Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:25, дипломная работа
Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке города Перми.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации. Определить конкурентоспособность предприятия.
2. Определить эффективность работы предприятия. Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации.
3. Разработать мероприятия и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия 6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2. Основные методы изучения конкурентоспособности 12
Глава 2. Исследование конкурентоспособности торговой сети
«Виват» 25
2.1. Общая характеристика торговой сети «Виват» 25
2.2. Характеристика конкурентов 26
2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети 28
2.3.1. Характеристика отрасли 28
2.3.2. Анализ величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера)30
2.3.3. SWOT – анализ 33
2.3.4. Оценка относительной конкурентной позиции 45
2.3.5. Социологическое исследование 47
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 51
3.1. Экономические показатели работы торговой сети 51
3.2. Пути повышения конкурентоспособности торговой сети 58
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
На втором этаже гипермаркета представлен широчайший выбор алкогольных напитков. Здесь же расположены отделы товаров для дома, бытовой химии, посуды, текстиля, одежды и товаров для детей.
Передвигаться между этажами можно на лифте, эскалаторе или траволаторе. Расплатиться за покупки можно в одной из 25 касс, расположенных на первом или втором этаже. На третьем этаже гипермаркета работает второе кафе сети. «Виват-буфет» демократичное кафе самообслуживания с большим ассортиментом. Кафе рассчитано на 160 посадочных мест. Это одно из самых больших кафе в городе. Кроме того, в кафе работает бар и детский игровой комплекс с воспитателем, где можно оставить детей под присмотром. Дополнительные услуги: банкомат, картомат, таксофон, туалет, закусочная Хот-Дог и автомобильная парковка 300 автомобилей. Гипермаркет «Виват» построен в соответствии с общей концепцией сети «Виват».
2.2. Характеристика конкурентов
Сеть магазинов «Пятерочка»
«Пятерочка» основана в январе 1999 года. Одна из крупных российских сетей универсамов экономического класса. К началу 2000 года компания насчитывала 17 магазинов с оборотом в 35 миллионов долларов. В течение 2000 года компания открыла еще 21 универсам, почти в три раза увеличила годовой оборот. Сейчас компания одна из первых среди торговых российских фирм преодолела рубеж в 30 магазинов, открыла учебный центр и приступила к строительству магазинов по собственному проекту. В июле 2001 года "Пятерочка" открыла первый универсам экономического класса в Москве. За пять месяцев в столице было открыто 15 универсамов экономического класса, в Санкт-Петербурге к концу года работало 66 магазинов. По итогам 2001 года оборот "Пятерочки" составил 212 миллионов долларов. В конце декабря 2001 года партнером "Пятерочки" становится Европейский банк реконструкции и развития, инвестировавший в сеть десятки миллионов долларов.
В конце 2002 г. количество универсамов экономкласса составило 142 (из них 80 в Санкт-Петербурге, 55 в Москве, 5 - в Воронеже, 2 – в Челябинске). В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с 212 млн. долларов до 430 мл н. долларов. В настоящее время магазины сети открыты в Перми и Екатеринбурге.
Розничная сеть " СемьЯ "
Лидирующая в Пермском регионе сеть продовольственных супермаркетов. Сегодня в сеть " СемьЯ " входит более 20 магазинов, которые расположены как в Перми, так и в других городах Пермского края: Березники, Добрянка, Лысьва, Чусовой, Губаха. Наравне с традиционными форматами супермаркетов сеть " СемьЯ " осваивает более прогрессивные форматы - гипермаркеты. На сегодняшний день открыто 2 гипермаркета - "Большая СемьЯ " (ул. Революции, 13) и гипермаркет «СемьЯ» в новом торгово-развлекательном комплексе "Столица" (ул. Мира 41/1). Как сеть магазинов " СемьЯ " появилась 2 сентября 2002 г.
2.3. Анализ конкурентоспособности торговой сети
Цель – определить конкурентоспособность предприятия.
Задача - провести оценку относительной конкурентной позиции предприятия.
Оцениваются предприятие и его конкуренты предприятие и на базе этого делаются вывод. Для исследования конкурентоспособности необходим главный инструмент в работе предприятия - управление.
Сеть продовольственных супермаркетов «Виват» насчитывает более 40 супермаркетов и Гипермаркет «Виват» и является крупнейшей сетью продуктовых супермаркетов в Пермском крае. Отличительной чертой супермаркетов «Виват» является наличие широкого ассортимента продуктов питания и алкогольных напитков, высокий уровень сервиса и круглосуточный режим работы. Супермаркеты «Виват» стараются обеспечить покупателей качественными товарами по разумным ценам. Компания динамично развивается в Перми и Пермском крае с 2000 года. Постоянно открываются супермаркеты в Перми, в Пермском крае. Разрабатываются и запускаются новые проекты.
2.3.1. Характеристика отрасли
Цель – оценить условия работы предприятия, определить характер и силу конкурентов и сделать выводы.
Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами предприятиями, входящий данную отрасль. В каждом регионе свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций в отрасли региона.
1. Размер рынка. Собственная доля на рынке – это один из важнейших факторов. Мелких предприятий на рынке много, а крупных мало и они конкурирует между собой. Предприятие имеет значительную долю на рынке. Компания имеет свои предприятия, как в Перми, так и в Пермской области. Компания постоянно увеличивает свою долю на рынке. В планах у компании открытие новых предприятий таких, как магазинов «Виват» и «Норман», сеть кафе «Виват – Буфет», сеть ресторанов «БоБ».
2. Степень конкуренции. Торговая сеть «Виват» конкурирует с предприятиями Перми и Пермского края.
Темпы роста рынка и фазы жизненного цикла (см. рис. 2.1.).
Торговая сеть «Виват» находиться в стадии «роста». Предприятие только начинает развиваться на Пермском рынке. Компания динамично развивается в Перми и Пермском крае с 2000 года. Постоянно открываются супермаркеты в Перми, в Пермском крае.
Объём продаж
и прибыль
внедрение рост зрелость спад
время
Рис. 2.1. Фазы жизненного цикла
4. Число конкурентов и их относительный размер. Число крупных конкурентов у предприятия небольшое («Семья» и «Пятерочка»), количество мелких намного больше (различные мелкие продуктовые магазины).
5. Барьеры входа на рынок. Существуют барьеры входа на рынок, но компания постоянно открывает новые предприятия, так как она крупная компания. На рынке действует три основных конкурента: «Виват», «Семья» и «Пятерочка». Доступ к рынку предприятиям – новичкам затруднён.
6. Степень диверсификации. В торговой сети «Виват» покупатели могут приобрести продовольственные и промышленные товары, алкогольную продукцию. В гипермаркете «Виват» покупатели могут приобрести продовольственные и промышленные товары, алкогольную продукцию. Кроме этого посетить кафе «Виват – Буфет», ресторан «БоБ».
Изучение отрасли и ее экономических особенностей показало, что торговая сеть «Виват» имеет значительную долю на рынке и конкурирует с предприятиями Перми и Пермского края. От функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависит стабильность, эффективность и конкурентоспособность предприятия.
2.3.2. Анализ величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера)
Пять сил определяют прибыльность, потому что они влияют на цены, на расходы и на размеры капиталовложений.
Конкуренция среди существующих предприятий
Является самой мощной силой. У компании есть, как и крупные («Семья» и «Пятерочка»), так и мелкие конкуренты (различные мелкие продуктовые магазины). Основными конкурентами компании являются внутриотраслевые конкуренты, реализующие аналогичную продукцию на одном и том же рынке. Для увеличения конкурентоспособности компания выбирает стратегию наступления.
Цель – завоевание и удержание конкурентных преимуществ.
Стратегию наступления компания ведёт в двух направлениях:
1. Наступление на сильные стороны конкурентов.
Цель – возможность получения доли рынка путём превосходства над сильными сторонами более слабых конкурентов или сведения на нет конкурентных преимуществ одно или нескольких конкурентов
2. Наступление на слабые стороны конкурентов.
Цель – найти слабые стороны, против которых можно направить наступление.
Между основными конкурентами: «Семья», «Виват» и «Пятерочка» идёт жёсткая борьба. Они проводят различные рекламные акции. Слабых конкурентов (различные мелкие продуктовые магазины) сеть магазинов «Виват» побеждает за счёт своего превосходства (широкий ассортимент продукции, большие площади, много акций и хороший сервис).
Сила конкуренции потенциальных новичков
Если предприятие мелкое, то ему трудно попасть на рынок, так как существуют барьеры входа на рынок. Существуют следующие барьеры входа на рынок:
экономия от масштаба (компания увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности);
преданность покупателя торговой марки;
потребности капитала;
доступ к распределительным каналам и контроль над ними.
Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности, потому что они стремятся занять долю рынка сбыта. Несмотря на барьеры, крупные предприятия могут войти на рынок и составить конкуренцию уже существующим компаниям. Компания занимается изучением барьеров, которые могут остановить или помешать потенциальному новичку войти на рынок, и воздвигает именно эти барьеры.
Сила конкуренции товаров – заменителей
Наличие товаров–заменителей ограничивают цену, которую запрашивает предприятие, иначе высокие цены побудят покупателя обратиться к заменителю. На рынке существует множество компаний, реализующих аналогичный товар. Поэтому компания должно пытается создавать все условия, чтобы потребители предпочитали торговая сеть «Виват». Например, поддерживать высокий имидж у потребителей с помощью сервиса, скидок, акций и квалифицированных продавцов – консультантов.
Конкуренция поставщиков
На рынке сейчас большой выбор поставщиков. Поэтому предприятие тщательно проводит отбор поставщиков. Предприятие тщательно выбирает поставщиков. От правильного выбора поставщика зависит стабильность и доходность предприятия. От поставщика зависит цена поставки товара, их качество, форма оплаты, гарантия комплектности. Благодаря большим объёмам закупок товаров предприятием поставщики снижают цену поставки, а качество товара остаётся таким же. Благодаря этому сеть «Виват» и Гипермаркет «Виват» может устанавливать цены на приемлемом уровне для покупателя. Поставщики уверены в финансовом положении предприятия и осуществляют поставку товаров под реализацию. Гарантия комплектности обеспечивается за счет того, что товар сначала комплектуют в ООО «Распределительном Центре Виват», а потом поставляют на предприятие. Перед поставщиками стоят специфические по изготовлению продукции производственного назначения одних, по производству товаров других и посредников по продвижению и реализации товаров.
К посредникам относят:
1) торговые посредники;
2) фирмы по организации и продвижения товара (помощь промоутеров и мечендайзеров);
3) финансово–кредитные учреждения. Поставщиками капитала в основном являются банки.
У торговой сети «Виват» и ООО «Виват – Трейд» есть посредник в поставки товаров в магазины - это ООО «Распределительный центр Виват» (склад промышленных товаров). С этого склада товар поступает в магазины сети «Виват» и Гипермаркет «Виват». В ООО «Распределительный центр Виват» поступает товары от разных поставщиков.
Сила покупателей
Предприятие понимает, что если не удовлетворять нужды покупателей, также как это делают конкуренты, то предприятие создаёт свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций и ему долго не продержаться на плаву. Поэтому предприятие поддерживает имидж у потребителей (сервис, скидки, акции, помощь квалифицированных продавцов – консультантов). Постоянно проходят акции на продукцию по специальным предложениям, специальные предложения ко всем основным праздникам, также проводятся розыгрыши призов. Торговая сеть «Виват» рекламирует товары по телевидению и радио, через газету и плакаты, а также этикетки и внутрифирменные проспекты.
С помощью анализа величины сил конкуренции (модель пяти сил Портера) исследовали соперничество среди существующих предприятий, конкуренцию потенциальных новичков, конкуренцию товаров – заменителей, поставщиков и покупателей. Исследование конкурентоспособности предприятия по Портеру дает полное представление о работе предприятия.
2.3.3. SWOT–анализ
При разработке стратегических планов предприятия применяет SWOT–анализ.
Цель и задачи SWOT – анализа
Отправной точкой для подробного анализа служит SWOT–анализ, один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счёт сравнения внутренних сил и слабостей своего предприятия с возможностями, которые даёт им рынок. Исходя из полученных данных, делается вывод о том, в каком направлении предприятие должно развивать свой бизнес.
Цель SWOT–анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах предприятия, а также потенциальных возможностях и угрозах.
Задачи SWOT– анализа:
выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
выявить возможности и угрозы внешней среды;
связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
сформулировать основные направления развития предприятия.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности торговой сети