Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

ФОНД цЕНТР СТАТЕГИЧЕСКИХ  РАЗРАБОТОК ПО СЕВЕРО-ЗАПАДУ

ОТЧЕТ ПО СТАЖИРОВКЕ

Промышленная политика ведущих  стран мира

 

Выполнил: стажер Тарнопольский  А.Д.

 

Руководитель стажировки: руководитель проектного направления

 фонда ЦСР «Северо-Запад» Липецкая М.С.

 

Санкт-Петербург 2012 год




 

 

Содержание

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ

3-20

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ

20-37

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

27-57

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

57-75

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ

75-94

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США

94-112


 

 

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ

Немецкая промышленная политика – общие понятия и  характеристика

Послевоенная история  развития германского хозяйства  свидетельствует о его способности  приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в  том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя. За время своего существования СРХ доказало свои преимущества как по отношению к жёстким дирижистким моделям, так и по отношению к сверхлиберальным англосаксонским.

В экономической политике германского государства во второй половине ХХ – начале XXI в. существовало два основных направления государственного вмешательства (регулирования) хозяйственных процессов.

  • Во-первых, это конъюнктурная политика. Основной задачей конъюнктурной политики, а также её подвидов – антикризисного и антициклического регулирования, является предотвращение циклических кризисов, и она весьма активно использовалась в этих целях в 60-80е гг. прошлого века, а также в последнее время при ликвидации последствий финансового кризиса 2008-2009 гг. В конечном итоге её стали понимать более широко как политику экономического роста.
  • Во-вторых, это структурная политика. Структурная политика, являясь вторым крупным направлением регулирования хозяйственных процессов, в свою очередь, подразделяется на отраслевую и региональную политику.

Отраслевую политику в Германии также называют промышленной и её основной задачей является исправление «недочётов рынка». В этом плане сторонники политики хозяйственного порядка, как правило, критикуют её за прямое вмешательство государства в рыночные процессы. Основную проблему промышленной политики они справедливо видят в том, что государству очень сложно определить степень прямого вмешательства в экономические процессы.

Основы отраслевой структурной политики ФРГ были разработаны в начале 50х гг. прошлого века1. Тогда она ориентировалась на использование селективных мероприятий в отдельных секторах народного хозяйства и предполагала, что это необходимо делать в тех случаях, когда общегосударственные цели не могут быть достигнуты механизмами рыночной конкуренции. Государство исходило из того, что мероприятия в рамках данной политики должны ориентироваться на достижение одной из двух целей – или на искусственное сохранение сложившейся хозяйственной структуры или на её ускоренную трансформацию. Соответственно отраслевая политика в Германии во второй половине прошлого века, исходя из текущих целей, имела или сохраняющий, или приспосабливающий характер2.

Политика с сохраняющим  характером ориентирована на поддержание  с помощью государственных средств (субсидий и пр.) слабых, неконкурентоспособных  или устаревших производств и  фактически консервирует устаревшую структуру  экономики, мешает прогрессивным отраслевым сдвигам. Политика принудительного  сохранения существующих отраслей была характерна для первых десятилетий  развития западногерманской экономики. Она во многом противоречила целям  СРХ и принципам ордолиберальной  политики и в основном определялась социальными мотивами. В 60е гг. это относилось, например, к предоставлению гарантий сбыта угледобывающей промышленности. В 70е гг. объектом этой политики стало искусственное сохранение рабочих мест на железнодорожном транспорте. В 80е гг. государство стало активно стимулировать судостроительную промышленность. Опыт этих десятилетий показал, что есть прямая зависимость между отраслевой и региональной мобильностью трудоспособного населения и соответствующим давлением различных лоббистских групп на государственные институты. Чем ниже такая мобильность, тем сильнее давление на государство с требованием проведения мероприятий по консервации существующих структур. Практически все мероприятия (западно) германского государства по консервации отраслевой структуры своей промышленности оказались неэффективными. Сохранение вышеуказанных отраслей, особенно угледобывающей промышленности, было связано с постоянно растущим объёмом государственной помощи. Эта помощь не вела к созданию потенциала самостоятельного роста и только увеличивала суммарные непродуктивные затраты. Последующая неизбежная структурная перестройка обходилась государству ещё дороже.

Так, несмотря на то, что немецкий уголь являлся неконкурентоспособным  на мировом и внутреннем рынках, поддержка угольной отрасли в течение более чем трёх десятилетий оставалась одним из главных приоритетов промышленной политики ФРГ. Механизмы государственной поддержки включали в себя дефицитное финансирование шахтерского пенсионного фонда, частичное субсидирование угледобычи за счёт разрешения специальных надбавок к электротарифам, а также прямое государственное субсидирование добычи и обогащения коксующегося угля, предназначенного для германской металлургии. Колоссальные средства, выделяемые на эти мероприятия, так и не достигли поставленной цели. По официальным данным в середине 90х гг. прошлого века немецкий каменный уголь, добываемый с большой глубины, стоил почти в три раза дороже, чем на мировом рынке. Но государство всё равно поддерживало данную отрасль отечественной промышленности. В тот момент в ней было занято около 80 тыс. человек. Для сохранения рабочих мест ежегодно выплачивались субсидии в размере 10 млрд.. немецких марок (более 5 млрд.. евро), т.е. примерно 125 тыс. марок (около 63 тыс. евро) на каждого занятого в угольной промышленности. Примерно столько же составляла годовая заработная плата руководителя крупной компании3.

Мероприятия, имеющие целью  сохранение существующих структур в  целом доминировали в 6080е гг. Накануне объединения страны субсидии в Западной Германии равнялись почти 5% (!) ВВП. Основная поддержка в этот период оказывалась  следующим отраслям: железнодорожный  транспорт, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, угольная промышленность, водный транспорт, судостроение, авиакосмическая промышленность. Несмотря на государственную поддержку, во всех этих отраслях (за исключением самолётостроения) происходило сокращение производства. Субсидии так и не смогли сделать их продукцию конкурентоспособной на международных рынках. Самым большим достижением стало замедление сокращения производства за счёт существенных дополнительных издержек для экономики в целом4.

Постепенно данный вид  политики был признан в Германии неэффективным и противоречащим принципам СРХ, от него стали постепенно отказываться, субсидии промышленным отраслям постоянно сокращаются. Надо отметить, что процесс осознания  неэффективности прямого субсидирования неконкурентоспособных отраслей производства начал развиваться на фоне замедления экономического роста и сокращения доходной части государственного бюджета при экспансии социальных расходов.

Более эффективной  является структурная политика, которая носит приспосабливающий или, другими словами, формирующий характер, и которая направлена на содействие структурным преобразованиям. В этом случае государство использует свои средства для помощи экономическим субъектам в процессе приспособления к новым производственным и технологическим вызовам, содействует прогрессивным сдвигам, активно формирует перспективные направления развития. Ещё в 1969 г. федеральное правительство приняло «Принципы секторальной (отраслевой) структурной политики», которые действуют по настоящее время. Примечательно, что они никогда не имели статуса федерального законодательного акта, в отличие, например, от соответствующих документов в области региональной политики. «Принципы…» включают в себя три основных вида мероприятий5.

Во-первых, это вклад в замедление процессов отраслевой трансформации. Государство исходило из того, что в ряде случаев рынок слишком ускоряет структурную перестройку в отдельных отраслях, что может вызывать в них нежелательные негативные и болезненные процессы, например, в сфере занятости. В этих случаях государство допускает ограниченное вмешательство в эти процессы. Соответствующие мероприятия проводятся лишь до того момента, пока в родственных или смежных отраслях не появятся альтернативные возможности для занятости.

Во-вторых, это стимулирование ускоренной отраслевой перестройки. Мероприятия в этой сфере в гораздо большей степени соответствуют задачам совершенствования отраслевой народнохозяйственной структуры. За прошедшие десятилетия особенно выделялись такие акции как целенаправленное переобучение и переселение трудоспособного населения, которое потеряло работу в сельском хозяйстве и горнодобывающих отраслях; ценовое регулирование – установление «максимальных продажных цен» при появлении повышенного спроса на продукцию тех или иных отраслей; помощь фирмам, занятым разработкой и производством новых передовых технических изделий, имеющих народнохозяйственную значимость.

В третьих, это собственно государственная отраслевая структурная политика, которая в течение последних десятилетий концентрируется на следующих направлениях:

  • реализация крупномасштабных научно-технических проектов фундаментального характера (атомная энергетика, гражданская авиация, современный железнодорожный транспорт и пр.);
  • проведение активной политики в области охраны окружающей среды, что среди прочего связано с селективным воздействием проводимых мероприятий на различные сферы экономики;
  • поддержка малых и средних предприятий, в том числе в области политики содействия конкуренции.

В целом промышленная политика, как и политика содействия конкуренции  призвана повышать конкурентоспособность как отдельных отраслей, так и народного хозяйства в целом. Но инструменты, используемые при проведении этих двух политик, существенно отличаются и зачастую являются противоположными по своему содержанию. Среди прочего, промышленная политика имеет селективный характер и нередко выполняет протекционистские функции. А политика конкуренции направлена на создание общих и равных условий для всех экономических субъектов, содействует их входу на рынок и таким образом поддерживает открытость рынков.

Если рассматривать  инструменты структурной политики федерального правительства, то в широком смысле практически все проводимые государством мероприятия в рамках политики хозяйственного порядка имеют определённый характер структурного воздействия. Но есть и специальные инструменты, которые применяются именно в рамках промышленной политики.

В первую очередь, к ним относятся разнообразные финансовые льготы. Среди прочего, это перечисление средств из государственного бюджета для переподготовки и переобучения персонала компаний частного сектора; субвенционирование и кредитование в целях модернизации производственного потенциала; снижение налогов или полное освобождение от них; сокращение избыточных мощностей путём выплаты соответствующих компенсаций.

За ними следуют финансовые рестрикции. Здесь речь идёт о возможности введения дополнительных налогов и сборов, например, в сфере грузовых перевозок; непредставление предусмотренных законом финансовых льгот; введение законодательных ограничений, приводящих к дополнительным расходам, например, в области охраны окружающей среды.

Особо следует выделить установление особых режимов в области политики конкуренции. Такие режимы могут предусматривать введение государством различных ограничений доступа к рынкам, как, например, установление контингентов сбыта товаров и услуг, минимальных или максимальных продажных цен, ставок таможенных пошлин и сборов. Часть таких ограничений прописаны в Законе ФРГ против ограничения конкуренции, в том числе в отношении транспорта, сельского хозяйства и страхования.

В целом во второй половине прошлого века в рамках промышленной политики доминирующими оказались  мероприятия, имеющие целью сохранение существующих неэффективных структур. Хотя официально немецкое государство  в своих документах позиционировало отраслевую структурную политику как средство реализации политики экономического роста и её соответствие принципам конкуренции, её приспосабливающий и формирующий элементы не только оказывались на втором плане, но и зачастую не достигали поставленных целей. Проведение селективной промышленной политики, особенно в 70е гг. прошлого века, с активным использованием налоговых льгот, инвестиционных скидок, субсидий и прямого государственного участия в финансировании проектов частных фирм, сопровождалось огромным количеством ошибочных решений, что вело к нерациональному использованию средств. В этом отношении хрестоматийным является пример с компанией «АЭГ Телефункен». Для реализации программы производства мощных компьютеров она получила существенную государственную поддержку, но так и не смогла достигнуть поставленной цели. Она не смогла выйти с новым продуктом на рынок, поскольку изначально выбрала неправильную концепцию. Кроме того, её конкуренты – компания IBM и Apple – оказались существенно сильнее по своим научно-техническим разработкам.

Конечно, были у Германии в этот период и определённые успехи. Благодаря промышленной политике, эффективную поддержку получили компании, занятые в области биотехнологии и в производстве лазерной техники. Относительно успешными оказались проекты по производству аэробуса и ядерных реакторов. Однако уже в 80е гг. стало складываться понимание того, что расстановка и последующая реализация промышленных и научно-технических приоритетов требует огромных ресурсов, которых у страны с каждым годом становилось всё меньше.

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира