Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Адекватность разработки программ предполагает, что и модели разработки рассчитаны, в первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых закономерностей и взаимосвязи в развитии местной экономики, на создание на этой основе теоретического аналога реальных экономических процессов. Достаточно полная и точная имитация этих процессов – главное условие реалистичности получаемых прогнозов, их научной достоверности. От всесторонности и глубины экономического анализа в наибольшей степени зависит адекватность прогнозов.
Адекватность означает, прежде всего, максимальное приближение теоретической модели к устойчивым, существенным закономерностям, тенденциям развития. При этом под теоретической моделью анализа и прогноза социально-экономического развития понимается практически реализуемая модель, являющаяся формой научного отображения реальной действительности.
Альтернативность разработки программ связана с возможностью развития муниципального образования и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Если вероятностный характер разработки программ отражает наличие случайных процессов и отклонений при сохранении качественной однородности, устойчивости прогнозируемых тенденций, то альтернативность исходит из предложения о возможности качественно различных вариантов развития.
Здесь необходима также градация отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации. Среди всех вариантов наибольшую вероятность осуществления имеет обычно экстраполяционный, поскольку он исходит из сохранения сложившихся устойчивых условий и тенденций. Это все не означает, что экстраполяционный вариант предпочтителен, что наибольшая вероятность варианта эквивалентна его желательности. Построение экстраполяционного варианта позволяет установить «точку отчета» для других вариантов, выявить объект и направления возможного воздействия на развитие местной экономики. Отсюда следует также, что не экстраполяционные альтернативы, исходящие из необходимости преодоления некоторых сложившихся тенденций, в особенности неблагоприятных, должны специально обосновываться с позиций сбалансированности, динамики и масштаба производственных ресурсов и их эффективности, обоснования возможностей и решения сложившихся проблем.
Реализация не экстраполяционные альтернатив предполагает наличие целенаправленных управляющих воздействий, причем их интенсивность должна быть тем сильнее, чем дальше намечаемая альтернатива уходит от экстраполяционный.
Каждой альтернативе развития экономики и социальной сферы может соответствовать своя совокупность проблем, неразрешимых при сохранении сложившихся тенденций. Было бы неверно подменять необходимость исследования таких проблем и путей их решений достижениям формальной сбалансированности, реализуемость которых не имеет содержательных обоснований. Может оказаться, что та или иная альтернатива пока не имеет сбалансированного решения; в таком случае должны быть определены дополнительные условия, выполнение которых позволяет считать данную альтернативу реализуемой. В какой мере эти условия действительно выполнимы, может окончательно выясниться лишь при разработке самого плана; однако, в любом случае в рамках составления самого прогноза должны быть определены необходимые масштабы, сроки и возможные результаты решения соответствующих проблем – если не как окончательный ответ на поставленный вопрос, то как его количественная и качественная формулировка.
Источником возникновения альтернатив развития муниципального образования являются, в первую очередь, предположения качественных сдвигов. Другим источником формирования альтернатив развития могут быть разные предположения о конкретных целях развития. Эти цели определяются сложившимися закономерностями развития общественных потребностей, необходимостью решения народнохозяйственных проблем. Тем самым, принцип альтернативности взаимодействует с принципом целенаправленности прогнозирования.
Целенаправленность разработки программ значительно меняется при переходном периоде. Приходится учитывать множество факторов, которые при плановой экономике не фигурировали.
Таким образом, разработка динамики социально-экономического развития муниципального образования невозможна без исследований совокупности хозяйственной системы экономической и социальной сфер жизни общества.
2 Анализ программ социально-
2.1 Общая характеристика муниципального образования
Нерюнгринский район возник в 1976 году, после образования в ноябре 1975 года промышленного центра Нерюнгри. В 1977 году к поселку Беркакит в 40 километрах от города была проведена железнодорожная ветка Тында-Беркакит. Тогда же в районе появилась сеть ГРЭС (Чульманская ГРЭС, СБГРЭС, Нерюнгринская ГРЭС), которая долгое время была энергетическим центром всего Дальнего Востока. Началась разработка угольных месторождений и месторождений золота, продолжающаяся и по сей день и являющаяся основой экономики Нерюнгинского района. В 1980-1990 годах была проложена железная дорога до самого Нерюнгри и дальше до Томмота и в 2012 году до г. Якутска
Площадь района — 93 тыс. км². Нерюнгринский район занимает исключительно выгодное географическое положение, располагаясь близко к Транссибирской магистрали и портам Охотского моря. По территории района проходят федеральная автомобильная дорога «Лена», протяженностью 1232 км, а также кровью достроенная в 2012 году до реки Лена железная дорога «Беркакит— Томмот—Якутск».
Район обладает красивейшим горным рельефом, создающим неизгладимое впечатление на приезжих. Город Нерюнгри также расположен на холмах. Население — 84 тыс. человек (2008).
В Нерюнгринском улусе проживает свыше 150 разных народов и национальностей, различающихся по языку и культуры, но объединяет их одно - они граждане великой России. Крупнейшие народы Нерюнгринского улуса - Русские (40%), Якуты (31%), Буряты (9%) и Китайцы (8%). Хотя последнее стремительно растёт. Есть и коренные представители Нерюнгринского улуса - это Эвены, Эвенки и Юкагиры. В городе существуют сильная корейская и китайская диаспора.
В состав территории района входят 6 поселков (сельских поселений): Чульман, Серебряный Бор, Беркакит, Хани, Золотинка, Нагорный и 2 села: Иенгра («Иенгринский наслег») и Большой Хатыми («Хатыминский наслег»).
Один из наиболее промышленно развитых районов Якутии и всего Дальнего Востока. Основу экономики Нерюнгринского района составляют отрасли промышленности, специализирующиеся на добыче угля, золота, выработке электроэнергии. Общие балансовые запасы Южно-Якутского угольного бассейна оцениваются в 57,5 млрд тонн с преобладанием углей коксующихся и энергетических марок, пригодных для металлургии и энергетики.
Кроме того, территория Нерюнгринского района богата полезными запасами. Разведаны и оценены запасы железной руды, апатита, мрамора, горного хрусталя. Только в Нерюнгринском районе имеется единственное в мире месторождение чароита. Экономически активное население Нерюнгринского района составляет 53 тысячи человек. Подавляющее большинство жителей занято в промышленной сфере. Хорошо развито малое предпринимательство. Малый бизнес в Нерюнгринском районе представлен строительной, перерабатывающей, автомобильной отраслями, торговлей и бытовыми услугами. По обороту розничной торговли район занимает первое место в республике.
Больше внимание уделяется в Нерюнгринском районе культурно-нравственному аспекту. В городе Нерюнгри расположен республиканский Театр актера и куклы, Центр культуры и духовности им. А.С. Пушкина, СОК «Шахтер» с уникальным, не имеющим аналогов в Дальневосточном регионе крытым футбольным стадионом на 3000 посадочных мест. Действует более 30 спортивных секций и более 100 творческих коллективов и объединений, в которых занимаются дети и взрослые. Нерюнгринскийфутзальный клуб «Концентрат» неоднократно становился чемпионом России по футзалу.
Довольно насыщено информационное пространство Нерюнгринского района: выходят в свет 4 еженедельных общественно-массовых печатных издания, 2 рекламно-информационных журнала, 2 рекламных таблоида, создан Нерюнгринский филиал НВК «Саха», работают 3 радиостанции, выделено время для местного вещания на 4 федеральных телеканалах.
Социальная сфера района имеет многофункциональный характер. В социальную инфраструктуру входят муниципальные учреждения культуры, учреждения по работе с молодежью, физкультуре и спорту.
Уровень социальной сферы по большинству параметров приближен к государственным стандартам и нормам. Так, обеспеченность библиотеками составляет 78% от норматива, по учреждениям культуры соответственно 96%, по учреждению дополнительного образования обеспеченность местами составляет 161% от норматива. В числе основных проблем, осложняющих деятельность социальной сферы, стоит вопрос сохранения и укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений. Имеющихся бюджетных средств недостаточно не только на внедрение передовых технологий и совершенствование структуры управления, но и на осуществление мероприятий текущей деятельности.
Задача администрации муниципального образования - привести затраты бюджета на содержание и развитие социальной сферы в соответствие с потребностями и задачами, стоящими перед учреждениями социальной сферы.
Улучшаются демографические показатели муниципального образования. В течение последних лет происходит медленный естественный прирост населения. За счет роста рождаемости и снижения смертности населения, при сохранении тенденции миграции, численность населения района будет постепенно увеличиваться.
Численность пенсионеров в - 3,5 тыс. человек, количество жителей моложе трудоспособного возраста - 10,7 тыс. чел., что в общей сложности составляет 18,5% от общей численности населения. Коэффициент демографической нагрузки на 1 000 трудоспособных человек составляет 365 человек нетрудоспособных.
Решение проблем развития социальной сферы муниципального образования напрямую зависит от уровня экономического развития хозяйственного комплекса и создания администрацией благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Для более эффективного социально-экономического развития муниципального образования Нерюнгринский район необходим ряд мероприятий в том числе, стратегическое планирование, а впоследствии, исполнение и совершенствование программы социально-экономического развития муниципального образования Нерюнгринский район Республики Саха (Якутия).
2.2 Анализ социально-
Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Нерюнгринкий район на 2013-2016 годы была утверждена решением городского Совета депутатов Нерюнгринского района № 69-рс от 28 февраля 2012 года. Основная цель Комплексной программы совершенствование социально-экономического развития муниципального образования Нерюнгринский район: повышение благосостояния и качества жизни населения района, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
Приоритеты программы социально-экономического развития зависят, практически полностью, от коммерческого сектора экономики муниципального образования Нерюнгринский район:
-Развитие человеческого
потенциала и повышение
-Обеспечение условий
для экономического роста в
базовых отраслях экономики, создание
условий для новых видов
-Осуществление
- Воспроизводство знаний
и деловых установок
- Воспроизводство трудовых ресурсов МО;
- Воспроизводство биологических ресурсов МО и т.д.
Коммерческий сектор экономики |
||||
|
Экономическая подсистема |
Социальная подсистема |
||
|
|
|
||
Воспроизводство знаний и деловых установок (экономика МО) |
Воспроизводство трудовых ресурсов |
Воспроизводство биологических ресурсов | ||
|
|
| ||
система непрерывного переобучения и повышения квалификации |
культура, быт |
здравоохранение и отдых |
||
образование, наука |
подсистемы биосферы |
Рисунок 1 – Иерархическая модель территориальной организации хозяйственной жизни и социального-экономического развития муниципальных образований
Источник: составлено автором
На финансирование коммерческого сектора экономики и всех программных мероприятий муниципального образования в 2012 году было направлено 109,94 млн.рублей из бюджетов всех уровней (при плане на 2012 год 283,94 млн.рублей). По бюджету Нерюнгринского района план Комплексной программы выполнен на 25,8%.
Таблица 1 – Программа финансирования Нерюнгринского района
Источник финансирования программы |
План, млн.руб. |
Факт, млн.руб. |
% выполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бюджет Нерюнгринского района |
66,61 |
17,2 |
25,8 |
Бюджет Республики Саха (Я) |
191,53 |
83,0 |
43,3 |
Бюджет Российской Федерации |
25,79 |
9,78 |
37,9 |
Итого |
283,93 |
109,98 |
38,7 |