Пути повышения конкурентоспособности торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке города Перми.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации. Определить конкурентоспособность предприятия.
2. Определить эффективность работы предприятия. Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации.
3. Разработать мероприятия и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия 6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2. Основные методы изучения конкурентоспособности 12

Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети
«Виват» 25
2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват» 25
2.2. Характеристика конкурентов 26
2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети 28
2.3.1. Характеристика отрасли 28
2.3.2. Анализ величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера)30
2.3.3. SWOT – анализ 33
2.3.4. Оценка относительной конкурентной позиции 45
2.3.5. Социологическое исследование 47

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 51
3.1. Экономические показатели работы торговой сети 51
3.2. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 58

Заключение 68
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

диплом 1234566789ававава.doc

— 574.50 Кб (Скачать файл)

Результаты социологического исследования  показали, что в сети покупателей привлекают низкие цены, в сравнении с «Семьей», высокое качество продуктов, в сравнении с «Пятерочкой»,  широкий выбор и близость к дому. Из этого следует вывод, что торговая сеть «Виват» является «золотой серединой». Потребителями сети «Виват» являются молодые состоятельные женщины, которые приобретают большую часть повседневных товаров. В результате социологического исследования торговой сети «Виват» рекомендовано проводить больше акций и распродаж, работать для покупателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети

 

 

3.1.           Экономические показатели работы торговой сети «Виват»

Темпы развития

Торговая сеть «Виват» - это проект компании «Норма», которая появилась на рынке восемь лет назад в качестве оптового продавца алкогольной продукции. «Норма» реализовала самую крупную в регионе сеть магазинов, специализирующихся на продаже спиртного. И ей принадлежит около трети продаж в своем сегменте рынка. Благодаря серьезной и стабильной прибыли от супермаркетов «Норман» за последние два года, «Норма» создала розничную продовольственную сеть.

Тиражирование бизнес-процессов сегодня позволяет обеспечить потребителю качественное обслуживание, постоянный ассортимент продукции, возможность знакомства с товаром через рекламные акции. Высокий темп развития сети «Виват» и «Норман» будет поддерживаться и в будущем. Руководство компании «Норма» планирует открыть супермаркеты во всех городах области с населением более 50 тысяч человек. Перспективы развития будут корректироваться в зависимости от конкурентной ситуации.

В компании ведется постоянная работа по улучшению обслуживания покупателей и увеличению предоставляемых услуг. Каждые два-три года все супермаркеты полностью перестраиваются. За последнее время в торговой сети были введены мясные цеха во всех магазинах, открылся комбинат питания с централизованной развозкой салатов и полуфабрикатов по сети. Во всех магазинах установили мини-пекарени по производству хлебобулочных изделий, аппараты для отжима сока, открыли  цеха готовой продукции по производству горячих блюд и закусок.

Благодаря низкому уровню цен и серьезным объемам сети, «Виват» становится соперником и «Семье» и петербургской «Пятерочке», недавно появившейся на рынке.

В 2002 году руководство сети изучило развитие торговли в целом по России, в итоге был сделалан вывод, что в спальных районах города будут очень успешны магазины формата «дискаунт». Так появилась сеть экономных супермаркетов типа «дискаунт» для самого широкого круга покупателей под маркой «Народный супермаркет «Виват-эконом». Расширение группы непродовольственных товаров в супермаркетах подтолкнуло менеджмент компании к открытию первого в Перми супермаркета непродовольственных товаров «Виват-Уют». Площадь его торгового зала 700 кв.м., а ассортимент насчитывает более 10 тысяч наименований. Здесь представлен большой спектр товаров, необходимых в домашнем хозяйстве, прежде всего - на кухне, в том числе посуда, бытовая химия, кухонная утварь, косметика, текстиль, фототовары.

Новым направлением деятельности компании стало открытие в супермаркете «Виват» кафе быстрого питания «Виват-буфет», за основу которого взято кафе самообслуживания. Первое пилотное кафе «Виват-Буфет» рассчитано на шестьдесят посадочных мест. Там же открыта детская игровая площадка.

Отличительной чертой магазинов сети является широкая ассортиментная линейка продуктов питания и алкогольных напитков, высокий уровень сервиса и круглосуточный режим работы. Компания постоянно работает с поставщиками и активно использует преимущества, которые дает компании собственный распределительный центр. Прямые поставки и закупки больших партий товара значительно снижают затраты, что позволяет поддерживать приемлемый уровень цен в супермаркетах сети. Кроме этого, магазины «Виват» предоставляют своим покупателям целый ряд уникальных для города дополнительных услуг, таких как бесплатные фирменные пакеты, упаковщицы для складывания покупок, большие автостоянки рядом с супермаркетами. Нововведением для города стала установка в супермаркетах оборудования для приготовления куры-гриль и открытие собственного мясного цеха.

Компания намерена изменить логистику сети для снижения издержек. В связи с этим рассчитываются варианты перехода на работу через центральный склад. Вводится единая ассортиментная матрица для всех магазинов сети, централизованно корректируется ценовая политика. Разрабатываются пути наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей: например, возможность получения бытовых услуг в местах совершения покупок и с учетом этого подбираются арендаторы в после кассовую зону. Проектируются и такие новые для Прикамья услуги, как формирование заказа по телефону и через Интернет.

Основные проблемы

Во время изучения деятельности предприятия мною были сделаны следующие выводы. В целом предприятие развивается и функционирует успешно. Но как у и любого предприятия, так и у гипермаркета «Виват» есть проблемы.

Проблема «текучести» кадров. Эта проблема существует на любом предприятии торговли, особенно сейчас. Для повышения эффективности работы предприятия необходимо сокращать «текучесть» кадров. «Текучесть» кадров в управленческом составе из-за этого постоянно происходят изменения в работе предприятия. «Текучесть» кадров происходит и среди низкого звена  из-за этого сокращается эффективность  работы предприятия. «Текучесть»  кадров также может возникать из-за сложного графика работы.

Также характерная проблема в управлении качеством. Проблема управлением качеством стоит очень остро в нынешней ситуации. Любого потребителя волнует проблема качества продукции. Поэтому предприятию особенно следует следить за качеством продукции. Возможно, создавать отдельный Отдел контроля качества как при вводе товаров в ассортимент, так и на стадии продаж.

Проблема «текучести» кадров и проблема в управлении качеством продукции связана с проблемой конкуренции, так как хорошие кадры могут уйти к конкурентам, и если качество продукции предприятия будет хуже других, то предприятие может потерять потребителя.

Конкуренция одна из основных проблем, а такого большого предприятия «Виват» тем более. Предприятию необходимо поддерживать свой имидж за счёт рекламной деятельности, сотрудничать с поставщиками предприятия (создавать совместные проекты). Конечно, предприятие много уже делает для поддержания репутации, но необходимо разрабатывать новые способы развития предприятия. Если имидж компании повысится, мы сможем привлечь новых потребителей, квалифицированных работников, а также приостановить «текучесть» кадров и улучшить работу предприятия.

Проблема передачи информации  достигается путём внедрения компьютерных технологий с помощью программных средств и локальных вычислительных сетей в управление документооборота. Также исключается проблема потери документов, повышается контроль над выполнением поручений, связанных с подготовкой и обработкой документов, их хранением.

Проблема социального развития коллектива потому, что предприятие ставит в первую очередь  цель получение прибыли и забывает о коллективе. Предприятию следует повышать социальный уровень.

Анализ объёма продаж ООО «Виват – Трейд»

Анализ объёма продаж торговой сети исследовался на примере гипермаркета «Виват».

Анализ начинают с определения объёма продаж за отчётный период. Потом полученные данные сравнивают с плановыми или с показателями прошлого периода.

Анализ объёма продаж в динамике (в %):

Динамика роста объёма продаж в текущих ценах:

Q д. тек.ц. =  Q отчётного периода в тек.ц. / Q прошлого периода *100

Прогноз продаж отчётного года (2007 год) – 280 млн. руб.

Фактический объём продаж отчётного года – 300 млн. руб.

Фактический объём продаж прошлого года (2006 год) - 260 млн. руб.

Процент выполнения прогноза продаж:

300 млн. руб. / 280 млн. руб. *100 = 107

На 7% перевыполнен прогноз объёма продаж в отчётном периоде.

Динамика объёма продаж в текущих ценах:

300 млн. руб. / 260 млн. руб. *100 = 115

Объём продаж увеличился на 15% по сравнению с прошлым. 

Динамика объёма продаж в сопоставимых ценах:

Q д. соп.ц. = Q отчётного периода соп.ц. / Q прогнозируемого периода *100

В отчётном периоде цены изменились, объём продаж выражают в ценах прошлого периода.

Для этого рассчитывают индекс цен:

Iц. – Ц1 / Ц

I – индекс цен;

Ц1-  цена отчётного периода;

Ц – цена базисного периода (принимается за 100%).

Фактический объём продаж в сопоставимых ценах (в руб.):

Q соп.ц. отч. периода  = Q отчётного периода в текущих ценах / Iц.

В отчетном году произошёл рост цен на 20%

Iц. = 140 /100 = 1.4

Q соп.ц. отч. периода = 300 / 1.4 = 214 млн. руб.

Д = 214 млн. руб. / 260 млн. руб. *100% = 82%

Расчет объёма продаж в сопоставимых ценах  показал, что увеличение произошло за счёт роста цен. Если бы цены не изменились, то объём продаж составил 214 млн. руб. или 82% (см. табл. 3.1.). Проведенный анализ финансового состояния показал, что компания стабильна, устойчива и прибыльна и это способствует  расширению и развитию.  Предприятие  работает хорошо и у него есть резервы по совершенствованию управления.

Анализ объема продаж

Таблица 3.1.

Периоды

 

Отчёт за прошлый год,

млн. руб.

Прогноз

млн. руб.

отчётный год

Фактический

объём продаж,

млн. руб.

отчётный год

Выполнение

отчётный год

По отношению к прошлому

отчётному году

1 квартал 2007 год

65

 

70

75

107,1

115,4

2 квартал

2007 год

60

65

70

107,7

116,7

 

3 квартал

2007 год

70

75

80

106,7

114,3

4 квартал

2007 год

65

70

75

107,1

115,4

Всего

260

280

300

107

115

 

Анализ объема продаж проводят по результатам года, квартала и месяца. Анализ помогает определить равномерность продаж и установить причины несоответствия планируемых показателей. В результате видно, что на 7% перевыполнен прогнозный план  объёма продаж в отчётном периоде. Объём продаж увеличился на 15% по сравнению с прошлым. Проведенный анализ финансового состояния показал, что компания стабильна, устойчива и прибыльна и это способствует  расширению и развитию. Предприятие  работает хорошо и у него есть резервы по совершенствованию управления.

Отмена дисконтных карт

Для повышения конкурентоспособности руководство решило отменить дисконтные карты.

1 ноября 2007 г. в сети «НормаН-Виват» было прекращено действие дисконтных карт со скидкой 2%. С 24 октября дисконтные карты в сети больше не выдаются. Данное решение распространяется на все супермаркеты «НормаН», «Виват», «Виват-Уют» и «Виват-Букет» в Перми и Пермском крае.

Дисконтные карты «НормаН-Виват» были введены 5 лет назад, на территории Перми и Пермского края их насчитывалось порядка 400 000 карт.

Однако часть покупателей сети «НормаН-Виват», в супермаркетах которой совершают покупки 1 055 400 человек в неделю, была лишена этого преимущества. Предприятие решило уравнять в правах эти категории клиентов и  освободить держателей карт от необходимости все время носить карту с собой. Это неудобно и не актуально. Ведь ее можно забыть, повредить, потерять. И тем самым утратить право на скидку. Теперь интересные ценовые предложения могут получать все без исключения и без привязки к карте.

Все это и стало аргументом в пользу отмены традиционной дисконтной карты. Вместо скидки 2% торговая сеть «НормаН-Виват» проводить в режиме non-stop ценовые акции по самым популярным категориям товаров. Благодаря отмене дисконтных карт, специальные ценовые предложения могут стать действительно интересными.

Это нововведение в какой-то степени нарушит привычный стиль жизни покупателей. Торговая сеть «НормаН-Виват» гарантировало, что ни один обладатель дисконтной карты не останется без поощрения. В период с 1 по 11 ноября все держатели дисконтных карт могли сдать их на кассе в любом супермаркете сети «НормаН-Виват» в Пермском крае. В обмен на карту ее владелец получил однократную скидку 10% на любую покупку.

Вместо дисконтных карт  предприятия ввело новую акцию Виват — Победитель цен (см. Приложение 3).

В результате этой акции торговая сеть «Виват» перевыполнило прогнозный  план за месяц. Например, В гипермаркете «Виват» фактический план за ноябрь 2007 года составил 30 575 млн. руб., прогнозный план составлял 20 350 млн. руб.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности торговой сети