Пути снижения себестоимости производства молочной продукции (на примере СПК «Крутогорье-Петковичи» Дзержинского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: определение современных требований алгоритма и критериев решения задачи по повышению эффективности производства и реализации молочной продукции в сельскохозяйственном предприятии.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Нормативно-правовая база действующего анализа затрат
Методологические основы, регулирующие бухгалтерский учет,
практику проведения анализа и планирования затрат на сельскохозяйственных предприятиях 6
Анализ издержек производства по общему уровню 17
Анализ издержек производства по статьям 19
Глава 2. Анализ издержек производства молочной продукции в СПК «Крутогорье-Петковичи» Дзержинского района за 2002-2004 годы
2.1. Анализ динамики обобщающих показателей и факторов 21
2.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции 26
2.3. Анализ себестоимости важнейших изделий 28
2.4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат 30
2.5. Анализ косвенных затрат 33
Глава 3. Пути снижения издержек производства молочной продукции на сельскохозяйственном предприятии
3.1. Резервы и пути снижения издержек производства 37
3.2. Расчет плана издержек производств 70
Заключение 76
Список использованных источников 81

Файлы: 1 файл

Себестоимость мол.прод..doc

— 798.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Организационная структура

финансово-бухгалтерской службы.

 

Анализ объективных процессов  и явлений предполагает выбор и  исследование соответствующей системы показателей. Правильный выбор  показателей для анализа повышает точность и целенаправленность  управляющих воздействий. Для анализа себестоимости  продукции целесообразно использовать следующие показатели: объем произведенной продукции в действующих ценах, производственную  себестоимость выпущенной продукции, производственную прибыль,  себестоимость отдельных видов продукции (групп изделий), себестоимость  единицы изделия, затраты на 1 рубль произведенной продукции (по всей  продукции и по отдельным видам), рентабельность продукции (по всей  продукции, видам продукции и отдельным изделиям).

В бухгалтерском учете под продукцией в широком смысле слова понимаются изделия и продукты, полностью  законченные обработкой в данной организации, прошедшие проверку на соответствие утвержденным  стандартам или техническим условиям и оформленные приемосдаточной документацией, а также выполненные работы и услуги, оказанные другим организациям. Стоимостным показателем произведенной продукции  является объем товарной продукции. В отличие от товарной продукции  готовая продукция, исчисленная в денежном выражении, не включает  стоимости работ и услуг, выполненных для других потребителей, а также для  обслуживающих производств и хозяйств, принадлежащих организации. В  анализе под объемом произведенной продукции следует   понимать стоимостную оценку готовой (сданной на склад) продукции. Так  как в условиях рынка отпускные цены на продукцию могут быть различными для  разных потребителей, в качестве действующей цены отдельного изделия  можно использовать средневзвешенную цену его реализации за отчетный период. Всю продукцию целесообразно разбить на виды (группы изделий).  Выполненные работы и оказанные услуги, если их объем значителен по  сравнению с объемом произведенной проекции, также можно включать в общий объем продукции (работ, услуг), а при анализе рассматривать их как виды продукции.

Производственная себестоимость  включает все затраты по производству  продукции. В анализе, помимо производственной себестоимости всей  продукции, необходимо использовать показатели себестоимости каждого  вида продукции, так как только в этом случае можно принимать  действительно обоснованные решения.

Для соизмерения затрат и результатов  производственной деятельности  служит показатель производственная прибыль. Это расчетная величина,  представляющая разность между объемом выпущенной продукции в  действующих ценах и ее производственной себестоимостью. В финансовом  анализе используется показатель «прибыль от реализации». Прибыль от  реализации товаров, продукции, работ, услуг определяется как разница  между выручкой от реализации (за минусом НДС, акцизов и других  обязательных платежей), и затратами на ее производство и реализацию  (полной себестоимостью реализованной продукции). Этот показатель  характеризует реально достигнутые финансовые результаты деятельности  предприятия. Производственная прибыль - это расчетная величина, она, безусловно, отличается от прибыли от реализации и может использоваться при анализе себестоимости продукции для  определения результатов производственной деятельности.

Помимо количественных показателей, в анализе необходимо  использовать явственные, характеризующие эффективность  производственной деятельности. Такими показателями являются затраты на 1  рубль произведенной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациоемкость, рентабельность продукции. Эти показатели так же, как  и показатель производственной себестоимости, нужно рассматривать не  только по всей проекции, но и по ее видам и отдельным изделиям.

Для аналитической обработки показателей  применяются различные  методы и  приемы анализа хозяйственной деятельности, позволяющие  устанавливать взаимосвязи  показателей, причины отклонений, выявлять и  количественно измерять влияние факторов на изменение результативного  показателя. К наиболее часто используемым приемам относятся детализация по элементам и статьям затрат, видам производимой продукции, отдельным  изделиям, структурным подразделениям предприятия; сравнение  фактических затрат с плановыми (сметными); факторный анализ изменения  количественных и качественных показателей и др. Важным этапом   организации анализа является разработка процедур, задающих четкую взаимосвязанную последовательность применения конкретных приемов  (алгоритм) анализа каждого показателя.

Обработанные данные чаще всего  представляются в форме  аналитических  таблиц. В таблицах анализируемые  показатели  сопоставляются с различными базами (с планом, предшествующими  периодами), в них наглядно показывается структура сложных показателей.  Так как анализ производственных затрат и себестоимости продукции  систематически повторяется по одной и той же программе, используются  единые макеты таблиц, единые процедуры проведения анализа, что  обусловливает применение современных компьютерных средств обработки  данных, например, специальных аналитических программ или программ обработки электронных таблиц типа Microsoft Excel.

Аналитик должен не только формально  осуществлять различные  расчеты, но и уметь интерпретировать их, выявлять направления поиска  резервов снижения затрат. Для обеспечения управленческой деятельности  итоговая аналитическая информация должна отвечать требованию  соответствия вложенной и потребованной информации. Суть данного требования заключается в следующем: специалист, подготавливающий  аналитический отчет, должен представить себе необходимость и полезность  для принятия управленческих решений тех или иных данных и отразить их в  отчете, а руководитель как пользователь должен понимать, что нужные для  него данные включены в отчет и потому могут быть им востребованы.  Безусловно, результаты выполненных аналитических процедур не могут  быть единственным критерием для принятия того или иного решения, но  интерпретация результатов анализа должна приводить к выявлению резервов  снижения затрат, а поиск способов мобилизации выявленных резервов  неразрывно связан с разработкой вариантов управленческих решений.  Результаты аналитических расчетов в некотором смысле, - «материальная  основа» управленческих решений. При принятии решения необходимо  сочетать формализованные и неформализованные процедуры, так как этот  процесс - в значительной степени искусство и основывается на полученной  аналитической информации, а также на интеллекте, опыте, логике и других  качествах лица, принимающего решения. Аналитик должен четко  представлять, в компетенцию какого руководителя входит решение того или  иного вопроса, связанного с мобилизацией выявленных резервов снижения  затрат, и распределить информацию между руководителями  соответствующих подразделений. Кроме того, аналитику необходимо  координировать работу различных специалистов, привлекаемых к анализу, а  для этого руководитель должен наделить аналитика определенными  полномочиями. Задача аналитика - выявлять недостатки в работе и их  виновников. Это может явиться причиной ухудшения психологического  климата в коллективе. Но этих сложностей можно избежать в том случае,  когда руководители всех рангов, сотрудники всех подразделений предприятия поймут, что снижение затрат - залог их существования в будущем.

Интерпретация результатов анализа  может привести к необходимости  углубления анализа, что означает конкретизацию  задач, детализацию  показателей, то есть возврат на начало аналитического цикла.

Известно, что сущность анализа заключается в обосновании  управленческих решений. Собственно принятие решения и осуществление  регулирующего воздействия – прерогатива руководителя, а не аналитика. Но  анализ не может считаться законченным до тех пор, пока не проконтролированы результаты осуществленного воздействия. Если  поставленные цели не были достигнуты, возможна разработка новых вариантов решений. Если же цель достигнута, это также не означает  завершения анализа. Сегодня жизненной философией каждого хозяйствующего субъекта, желающего выжить и успешно функционировать  в будущем, должно стать постоянное улучшение в любом виде. Вот почему  достижение одной цели предполагает выбор новой, а для достижения новой  цели необходим анализ на более высоком уровне. Таким образом, анализ  постоянно развивающихся процессов должен сам непрерывно совершенствоваться. Вышеизложенное в полной мере относится к анализу себестоимости продукции, целью которого является поиск внутрипроизводственных резервов снижения затрат и обоснование  управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Как уже отмечалось, автоматизация  учета обеспечивает в основном необходимую  информационную базу регулярного анализа  себестоимости  продукции. С учетом особенностей информационной базы были  разработаны и реализованы в рамках интегрированной системы специальные  процедуры ежемесячного анализа себестоимости продукции на базе использования компьютерных технологий. Предполагается, что  аналитические расчеты осуществляются специалистами группы  планирования, учета и анализа производственных затрат финансово- бухгалтерской службы предприятия, а затем результаты расчетов распределяются между руководителями различных подразделений. В  соответствии с определенными выше задачами представляется  целесообразным выделить следующие основные блоки (разделы) анализа:  анализ структуры себестоимости продукции; анализ прямых и косвенных  затрат в себестоимости продукции; анализ качественного уровня результатов  производственной деятельности. Отдельные методические аспекты  осуществления аналитических процедур (исходная информация, содержание  процедур, степень детализации показателей, пользователи информации)  каждого раздела представлены в табл. 1, которая наглядно показывает  особенности информационной базы анализа, проводимого в условиях автоматизации. Так, например, при ручном анализе данные о производственной себестоимости продукции, как правило, получают из 3-го  раздела журнала-ордера № 10, причем в данном регистре содержатся данные  о фактической себестоимости всей выпущенной продукции. В условиях  автоматизированного учета в базе данных хранятся плановые и отчетные калькуляции всех изделий, а также плановый и фактический выпуск изделий  в натуральном выражении, на основании этих данных можно рассчитать себестоимость выпущенной продукции в различных разрезах: всей продукции, отдельных видов продукции, отдельных изделий в целом или по статьям калькуляции. Аналогично получается и другая информация. Кроме того, данные можно анализировать не только за отчетный месяц, но и с начала квартала, с начала года. Таким образом, в декабре автоматически можно сформировать информацию за год. Применение компьютерных технологий обработки данных освобождает аналитика от весьма трудоемких расчетов, но для правильной интерпретации аналитических данных он должен понимать взаимосвязи различных показателей, уметь строить факторные модели, владеть различными приемами анализа.

 

 

Таблица 1.1. Методические аспекты  осуществления процедур ежемесячного анализа себестоимости продукции

Исходные данные для  анализа 

Содержание аналитический  процедур

Пользователи информации

Степень детализации  информации

1. Анализ структуры  себестоимости продукции 

Плановые и отчетные калькуляции изделий; плановый и  фактический выпуск изделий (в натуральных измерителях);

данные о сметных  и фактических затратах по экономическим  элементам 

Оценка структуры производственной себестоимости по видам продукции, элементами и статьям затрат; выявление  влияния факторов на отклонение фактической себестоимости от плановой.

Руководитель предприятия;

Руководитель подотрасли;

Руководитель группы  планирования, учета и анализа  производственных затрат

Вся продукция; виды продукции; отдельные изделия 

2. Анализ прямых и  косвенных затрат в себестоимости продукции

Плановые и отчетные калькуляции изделий;

плановый и фактический  выпуск изделий (в натуральных измерителях);

 сметы общепроизводственных  и общехозяйственных расходов  и данные о фактических расходах

Оценка удельного веса прямых затрат в себестоимости продукции и их соотношения

Руководитель предприятия; руководитель производственного отдела; руководитель группы планирования, учета  и анализа производственных затрат

Вся продукция; виды продукции 

2.1. Анализ прямых затрат  в себестоимости продукции

Плановые и отчетные калькуляции изделий; плановый и  фактический выпуск изделий (в натуральных  измерителях)

Выявление влияния факторов на отклонение фактических сумм материальных затрат и затрат на оплату труда  от плановых

Руководитель группы планирования, учета и анализа производственных затрат

Вся продукция; виды продукции; виды материальных затрат

2.2. Анализ косвенных  затрат в себестоимости продукции 

Сметы общепроизводственных и общехозяйственных расходов и  данные о фактических расходах; плановый и фактический выпуск изделий (в натуральных измерителях);

плановые и фактические  цены изделий 

Оценка структуры общепроизводственных и общехозяйственных расходов; детализация  статей расходов по субстатьям; выявление  влияния факторов на отклонения аналитических расходов от сметных

Руководитель предприятия; главный энергетик; главный технолог; главный механик; руководитель группы планирования, учета и анализа  производственных затрат4 руководители структурных подразделений 

Предприятие; структурные подразделения; отдельные статьи расходов


Продолжение таблицы 1.1

Исходные данные для  анализа 

Содержание аналитический  процедур

Пользователи информации

Степень детализации  информации

3. Анализ качественного  уровня результатов производственной деятельности

Плановые и отчетные калькуляции изделий; плановый и  фактический выпуск изделий (в натуральных  измерителях); плановые и фактические  цены изделий 

Анализ взаимосвязи  себестоимости, объема выпуска продукции  и производственной прибыли; оценка показателей эффективности производственной деятельности затрат на 1 рубль произведенной продукции, рентабельности продукции

Руководитель предприятия; руководитель производственного отдела; руководитель группы планирования, учета  и анализа производственных затрат; все сотрудники предприятия

Вся продукция; виды продукции; отдельные изделия 


 

Высокий уровень затрат на производство продукции является в настоящее  время одной из причин тяжелого финансового  положения сельскохозяйственных предприятий  Республики Беларусь.  Неоправданно высокая себестоимость продукции молочного скотоводства  делает ее низкорентабельной и неконкурентоспособной, что затрудняет  выход отечественных предприятий на международные рынки сбыта.  Снижение себестоимости продукции возможно только на основе создания на  сельскохозяйственных предприятиях оптимальной системы управления  производственными затратами.

Для осуществления оперативного управления затратами на  производство продукции  молочного скотоводства необходима  соответствующая методика ежедневного контроля фактического расхода  материальных, трудовых и денежных ресурсов и отклонений от норм на всех  стадиях процесса производства, позволяющая выявлять и измерять влияние  на эти отклонения конкретных причин. Проведенный анализ существующих  форм основных первичных документов по учету затрат на производство  продукции молочного скотоводства, позволил сделать вывод о том, что не  все они приспособлены для ведения нормативного учета. Целесообразно внести изменения в такие формы документов, как требование-накладная, ведомость  на получение запасных частей и ремонтных материалов, которые  заключаются во введении показателя «норма отпуска», что позволит контролировать отпуск материальных ценностей в соответствии с  установленными нормами.

Практика работы сельскохозяйственных предприятий показывает, что в производстве продукции молочного скотоводства корма составляют наибольший удельный вес в общем объеме всех затрат, поэтому от  рациональной организации их расходования в значительной мере зависит  себестоимость продукции. Однако в хозяйствах нередки случаи, когда корма  используются без учета их качества и соблюдения норм расходования. Все  это влечет за собой неправильное составление кормовых рационов, что  приводит к снижению продуктивности скота, завышению себестоимости производства продукции молочного скотоводства.

Информация о работе Пути снижения себестоимости производства молочной продукции (на примере СПК «Крутогорье-Петковичи» Дзержинского района)