Пути повышения конкурентоспособности торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке города Перми.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации. Определить конкурентоспособность предприятия.
2. Определить эффективность работы предприятия. Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации.
3. Разработать мероприятия и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия 6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2. Основные методы изучения конкурентоспособности 12

Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети
«Виват» 25
2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват» 25
2.2. Характеристика конкурентов 26
2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети 28
2.3.1. Характеристика отрасли 28
2.3.2. Анализ величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера)30
2.3.3. SWOT – анализ 33
2.3.4. Оценка относительной конкурентной позиции 45
2.3.5. Социологическое исследование 47

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 51
3.1. Экономические показатели работы торговой сети 51
3.2. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 58

Заключение 68
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

диплом 1234566789ававава.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

Сила конкуренции потенциальных новичков

Величина силы зависит от высоты барьера входа в отрасль, и ожидаемая реакция фирм отрасли на появление новичков.

Выделяют следующие основные барьеры входа:

      экономия от масштаба

      преданность покупателя торговой марки

      потребности капитала

      доступ к распределительным каналам и контроль над ними

Важно знать какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному новичку выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры. Субъектами этой силы являются предприятия, которые могут войти на рынок. Многие предприятия, не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Это надо знать и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных новичков.

Сила конкуренции товаров – заменителей

Наличие легко доступных товаров – заменителей устанавливает потолок цен и наталкивает покупателя на сравнение качественных параметров. Субъектами являются фирмы, которые производят замещающий продукт. Особенностью трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им убит рынок  старого  продукта, то он уже обычно не поддаётся восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны предприятий, производящих заменяющий продукт, предприятие должно иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа. Также на конкурентную среду предприятия оказывает заметное влияние покупатели её продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию предприятия.

Сила поставщиков

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих предприятия различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами и финансами, от которых зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество реализуемых предприятием товаров.

Перед поставщиками стоят специфические задачи по изготовлению продукции производственного назначения одних, по производству товара других и посредников по продвижению и реализацией товаров. Поэтому более полное удовлетворение потребностей покупателей возможно при эффективной деятельности этих трёх направлений.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучать их деятельность и  их потенциал, с тем, чтобы построить отношения с ними, которые обеспечили бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:

      уровень специализированности поставщика

      величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов

      концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами

      важность для поставщика объёмов продаж

При изучении поставщиков материалов и комплектующих следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

1) стоимость поставляемого товара;

2) гарантия качества поставляемого товара;

3) временный график поставки товаров;

4) пунктуальность и обязательность в выполнения условий поставки                              товара.

Сила покупателей

Вопрос в том, что продавать, в каком количестве и по какой цене определяют потребители. Они определяют всё, что относится к результатам деятельности предприятия, то есть определяют направления и возможности роста предприятия. Действует принцип: «Покупатель – король рынка».

Каждое предприятие понимает, что если не удовлетворять нужды покупателей, также как это делают конкуренты, то предприятие создаёт свободные ниши на рынке для конкурирующих предприятий и ему долго не продержаться на плаву.

Сила покупателей зависит от величины покупателя и размера покупки, затрат на переключение на товары–заменители и степени дифференсации продукции. Ослабевает, если поставляемые товары стандартные и есть в наличие на свободном рынке, существуют хорошие товары–заменители и переключение на них не затруднительно.

Следующим шагом является SWOT – анализ.

SWOT–анализ

Предприятие, которое работает в рыночной среде, имеет специфику, связанную с его внутренними особенностями. Кроме того, на него действуют внешние факторы, как в благоприятном, так и в неблагоприятном направлении. Выявить их баланс позволяет использование SWOT – анализ.

SWOT-анализ применительно к исследованию конкурентов включает следующие элементы:

1.      Выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей).

2.      Оценка предлагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей (угроз)

3.      Определение целей и стратегий вашей фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы

4.      Изучение сильных и слабых сторон конкурентов и вашей фирмы по наиболее важным аспектам хозяйственной деятельности (организация производства, управления, сбыта и т.п.), сбор соответствующей информации.

5.      Систематизация результатов обработки информации и определение «узких» мест в вашем бизнесе, на которых предстоит сконцентрировать усилия.

6.      Составление  плана действий (мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам реализации и ответственным исполнителям) по «расширению узких мест».

Для систематизации этих данных SWOT-анализа существует специальная таблица для проведения сравнительного анализа предприятия и конкурентов. Обычно сопоставление приводятся по основным функциям управления. Таблица является инструментом оценки сильных и слабых сторон  предприятия и его основных соперников по конкурентной борьбе на выбранных сегментах ранка.

Применяемый для анализа среды метод SWOT–сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы(threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удаётся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые используются для формулирования стратегии организации. Для того чтобы успешно справиться с угрозами и действительно использовать возможности  не достаточно знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь  возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них.

Традиционные подходы, связанные с мерами по повышению технического уровня, снижению затрат, не приводят к положительным результатам. Приоритет в эффективности данных мер – за наиболее финансово устойчивыми предприятиями. Побеждает то предприятие, которое умеет определить момент формулировки и выбора новой стратегии. Для этого необходим отлаженный механизм постоянного отслеживания состояния внешней среды и соответствия ему внутренней среды предприятия. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации определяют условия успешного существования.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет престольного внимания со стороны руководства, которое должно делать всё возможное, чтобы избавиться от них.

SWOT-анализ может проводиться с учетом различных потенциальных его составляющих. В таблице 1.1. представлен наиболее значимый набор характеристик  для развития организации, заключение которых позволит составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для неё, заключённых во внешней среде.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Направления SWOT – анализа

1. Возможные сильные стороны предприятия

2. Возможные слабые стороны предприятие

      высокий технический уровень производства–новое высокопроизводительное оборудование, прогрессивные технологии, квалифицированный рабочий персонал;

      устойчивое финансовое положение предприятие;

      известная товарная марка,  высокий имидж у потребителя;

      высокая доля рынка;

      высокий  инновационный потенциал;

      низкие (по сравнению с конкурентами) издержки;

      высокий профессиональный уровень менеджеров;

      отлаженный механизм, который определяет направления развития предприятия и т.д.

      низкий технический уровень производства;

      критическое (на грани банкротства) финансовое положение предприятия;

      неустойчивое положение  на рынке, высокий процент рекламаций;

      снижение доли рынка, деятельность на медленно растущим или сворачивающимся рынке;

      отсутствие собственных научно-технических разработок, возможностей их приобретения;

      низкая рентабельность производства;

      отсутствие высококвалифицированных менеджеров;

      отсутствие четкого представления о стратегии развития предприятия и т.д.

 

 

 

Продолжение табл. 1.1.

3. Внешние возможности предприятия

4. Внешние угрозы предприятию

      повышение общего научно-технического

      уровня развития отрасли, в которой работает предприятие;

      возможность доступа к новым рынкам или сегментам (в том числе международным);

      уход с рынка или ослабление позиций на нем конкурентов;

      снижение таможенных барьеров для выхода на международный рынок;

      положительные изменения налогового законодательства;

      установление выгодного соотношения курсов валют;

      доступ к новейшим технологиям в результате конверсии;

      увеличение спроса на продукцию;

      появление новых сегментов рынка вследствие повышения уровня доходов населения.

      высокие барьеры к доступу на рынок (в том числе таможенные для выхода на международный рынок);

      появление на рынке конкурентов (в том числе иностранных);

      появление товаров-заменителей;

      снижение научно–технического потенциала отрасли;

      неблагоприятное соотношение курсов валют;

      снижение спроса на продукцию предприятия вследствие изменения демографических характеристик потребителей; 

      дополнительные требования к качественным характеристикам продукции (в том числе экологическим);

      изменение законодательства (налогового, экологического).



63

 

Анализ сильных и слабых сторон предприятия, внешних возможностей  и угроз позволяют оценить реальность достижения поставленных целей. Наилучший результат наблюдается при приоритете сильных сторон над слабыми и возможностями над угрозами. После оценки угроз и возможностей предприятие формирует различные варианты стратегии, а затем выделяют лучшую стратегию в зависимости от цели предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети «Виват»

 

 

2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват» 

Миссия – главная цель компания, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия – завоевания покупателей за счет конкурентных преимуществ: низкие цены и круглосуточный режим работы, как первого, так и второго этажа. Кроме того, здесь можно приобрести множество товаров сразу.

Компания - супермаркеты «ВИВАТ», супермаркеты «НормаН», кафе «Виват-буфет», рестораны «БоБ».

ООО «Виват–Трейд» - гипермаркет, один из главных магазинов, находиться на улице шоссе  Космонавтов, 65. Гипермаркет «Виват» торгово-розничное  предприятие, занимается продажей продовольственных и непродовольственных товаров. ООО «Виват–Трейд» - это магазин самообслуживания, имеет широкий ассортимент товаров и постоянно расширяет свой ассортимент.

ООО «»Виват–Трейд» открылось 30 сентября 2004 года, одно из крупных предприятий торговли. Ключевым направлением деятельности гипермаркета является реализация товаров в городе Перми, а также занимается производством продовольственных товаров (хлебобулочные и молочные изделия), фирменное производство мясных товаров и другой продукции.

Торговую  сеть «Виват» будем рассматривать на примере центрального магазина – гипермаркета «Виват».

В гипермаркете «Виват» четыре этажа. На первом и втором этаже располагается сам гипермаркет «Виват», на третьем гипермаркет электроники «Эльдорадо » и кафе «Виват-буфет», на четвёртом этаже ресторан «БоБ.

Общая площадь 12,5 тыс. м2 , площадь гипермаркета «Виват» 7 тыс. кв. м, «Эльдорадо » 2,4 тыс. кв. м.

Схема расположения

На первом этаже представлен большой ассортимент высококачественных продуктов питания, в том числе продукция собственного производства. Полуфабрикаты из охлажденных мяса, птицы, рыбы, готовые блюда (салаты, гарниры, горячие блюда, пицца, гриль) готовятся в современных цехах гипермаркета. Также можно приобрести более 50 наименований хлебобулочных изделий, изготовленных в фирменной пекарне.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности торговой сети