Проблемы исчисления и уплаты НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Одним из обязательных структурных признаков государства является система налогообложения, ибо одной из целей государственного регулирования является такая оптимизация налогов и сборов, при которой, с одной стороны, собираемых налогов должно быть достаточно для обеспечения стоящих перед государством задач и выполнения его функций, а с другой - бремя налогов на собственника и производителя не должно быть избыточным.
Принятие 31 июля 1998 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступившего в силу с 1 января 1999 г., стало началом унификации налогового законодательства в Российской Федерации. Часть первая НК РФ является своего рода фундаментом, в соответствии с которым разрабатывались все остальные акты законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ устанавливается иерархия законодательства о налогах и сборах. Вторая часть НК РФ посвящена конкретным налогам. Первое место в ней отведено федеральным налогам, которые возглавляет налог на добавленную стоимость (НДС).

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы бухгалтерского учёта, исчесления и уплаты НДС 5
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 5
1.2 Экономическая сущность НДС 18
1.3 Налоговая отчётность по НДС 35
2 Организация учета НДС в ООО «ЭКСПОТЕХ» 41
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия 41
2.2 Оценка состояния расчётов с бюджетом по НДС 49
2.3 Анализ налоговых платежей 55
3 Совершенствование учета по НДС в ООО «Экспо Тех» 67
3.1 Рекомендации по оптимизации налоговых платежей 67
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета НДС 74
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Диплом (4).doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

1. Идентичные операции. Хозяйственные операции, в которых признание и группировка доходов (расходов) в налоговом и бухгалтерском учете совпадают. Для этой группы хозяйственных операций нет необходимости вести налоговый учет, поскольку совместное применение норм статьи 54 и 313 НК РФ позволяет определять составляющие налоговой базы по таким операциям на основании данных бухгалтерского учета.

2. Зеркальные операции. Хозяйственные операции, в которых признание и (или) группировка доходов (расходов) в бухгалтерском и налоговом учете различны. Эти хозяйственные операции требуют отдельного отражения (группировки) в регистрах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.

3. Сторно операции. Хозяйственные операции, которые признаются доходами (расходами) в бухгалтерском учете, но не признаются таковыми для целей налогообложения по налогу на прибыль. В данном случае необходимость отражения таких хозяйственных операций в налоговом учете отсутствует.

4. Налоговые операции. Хозяйственные операции или операции по учету объектов налогового учета, которые никак не отражаются в регистрах бухгалтерского учета, то есть такие операции, для которых главой 25 НК РФ установлен особый порядок учета, не имеющий аналогов хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Построение системы  налогового учета должно основываться на принципах, которые налогоплательщик будет стремиться реализовать при построении рациональной система налогового учета.

Основными принципами построения системы налогового учета являются:

–– максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета;

–– устранение избыточности налогового учета;

–– использование методов бухгалтерского учета для построения налогового учета.

Статья 314 НК РФ определяет аналитические регистры налогового учета, как регистры для систематизации данных налогового учета без отражения  их на счетах бухгалтерского учета. Из этого вовсе не следует, что при организации регистров налогового учета нельзя использовать методы бухгалтерского учета, такие, как метод двойной записи и метод баланса.

Принцип 4: Правила ведения  налогового учета не исключают возможность  использования метода двойной записи и метод баланса. Задачей организации налогового учета с использование методов бухгалтерского учета, является получение налогового баланса, в котором на налоговом счете 99 «Прибыли и убытки» получаются все необходимые составляющие налоговой базы. Решение задачи осуществляется с помощью зеркальной методики налогового учета. Суть этой методики заключается в замене некоторых регистров бухгалтерского учета, регистрами налогового учета и получение на их основе главной налоговой книги и налогового баланса.

Рассмотрим подробно правила, по которым происходит организация  налоговых регистров. При этом мы будем пользоваться предложенной нами классификацией хозяйственных операций.

Правило 1. Для целей  налогового учета будем использовать план счетов налогового учета, полностью совпадающий с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, разработанный в учетной политике организации.

Правило 2. В налоговых  регистрах будем использовать метод  двойной записи и правила бухгалтерских  проводок, аналогичные тем, которые используются по таким операциям в бухгалтерском учете.

Правило 3. Если в регистре бухгалтерского учета используются несколько операции различных типов (идентичные, зеркальные, сторно), то такой  регистр разбивается на несколько  субрегистров, в которых сгруппированы операции одного типа.

Простыми регистрами будем именовать регистры, в которых  сгруппированы операции одного типа (только идентичные, только зеркальные или только сторно). Такие регистры нет необходимости разбивать  на субрегистры и правила замены таких бухгалтерских регистров на налоговые очень простые.

Правило 4. (копия) Если простой  регистр содержит только идентичные операции, то есть такие операции по которым правила признания доходов (или расходов), а также группировка  доходов (расходов) совпадают в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Регистр налогового учета в этом случае является точной копией бухгалтерского регистра.

Правило 5. (замена) Если простой  регистр содержит только зеркальные операции, то такой регистр бухгалтерского учета полностью заменяется на регистр налогового учета. При этом важно следить, чтобы все хозяйственные операции бухгалтерского учета имели зеркальные (те же самые, только с другими данными или иной группировкой) операции в налоговом учете.

Правило 6. (сторно) Если простой регистр содержит только сторно операции, то есть такие операции, которые в налоговом учете не признаются ни доходами ни расходами, но отражаются в составе расходов и доходов в бухгалтерском учете, то такой регистр исключается из налогового учета. Проще говоря, с помощью сторно-регистра мы убираем все хозяйственные операции, которые содержаться в статье 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» и статье 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».

Как уже было сказано в Правиле 3, если регистр бухгалтерского учета содержит операции различных типов (идентичные, зеркальные, сторно), то такой регистр нужно разбить на несколько субрегистров, в которых сгруппированы операции одного типа.

Составной регистр в  общем случае состоит из трех субрегистров:

–– субрегистра, содержащего идентичные операции;

–– субрегистра, содержащего зеркальные операции;

–– субрегистра, содержащего сторно операции.

В отношении субрегистров применяются те же правила (копия, замена, сторно), что и в отношении простых регистров.

Организация налогового учета путем ведения аналитического учета по всем видам начислений (как  это предлагается в частности  Методическими рекомендациями МНС  по организации налогового учета), является неоправданно трудоемкой.

Ключевыми вопросами  организации налогового учета являются:

–– выделение видов начислений, не принимаемых в целях налогового учета

–– выделение видов начислений, принимаемых для целей налогообложения в пределах норм.

Практическое воплощение принципов гармонизации бухгалтерского и налогового учета в данном случае может быть достигнуто путем внесения в первичные документы (расчетные и платежные ведомости и т.д.) и учетные регистры бухгалтерского учета дополнительных данных, позволяющих осуществить переход от бухгалтерского учета к налоговому. Организация синтетического учета на основании таких учетных регистров, сопряженная с выделением сверхнормативных расходов на отдельные субсчета, позволит с наименьшей трудоемкостью осуществить переход к общей сумме расходов на оплату труда в целях налогообложения.

Отечественный рынок  программных продуктов предлагает достаточно широкий выбор решений - это и так называемые минибухгалтерии  с функциями расчета зарплаты, и автономно работающие специализированные системы, и функциональные модули, входящие в состав бухгалтерских или управленческих комплексов.

Если говорить о минибухгалтериях, то эти недорогие программные  продукты ориентированы на небольшие  и, как правило, коммерческие организации. Главным предназначением минибухгалтерий является ведение главной книги и подготовка отчетов в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды. Поскольку минибухгалтерии не предусматривают полную автоматизацию всех участков бухгалтерского учета, то возможности этих систем весьма ограничены. Очевидно, что использование минибухгалтерии в крупных организациях, где используются нетривиальные формы оплаты, окажется не эффективным.

Если предприятие заинтересовано в создании единого информационного пространства, в применении единой технологии учета при автоматизации своей деятельности и желает оградить себя от возможных неудобств при "закачке" данных в основную учетную систему, данный вариант автоматизации для них неприемлем.

Бухгалтеру пришлось прочувствовать всю трудоемкость ведения двух учетов: налогового и бухгалтерского. Сравнивая шесть программ: «Инфо-Бухгалтер», «Компас», «1С», «Инфин-Управление», «Фолио» и «Турбо-Бухгалтер» -  нужно ответить на три основных вопроса:

–– как построен налоговый учет?

–– как и в каком виде формируются регистры налогового учета?

–– можно ли в программе заполнить налоговую декларацию?

 

Бухгалтерские программы  этих фирм давно известны на рынке  программных продуктов и имеют  большое число пользователей. У  каждой программы своя модель ведения  налогового учета. Программы воплощают два подхода к ведению налогового учета. Некоторые из них используют специальные забалансовые счета в качестве регистров налогового учета. Другие - субсчета бухгалтерских счетов с признаком налогового учета, а если какие-то данные налогового учета невозможно отразить в рамках бухгалтерского, тогда вводятся дополнительные налоговые счета. Первым путем пошли «Инфо-Бухгалтер», «Компас», «Инфин-Управление» и «Фолио», «1С:Бухгалтерия». Второй подход применяют программы «Турбо-Бухгалтер».

 

Кроме того, программа «Инфо-Бухгалтер» по налоговым счетам применяет двойную запись, но не в традиционном смысле, а несколько иначе. Для корреспонденции с налоговыми счетами вводится дополнительный счет баланса доходов и расходов. Программа «1С:Бухгалтерия» тоже использует корреспонденцию налоговых счетов в отдельных случаях.

Регистры налогового учета во всех программах формируются  автоматически. В большинстве рассматриваемых  программ за основу взяты регистры, рекомендованные МНС России. В  программе «Инфо-Бухгалтер» налоговые регистры строятся в соответствии с доходами и расходами, поименованными в главе 25 Налогового кодекса. Программа «Компас» предоставляет своим пользователям возможность самим выбрать принцип построения и вид налоговых регистров. А в программе «Турбо-Бухгалтер» разработчики предложили как регистры, рекомендованные МНС России, так и свой вариант налоговых регистров.

Что касается заполнения декларации по налогу на прибыль, здесь  различий нет: во всех программах декларация заполняется автоматически. Задача пользователя - только указать период, за который составляется декларация. Остальное сделает программа.

Есть еще некоторые  особенности программ, которые могут  облегчить жизнь пользователю. Программы «1С:Бухгалтерия» и «Компас» позволяют пользователю без помощи специалиста настроить многие параметры, а данные программы «Инфин-Управление» легко импортируются в таблицы Excel.

В таблице, приведенной в приложении 3, приведены особенности ведения налогового учета в рассмотренных программах.

Глава 25 НК РФ дала возможность  налогоплательщикам самостоятельно определять, как построить налоговый учет. Поэтому выбор программы может основываться как на учете специфики работы налогоплательщика, так и в зависимости от выбранного им порядка ведения налогового учета.

Порядок формирования и  состав показателей налоговых регистров, реализованных в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии ", соответствуют системе налогового учета, рекомендованной МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ. Регистры налогового учета позволяют анализировать данные налогового учета от отдельных хозяйственных операций до строк налоговой декларации.

При регистрации хозяйственных  операций в налоговом учете в  программе используются данные бухгалтерского учета. Это позволяет избежать повторного ввода данных вручную. Вместе с тем  существует возможность отражения  специфических операций налогового учета, которые не регистрируются в бухгалтерском учете, например, перенос на следующие отчетные (налоговые) периоды расходов, учитываемых в особом порядке.

В "1С:Бухгалтерии" поддерживается система налоговых регистров, рекомендованных МНС России, В частности, в полном соответствии с рекомендациями МНС России по порядку ведения и составу показателей, формируется регистр учета расходов по оплате труда. Налоговая декларация автоматически заполняется по данным налогового учета. При этом на всех этапах подготовки ведения налогового учета и формирования декларации возможна ручная корректировка данных.

ООО «ЭкспоТех» необходимо принять решение отказаться от параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета, поскольку двойная обработка первичных документов, в бухгалтерском и налоговом учете, является более затратной, чем формирование данных налогового учета в конце месяца.

Налоговое законодательство меняется достаточно часто, и поэтому  не исключена возможность, что в  некоторый момент могут понадобиться более развернутые данные и, следовательно, более раскрытые по аналитике регистры налогового учета. В связи с этим система автоматизации должна иметь гибкую настройку, доступную бухгалтеру.

В автоматизированной системе  проводки по налоговому учету формируются в конце месяца, при этом большая часть данных для налогового учета переносится из данных бухгалтерского учета. Правила переноса оборотов по счетам бухгалтерского учета за месяц на счета налогового учета настраиваются бухгалтером с помощью специального документа. Перенос данных может быть выполнен с различной степенью детализации проводок (раскрытием уровня аналитики).

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты НДС