Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике
Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112
ФОНД цЕНТР СТАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО СЕВЕРО-ЗАПАДУ |
ОТЧЕТ ПО СТАЖИРОВКЕ |
Промышленная политика ведущих стран мира |
Выполнил: стажер Тарнопольский А.Д. |
Руководитель стажировки: руководитель проектного направления
фонда ЦСР «Северо-Запад»
Санкт-Петербург 2012 год |
Содержание
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ |
3-20 |
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ |
20-37 |
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ |
27-57 |
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ |
57-75 |
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ |
75-94 |
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США |
94-112 |
Немецкая промышленная политика – общие понятия и характеристика
Послевоенная история
развития германского хозяйства
свидетельствует о его
В экономической политике германского государства во второй половине ХХ – начале XXI в. существовало два основных направления государственного вмешательства (регулирования) хозяйственных процессов.
Отраслевую политику в Германии также называют промышленной и её основной задачей является исправление «недочётов рынка». В этом плане сторонники политики хозяйственного порядка, как правило, критикуют её за прямое вмешательство государства в рыночные процессы. Основную проблему промышленной политики они справедливо видят в том, что государству очень сложно определить степень прямого вмешательства в экономические процессы.
Основы отраслевой структурной политики ФРГ были разработаны в начале 50х гг. прошлого века1. Тогда она ориентировалась на использование селективных мероприятий в отдельных секторах народного хозяйства и предполагала, что это необходимо делать в тех случаях, когда общегосударственные цели не могут быть достигнуты механизмами рыночной конкуренции. Государство исходило из того, что мероприятия в рамках данной политики должны ориентироваться на достижение одной из двух целей – или на искусственное сохранение сложившейся хозяйственной структуры или на её ускоренную трансформацию. Соответственно отраслевая политика в Германии во второй половине прошлого века, исходя из текущих целей, имела или сохраняющий, или приспосабливающий характер2.
Политика с сохраняющим
характером ориентирована на поддержание
с помощью государственных
Так, несмотря на то, что немецкий
уголь являлся
Мероприятия, имеющие целью сохранение существующих структур в целом доминировали в 6080е гг. Накануне объединения страны субсидии в Западной Германии равнялись почти 5% (!) ВВП. Основная поддержка в этот период оказывалась следующим отраслям: железнодорожный транспорт, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, угольная промышленность, водный транспорт, судостроение, авиакосмическая промышленность. Несмотря на государственную поддержку, во всех этих отраслях (за исключением самолётостроения) происходило сокращение производства. Субсидии так и не смогли сделать их продукцию конкурентоспособной на международных рынках. Самым большим достижением стало замедление сокращения производства за счёт существенных дополнительных издержек для экономики в целом4.
Постепенно данный вид
политики был признан в Германии
неэффективным и противоречащим
принципам СРХ, от него стали постепенно
отказываться, субсидии промышленным
отраслям постоянно сокращаются. Надо
отметить, что процесс осознания
неэффективности прямого
Более эффективной является структурная политика, которая носит приспосабливающий или, другими словами, формирующий характер, и которая направлена на содействие структурным преобразованиям. В этом случае государство использует свои средства для помощи экономическим субъектам в процессе приспособления к новым производственным и технологическим вызовам, содействует прогрессивным сдвигам, активно формирует перспективные направления развития. Ещё в 1969 г. федеральное правительство приняло «Принципы секторальной (отраслевой) структурной политики», которые действуют по настоящее время. Примечательно, что они никогда не имели статуса федерального законодательного акта, в отличие, например, от соответствующих документов в области региональной политики. «Принципы…» включают в себя три основных вида мероприятий5.
Во-первых, это вклад в замедление процессов отраслевой трансформации. Государство исходило из того, что в ряде случаев рынок слишком ускоряет структурную перестройку в отдельных отраслях, что может вызывать в них нежелательные негативные и болезненные процессы, например, в сфере занятости. В этих случаях государство допускает ограниченное вмешательство в эти процессы. Соответствующие мероприятия проводятся лишь до того момента, пока в родственных или смежных отраслях не появятся альтернативные возможности для занятости.
Во-вторых, это стимулирование ускоренной отраслевой перестройки. Мероприятия в этой сфере в гораздо большей степени соответствуют задачам совершенствования отраслевой народнохозяйственной структуры. За прошедшие десятилетия особенно выделялись такие акции как целенаправленное переобучение и переселение трудоспособного населения, которое потеряло работу в сельском хозяйстве и горнодобывающих отраслях; ценовое регулирование – установление «максимальных продажных цен» при появлении повышенного спроса на продукцию тех или иных отраслей; помощь фирмам, занятым разработкой и производством новых передовых технических изделий, имеющих народнохозяйственную значимость.
В третьих, это собственно государственная отраслевая структурная политика, которая в течение последних десятилетий концентрируется на следующих направлениях:
В целом промышленная политика, как и политика содействия конкуренции призвана повышать конкурентоспособность как отдельных отраслей, так и народного хозяйства в целом. Но инструменты, используемые при проведении этих двух политик, существенно отличаются и зачастую являются противоположными по своему содержанию. Среди прочего, промышленная политика имеет селективный характер и нередко выполняет протекционистские функции. А политика конкуренции направлена на создание общих и равных условий для всех экономических субъектов, содействует их входу на рынок и таким образом поддерживает открытость рынков.
Если рассматривать инструменты структурной политики федерального правительства, то в широком смысле практически все проводимые государством мероприятия в рамках политики хозяйственного порядка имеют определённый характер структурного воздействия. Но есть и специальные инструменты, которые применяются именно в рамках промышленной политики.
В первую очередь,
к ним относятся разнообразные
За ними следуют финансовые рестрикции. Здесь речь идёт о возможности введения дополнительных налогов и сборов, например, в сфере грузовых перевозок; непредставление предусмотренных законом финансовых льгот; введение законодательных ограничений, приводящих к дополнительным расходам, например, в области охраны окружающей среды.
Особо следует выделить установление особых режимов в области политики конкуренции. Такие режимы могут предусматривать введение государством различных ограничений доступа к рынкам, как, например, установление контингентов сбыта товаров и услуг, минимальных или максимальных продажных цен, ставок таможенных пошлин и сборов. Часть таких ограничений прописаны в Законе ФРГ против ограничения конкуренции, в том числе в отношении транспорта, сельского хозяйства и страхования.
В целом во второй половине прошлого века в рамках промышленной политики доминирующими оказались мероприятия, имеющие целью сохранение существующих неэффективных структур. Хотя официально немецкое государство в своих документах позиционировало отраслевую структурную политику как средство реализации политики экономического роста и её соответствие принципам конкуренции, её приспосабливающий и формирующий элементы не только оказывались на втором плане, но и зачастую не достигали поставленных целей. Проведение селективной промышленной политики, особенно в 70е гг. прошлого века, с активным использованием налоговых льгот, инвестиционных скидок, субсидий и прямого государственного участия в финансировании проектов частных фирм, сопровождалось огромным количеством ошибочных решений, что вело к нерациональному использованию средств. В этом отношении хрестоматийным является пример с компанией «АЭГ Телефункен». Для реализации программы производства мощных компьютеров она получила существенную государственную поддержку, но так и не смогла достигнуть поставленной цели. Она не смогла выйти с новым продуктом на рынок, поскольку изначально выбрала неправильную концепцию. Кроме того, её конкуренты – компания IBM и Apple – оказались существенно сильнее по своим научно-техническим разработкам.
Конечно, были у Германии в этот период и определённые успехи. Благодаря промышленной политике, эффективную поддержку получили компании, занятые в области биотехнологии и в производстве лазерной техники. Относительно успешными оказались проекты по производству аэробуса и ядерных реакторов. Однако уже в 80е гг. стало складываться понимание того, что расстановка и последующая реализация промышленных и научно-технических приоритетов требует огромных ресурсов, которых у страны с каждым годом становилось всё меньше.
Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира