автоматизированным способом непосредственно из формы документа поступления товаров и услуг. В экранную форму счета-фактуры требуется ввести дату и номер, содержащиеся в бумажной форме счета-фактуры поставщика.

 Для ускоренного решения данной задачи нужно использовать специальную процедуру, которая обеспечивает групповое формирование счетов-фактур по документам, относящимся к выбранному периоду времени.

Конфигурация максимально  облегчает пользователю соблюдение требований налогового законодательства. В документах оплаты сумму НДС  выделять не требуется. Сумма НДС  выделяется в документах отгрузки материальных ценностей и оказания услуг автоматически, при заполнении табличной части документа. Причем по документу отгрузки автоматически формируются проводки, отражающую сумму НДС в бухгалтерском учете по дебету субсчета 90.03 и кредиту субсчета 68.02.

 Счет-фактуру нужно сформировать автоматически непосредственно из экранной формы документа отгрузки.

 Из экранной формы счета-фактуры должна быть распечатана его бумажная форма в нескольких экземплярах: один экземпляр нужен для вручения покупателю, а другой – для регистрации в бумажном журнале учета выданных счетов-фактур.

 Налоговое законодательство  требует оформления счетов-фактур  на суммы полученных авансов. 

 В конфигурации  счета-фактуры на аванс формируются  автоматически при помощи регламентной  процедуры "Регистрация счетов-фактур на аванс". Эта процедура перебирает все поступившие платежи за товары и услуги, по которым не было зарегистрировано отгрузки товара и оказания услуг, выделяет суммы полученных авансов и вводит в информационную базу соответствующие счета-фактуры.

 Счета-фактуры на  авансы отличаются от других  счетов-фактур тем, что по ним  формируются проводки, отражаемые  в бухгалтерском учете. 

Конфигурация обеспечивает автоматическое формирование и вывод  на печать специализированных форм налоговой отчетности – книги покупок и книги продаж. Необходимым условием для правильного формирования этих отчетных форм является предварительное выполнение регламентных процедур завершения отчетного периода, ввод в информационную базу документов поступления, отгрузки и оплаты, регистрация счетов-фактур. При соблюдении этих требование собственно формирование книги продаж или книги покупок не займет большого времени.

 Налоговые декларации по НДС также заполнять автоматически. Налоговые декларации включены в состав форм регламентированной отчетности.

Конфигурация рассчитана на самые сложные ситуации учета  НДС, случающиеся в практической деятельности предприятия, и на отражение  этих ситуаций в отчетных формах.

 Автоматизирован учет  НДС по приобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0% (для экспортных операций и сходных случаев). Регламентная операция подтверждения ставки 0% позволяет, зарегистрировать факт подтверждения или не подтверждения ставки НДС 0% по таким операциям.

 Если товары и  услуги, полученные от поставщиков, имеют отношение к операциям реализации, не облагаемым НДС, то НДС по таким товарам и услугам не должен приниматься к вычету. Регламентная операция восстановления НДС отменяет произведенный вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам, если полученные товары и услуги позднее были отнесены к операциям реализации, не облагаемым НДС.

 Предоставляется возможность  зафиксировать суммы НДС, уплаченные  на таможне при импортных операциях.  Такой НДС в дальнейшем должен быть принят к вычету, если нет дополнительных причин, запрещающих это.

 Конфигурация рассчитана  на ситуацию, когда поступившие  ценности частично реализуются  на экспорт, а частично на  внутреннем рынке, когда поступившие  ценности используются для производства  продукции, работ, услуг, товаров, часть которых реализуется с ненулевой ставкой НДС, а другая часть без НДС, либо с НДС по ставке 0%.

 Возможно распределение  сумм НДС, предъявленных поставщиками  приобретенных ценностей, в соответствии  со ст.170 НК РФ по операциям  реализации, облагаемым НДС и освобожденным от уплаты НДС.

 В конфигурации  учтено требование законодательства  об особом порядке вычета НДС  по строительно-монтажным работам.  Учет НДС по строительно-монтажным  работам ведется в разрезе  объектов строительства, счетов-фактур, ставок НДС, способов формирования затрат по строительству (могут использоваться хозяйственный способ и подрядный способ). При принятии объектов строительства к учету в качестве основных средств суммы НДС в части затрат, сформированных подрядным способом и составляющим теперь стоимость основного средства, могут быть рассмотрены на предмет принятия к вычету.

 В конфигурации  предусмотрена ситуация, когда организация  выступает в качестве агента  по уплате НДС. Признак того, что организация является агентом,  устанавливается в договорах с контрагентами-поставщиками. Такими поставщиками могут быть арендодатели из числа государственных и муниципальных органов, иностранные партнеры, не состоящие на налоговом учете в России.

Налоговый учет нужно организовать, используя знакомые всем методы бухгалтерского учета. При этом достаточно добавить незначительное число новых правил, простых и понятных каждому бухгалтеру. Статья 313 НК РФ устанавливает общие положения организации налогового учета. Основополагающей нормой этой статьи является норма, прописанная в третьем абзаце названной статьи. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Именно такой подход изложен в предлагаемой методике. Она основана на ряде простых принципов и правил, которые будут изложены ниже.

Принцип 1: Бухгалтерский  учет первичен по отношению к налоговому. Необходимость применения налогового учета возникает тогда и только тогда, когда нормы отражения  хозяйственных операций или учета объектов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль отличаются от правил бухгалтерского учета. Подтверждение этому можно найти в статье 313 НК РФ. Налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом, а не только главой 25. Упоминание первичных документов, как основы для формирования данных налогового учета, то есть данных, содержащих информацию об объектах налогообложения, позволяет сделать вывод о том, что именно данные первичного бухгалтерского учета являются основным источником информации для налогового учета. В главе 25 неоднократно используется понятие «первичных учетных документов», под которыми понимаются первичные документы, используемые для целей бухгалтерского учета. К документам налогового учета относятся только регистры налогового учета. Никаких специальных первичных налоговых документов при организации налогового учета не используется. В статье 313 НК РФ сказано лишь о том, что первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) являются подтверждением данных налогового учета.

Принцип 2: Налоговый учет ведется на основании первичных  бухгалтерских документов. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Таким образом, налоговый учет связан с осуществлением хозяйственных операций, то есть определенной деятельностью налогоплательщика. Любая хозяйственная операция, если она подтверждена первичными учетными документами, приводит к отражению ее на счетах бухгалтерского учета, но не обязательно приводит к отражению ее в налоговом учете. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в различном признании расходов по правилам бухгалтерского учета и для целей исчисления налога на прибыль. Очень часто это отличие выражается лишь в различной группировке расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Принцип 3: Отличие налогового учета от бухгалтерского состоит  в различном признании доходов  и расходов и в различной группировке  доходов и расходов в бухгалтерском  и налоговом учете. Сравнивая  порядок признания и группировки доходов и расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения налогом на прибыль можно разбить хозяйственные операции на следующие типы.

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты НДС