Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:25, дипломная работа
Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке города Перми.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации. Определить конкурентоспособность предприятия.
2. Определить эффективность работы предприятия. Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации.
3. Разработать мероприятия и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия 6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2. Основные методы изучения конкурентоспособности 12
Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети
«Виват» 25
2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват» 25
2.2. Характеристика конкурентов 26
2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети 28
2.3.1. Характеристика отрасли 28
2.3.2. Анализ величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера)30
2.3.3. SWOT – анализ 33
2.3.4. Оценка относительной конкурентной позиции 45
2.3.5. Социологическое исследование 47
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 51
3.1. Экономические показатели работы торговой сети 51
3.2. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 58
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Для проведения SWOT–анализа сначала собирают необходимую информацию из всех доступных источников: внутренняя информация, обзор рынка, реклама конкурентов, статьи в журналах, Интернет. Результат сбора информации даёт чёткое ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия.
Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны. Под сильными и слабые сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности предприятия.
Сильные стороны предприятия:
1. Высокий технический уровень предприятия:
а) новое высокопроизводительное оборудование (кассовые терминалы, терминалы, компьютеризация);
б) прогрессивные технологии (фирменное производство);
в) квалифицированный рабочий персонал.
2. Устойчивое финансовое положение. Торговая сеть «Виват» имеет устойчивое финансовое положение:
а) сеть магазинов «Виват» постоянно открывает новые торговые предприятия в Перми и Пермском крае;
б) своевременная уплата налогов, вовремя выплачивается заработная плата работникам предприятия и другие выплаты;
в) постоянное усовершенствование оборудования и другое.
3. Известная торговая марка. «V» – известная торговая марка сети «Виват».
Служба маркетинга собирает и обрабатывает информацию, полезную для успешного функционирования предприятия. Служба маркетинга изучает и определяет общий объём спроса и внутригруппового спроса, изучает поставщиков, а также занимается рекламой. Маркетинговая служба предприятия собирает информацию о том, какие товары и почему хотят купить потребители, о ценах, а также помогает формировать товарный ассортимент.
На предприятии используют следующие методы изучения спроса:
оперативный учёт продажи товаров, учёт за истёкший срок;
изучение и обобщение заявок покупателей на поставку товаров;
учёт и анализ неудовлетворённого спроса покупателей (анкетирование).
Маркетинговая служба проводит рекламные акции для привлечения покупателей. Высокий имидж у потребителей (сервис, скидки, акции, помощь квалифицированных продавцов – консультантов).
4. Высокая доля рынка. Собственная доля на рынке – это один из важнейших факторов. Сеть супермаркетов «Виват» и гипермаркет «Виват» в Перми и Пермском крае является крупнейшей сетью продуктовых супермаркетов в Пермском крае. Кроме торговой сети компания недавно открыла сеть кафе «Виват», сеть ресторанов «Виват». Компания постоянно увеличивает свою долю на рынке. В планах у компании открытие новых предприятий таких, как магазины «Виват» и «Норма», сеть кафе «Виват-Буфет» и сеть ресторанов «БоБ». Компания не стоит на месте, а постоянно находиться в поиске новых сегментов рынка.
5. Низкие издержки. В результате больших объёмов закупки товаров поставщики снижают цены и также снижаются издержки на транспортные расходы. Предприятие может устанавливать более низкие цены на товар.
6. Высокий профессиональный уровень сотрудников. Каждый, кто приходит в компанию, получает не только стабильную зарплату, но и возможность продвижение по карьерной лестнице. От сотрудника требуется большое желание работать, готовность преодолевать трудности, ответственность, целеустремленность, уважение интересов компании и непрерывное стремление становиться профессиональнее. Для сотрудников проводят учебные занятия для улучшения профессиональных навыков. Также каждые полгода проводят аттестацию (проверка знаний сотрудников). Система оплаты: повременно – премиальная. Заработная плата выплачивается два раза в месяц. Первый раз выплачивается аванс, второй раз - оставшиеся часть заработной платы за минусом НДФЛ. На данном предприятии существует оплачиваемый отпуск и больничный. Для успешной работы предприятия применяются системы стимулирования и мотивации труда. На предприятие существует оценка работников по следующим характеристикам: личные достижения, лояльность, предприимчивость, лидерство, способность к решению проблем, компетентность, видение перспективы, восприимчивость. Оценка работника осуществляется в баллах и в зависимости от набранных баллов работник получает надбавку к зарплате (стимулирующая зарплата).
7. Отлаженный механизм, который определяет направления развития предприятия. Сбыт товаров является основной деятельностью предприятия. Для увеличения объёма продаж и привлечения покупателей предприятия занимается рекламной деятельностью.
Слабые стороны предприятия.
1. «Текучесть» кадров. «Текучесть» кадров существует на любом предприятии торговли, особенно сейчас. Для повышения эффективности работы предприятия необходимо сокращать «текучесть» кадров. «Текучесть» кадров в управленческом составе приводит к постоянным изменениям в работе предприятия. Это не всегда благотворно влияет на развитие компании. «Текучесть» кадров происходит и среди низкого звена из-за этого сокращается эффективность работы предприятия. Причинной «текучести» кадров также может являться сложный график работы.
Элементы внешней среды: возможности и угрозы. Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации.
Возможности предприятия:
1. Возможность доступа к новым рынкам или сегментам (см. табл. 2.2.). У компании есть возможность открывать новые предприятия. Постоянно открываются новые магазины в Перми и Пермском крае.
2. Появление новых сегментов рынка (см. табл. 2.3.). Компания не стоит на месте, а постоянно находиться в поиске новых сегментов рынка. Кроме торговой сети «Виват» и «Норман» компания недавно открыла сеть кафе «Виват–Буфет», сеть ресторанов «БоБ». Доходы населения растут, и потребности тоже растут.
3. Увеличение спроса на продукцию (см. табл. 2.4.). В результате увеличения спроса покупателей на продукции предприятия расширяет свой ассортимент и улучшает качество услуг. В торговой сети «Виват» покупатели могут приобрести продовольственные и промышленные товары, алкогольную продукцию. В гипермаркете «Виват» покупатели могут приобрести продовольственные и промышленные товары, алкогольную продукцию. Кроме этого посетить кафе «Виват – Буфет», ресторан «БоБ». Посетителям гипермаркета «Виват» удобно, что есть всё в одном месте.
4. Уход с рынка или ослабление позиций на нём конкурентов (см. табл. 2.5.). Предприятия сможет воспользоваться этой возможностью при ослаблении позиций только мелких конкурентов. Позиции основных конкурентов предприятие не в силах изменить.
Повышение общего научно-технического уровня развития отрасли, в которой работает предприятие (см. табл. 2.6.) и положительные изменения налогового законодательства (см. табл. 2.7.) – низкая возможность использования.
Матрица возможностей
Для успешного анализа окружения предприятия метод SWOT – анализа не только раскрывает угрозы и возможности предприятия, но оценивает их влияние на стратегию предприятия.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице (см. табл. 2.1.):
Таблица 2.1.
Матрица возможностей
Вероятность использования возможности | Влияние | ||
| Сильное | Умеренное | Малое |
Высокая | Поле ВС | Поле ВУ | Поле НМ |
Средняя | Поле СС | Поле СУ | Поле СМ |
Низкая | Поле НС | Поле НУ | Поле НМ |
Возможности, попадающие на поля:
1. ВС, ВУ и СС – имеют большое значение для предприятия, и их надо обязательно использовать.
2. СМ, НУ и НМ – практически не заслуживает внимания предприятия.
3. ВМ, СУ и НС - можно использовать, если у предприятия есть достаточно ресурсов.
Таблица 2.2.
Возможность доступа к новым рынкам или сегментам
Вероятность использования возможности | Влияние | ||
| Сильное | Умеренное | Малое |
Высокая |
|
|
|
Средняя | Поле СС |
|
|
Низкая |
|
|
|
Поле СС - возможность имеет большое значение для предприятия, и её надо обязательно использовать. Открытие новых магазинов в Перми.
Таблица 2.3.
Появление новых сегментов рынка
Вероятность использования возможности | Влияние | ||
| Сильное | Умеренное | Малое |
Высокая | Поле ВС |
|
|
Средняя |
|
|
|
Низкая |
|
|
|
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности торговой сети