Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».

Содержание работы

Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования.docx

— 296.22 Кб (Скачать файл)

Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы  социально-экономического развития  муниципальных образований Российской  Федерации

1.1Сущность  и организация  местного самоуправления

1.2 Правовая основа  разработки  программ социально-экономического  развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы

1.3Особенности разработки  программ социально-экономическогоразвития муниципального образования

2 Анализ программ социально-экономического  развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».

2.1Общая характеристика  муниципального образования «Нерюнгринский район»

2.2Оценка социально-экономического  состояния и развития муниципального  образования  «Нерюнгринский район»

2.3Прогноз социально-экономического  развития муниципального образования  «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы

3 Совершенствование процесса  разработки и реализации комплексной  программы социально-экономического  развития муниципального образования  «Нерюнгринский район».

3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».

3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Данная дипломная работа представляет собой развернутую характеристику и анализ совершенствования программы социально-экономического развития муниципального образования.

Драматические перемены в экономической и социальной сферах лихорадили Россию в первое десятилетие новейшего Российского государства, не было никаких социально-экономических перемен во втором десятилетии и наконец, третий год третьего десятилетия, наряду с так называемым переходом к рыночной экономике России, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, которая началась с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности населения но, с другой стороны, вызвали падение уровня производства в ряде отраслей, существенное снижение уровня жизни значительной части населения, понижение реальной заработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности.

Актуальность темы дипломного исследования: совершенствование программ социально-экономическое развития муниципального образования должно предполагать отведение значимой роли стратегии социально-экономического развития регионов, что является гарантом  будущего процветания и обогащения их земли.

Благоприятные социально-экономические отношения муниципального образования является необходимой предпосылкой для принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в том числе и для развития социально-экономических программ. Они проводятся путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

Целью создания таких программ является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих трех лет, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста.

В процессе разработки программы СЭР МО возможно сравнение отдельных показателей экономических отраслейс показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу отраслей производства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными исходными данными для анализа совершенствования программы социально-экономического развития муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия).

Ядром всей системы совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования является определение потребности региона в определенных услугах государства в целом. Расчет потребности в финансах.

Объектом исследования являются муниципальные образования, функционирующие в системе региональной экономики, где в наиболее концентрированном виде проявляются специфика и противоречия процесса совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования с учётом его особенностей в условиях финансового кризиса.

Предметом исследования выступают инструментарные средства (формы, методы, способы) совершенствования территориальной организации программ социально-экономического развития муниципального образования, а также финансово-экономический механизм, инструменты, технологии, модели функционирования и развития муниципальных образований, мнения ученых по его толкованию, материалы судебной практики.

Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».

Главная цель современной России - стабилизация производства, возобновление прогрессирующего экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие логически взаимосвязанные задачи:

1. Создание благоприятных  условий для роста промышленного  производства, научно-технической и  предпринимательской деятельности  путем разработки совместно с  Советом депутатов  муниципального  образования Нерюнгринский район, Ассоциацией предпринимателей организационно-экономических механизмов, обеспечивающих реализацию этих условий.

2. Создание комфортной  среды обитания населения муниципального  образования, улучшение их жилищных  условий путем развития и реконструкции  инфраструктуры  жизнеобеспечения  муниципального района, поддержания  работоспособности и реализации  условий для развития жилищного  строительства.

3. Рост денежных доходов  населения за счет развития  промышленного производства, научно-технической  и предпринимательской деятельности, создания  новых рабочих мест.

4. Развитие системы образования, создание условий для наиболее  полной  реализации жителями муниципального  образования права на образование  на основе развития материальной  базы образовательных учреждений, создание эффективной сети обучения.

5. Улучшение состояния  здоровья жителей муниципального  образования на основе доступной  широким  слоям населения медицинской  помощи, профилактики заболеваний  повышения качества медицинских  услуг, развития физкультуры и  спорта.

6. Создание условий для  гармоничного развития жителей  муниципального образования и  подрастающего поколения, содействие  их всестороннему развитию путем  развития материально-технической  базы учреждений культуры.

7. Укрепление общественной  безопасности и правопорядка.

8. Интеграция и эффективное  использование информационных ресурсов, необходимых для управления социально-экономическими  процессами в муниципальном образовании.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют теории государственного и муниципального управления; финансов, в том числе региональных и муниципальных; развития социально-экономических систем; институциональная и эволюционная теории, представленные в трудах классиков экономической науки, фундаментальных работах; программные и прогнозные разработки научно-исследовательских коллективов,  органов государственной и местной власти; материалы научных конференций по данной проблематике.

При проведении исследования использовались следующие методы: аналогия, рейтинговый и факторный анализ, экономико-математическое моделирование и социологические исследования.

Информационная и эмпирическая база исследования представлена федеральными и региональными законами и другими нормативно-правовыми актами, данными Федеральной службы государственной статистики, программами экономического и социального развития Республики Саха (Якутия), отчетами администрации Муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) результатами опроса населения, проведенного автором.

Гипотеза исследования: современные методики исследования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, использующие инструментарий количественной оценки уровня развития, имеют ряд существенных ограничений, не позволяющих дать комплексную оценку эффективности управленческой деятельности.

Структура данной ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Все главы разделены на  параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса.

1 Теоретические основы  программ социально-экономического  развития муниципальных образований  Российской Федерации

 

1.1 Сущность  и организация  местного самоуправления

 

В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и, в первую очередь, от участия в этих процессах граждан Российской Федерации. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне1.

Конституция России устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

В части 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конституционное положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление дополнено также императивным указанием на то, что местное самоуправление и осуществляется на всей территории Российской Федерации. То есть осуществление местного самоуправления является не правом, а обязанностью соответствующих местных сообществ. Это вытекает и из характеристики местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации народ осуществляет свою власть посредством органов публичной власти трех уровней - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину.

Информация о работе Разработка и реализация комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования