Пути повышения конкурентоспособности торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке города Перми.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации. Определить конкурентоспособность предприятия.
2. Определить эффективность работы предприятия. Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации.
3. Разработать мероприятия и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия 6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2. Основные методы изучения конкурентоспособности 12

Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети
«Виват» 25
2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват» 25
2.2. Характеристика конкурентов 26
2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети 28
2.3.1. Характеристика отрасли 28
2.3.2. Анализ величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера)30
2.3.3. SWOT – анализ 33
2.3.4. Оценка относительной конкурентной позиции 45
2.3.5. Социологическое исследование 47

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 51
3.1. Экономические показатели работы торговой сети 51
3.2. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 58

Заключение 68
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

диплом 1234566789ававава.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)


5

 

Содержание

                                                                                                 С.

Введение                                                                                                    3 

                                                                                            

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия                                      6                               

1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности                           6                  

1.2. Основные методы изучения конкурентоспособности                   12   

                                       

Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети

«Виват»                                                                                                      25                                                                                                                                                                                              

2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват»                              25                   

2.2. Характеристика конкурентов                                                           26                                                  

2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети                             28                 

2.3.1. Характеристика отрасли                                                                28                                                 

2.3.2. Анализ величины сил конкуренции  (модель пяти сил Портера)30                                                                                 

2.3.3. SWOT – анализ                                                                                 33                                                                 

2.3.4. Оценка относительной конкурентной позиции                           45               

2.3.5. Социологическое  исследование                                                    47     

                                  

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети      51

3.1. Экономические показатели работы торговой сети                         51            

3.2. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети            58 

 

Заключение                                                                                               68                                                                                                                                                                                                                                                                   

Список использованных источников и литературы                             71                                                                                               

Приложение                                                                                               74                                                                                                                                                                                  

Приложение 1  к разделу  2                                                                      74                                                            

Приложение  2 к разделу  2                                                                      75                                                          

Приложение  3 к разделу  3                                                                   86                                                        



5

 

Введение

 

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. По мере развития производительных сил общества, совершенствования производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходит насыщение рынка товарами, вследствие чего усиливается соперничество между продавцами за рынки сбыта и ресурсы. Успех сопутствует предприятиям, способным предложить товары, наиболее соответствующие нуждам потребителя.

В настоящее время популярной становится теория освоения рынков завтрашнего дня, то есть задача компании – целенаправленно формировать потребности потребителя. Борьба за потребителя идет не на уровне качества или цены товара, а на уровне возможностей компании предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство. Для любого предприятия главным фактором успеха становится конкурентоспособность компании, способность противостоять сопернику и опережать в своем бизнесе.

За последние годы, в условиях перехода рыночной экономики и жесткой конкуренции для любой компании очень актуальным является ее конкурентоспособность. Конкурентоспособность организации – это показатель, который характеризует ее успешность на рынке  и дает фирме очень много преимуществ. В настоящее время на рынке жесткая конкуренция и выжить сможет только та компания, которая обладает отличительными конкурентными преимуществами. В свою очередь конкурентоспособная компания стабильна, устойчива, прибыльна, и с легкостью участвует в конкурентной борьбе.

Исходя из выше изложенного, можно судить о том, что конкурентоспособность является очень актуальной темой для предприятия, и именно это послужило основанием для проведения исследования.

Объектом исследования является торговая сеть «Виват». Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия на рынке города Перми.

Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и  разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке города Перми.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1.      Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации. Определить конкурентоспособность предприятия.

2.      Определить эффективность работы предприятия. Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации.

3.      Разработать мероприятия и рекомендации по  повышению конкурентоспособности предприятия.

Дипломная работа состоит из трех глав.

Первая глава дипломной работы посвящена рассмотрению теоретических аспектов конкуренции и конкурентоспособности. Подробно описана сущность конкуренции, ее понятие, формы и степень интенсивности, а также понятия конкурентоспособности компании и продукта. В главе говорится о том, благодаря чему в настоящее время компания может достичь своего развития в конкурентной среде, а также о факторах, которые определяют ее конкурентоспособность. Рассмотрение теоретических аспектов методов оценки конкурентоспособности, позволяет структурировать работу и определить оптимальный набор инструментов при проведении исследования по данной теме.

Объект исследование и структура применяемых методов в ходе исследования описаны во второй главе. Но основное содержание второй главы заключается в анализе конкурентоспособности компании. В качестве анализа конкурентоспособности компании был проведен SWOT-анализ, который помог выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.  

В третьей главе дипломной работы изучены экономические показатели  торговой сети, разработаны мероприятия и рекомендации по повышению конкурентоспособности торговой сети «Виват».

В заключение проекта сформулированы основные выводы по результатам проведённых исследований.

При подготовке работы по данной теме использованы труды и специальная литература отечественных и зарубежных авторов.



23

 

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия

 

 

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономии, только начинающей осваивать этот механизм. На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса, снижение эксплутационных затрат на его использование. В развитых странах эффективный механизм конкуренции существует давно и он хорошо отлажен. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается пока неуправляемой. Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями.

1.1. Понятие конкуренции и  конкурентоспособности

Однако значение и роль конкурентоспособности компании в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Конкуренция, конкурентоспособность и конкурентные преимущества компании являются решающими факторами для долгосрочного выживания фирмы. С развитием рыночного механизма данная проблема в России, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становиться повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между  участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

Понятие «конкуренция» – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка.

Конкуренция – это ситуация на рынке, когда число фирм, предлагающих однотипный товар, столь велико, а доля рынка каждой конкретной фирмы столь мала, что ни одна из компаний не может повлиять на цены путем изменения объема выпуска.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность – это наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе.

Различают два вида конкурентоспособности:

1. Конкурентоспособность товара – способность товара быть проданным на рынке в присутствии аналогичных товаров, определяется, в основном, характеристиками товара.

2. Конкурентоспособность фирмы – это уровень потенциала фирмы, обеспечивающего возможность удерживать или расширять занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Определяется как совокупность конкурентоспособности всех товаров компании, ее управленческого, кадрового, технического и так далее потенциалов.

Конкурентоспособность компании определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.

В научной литературе имеется три подхода к определению конкурентоспособности. Во-первых, это наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам.

Существует четыре вида конкурентов:

1. Прямые конкуренты – те компании, которые предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей.

2. Товарные конкуренты – компании, которые продают одинаковую продукцию разным потребителям.

3. Косвенные конкуренты – компании, которые продают различные товары одним и тем же потребителям.

4. Неявные конкуренты – компании разного профиля, продающие разный товар разным покупателям.

Чтобы выжить и успешно развиваться в конкурентной среде, компании должны обладать определенными преимуществами по сравнению с конкурентным окружением. Наличие преимуществ позволяет компаниям привлечь большее количество покупателей и соответственно улучшить свое финансовое положение и рыночную позицию.

Конкурентные преимущества носят разноплановый характер: высокое качество товаров или услуг, широкий ассортимент товаров, высокая культура обслуживания и др. Все эти отличия предприятий торговли характеризуются понятием «конкурентные преимущества».

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности торговой сети