Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Объем –  209 стр.,  93  источника.

 

Ключевые слова: модель, общественность, гражданский заказ, информационная открытость,  государственно-общественное управление,  общественная экспертиза.

 

Объект исследования: отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.

Цель работы: комплексное исследование трансформации отношений системы образования и общества в новых экономических условиях, разработка модели взаимодействия образования и общества, обеспечивающую инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования. 

Задачи этапа «Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации. на всех уровнях управления образованием»:

  • разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования;
  • разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием;
  • обоснование основных направлений совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества;
  • разработка механизмов совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества;
  • разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью;
  • подготовка итогового отчета о НИР и публикаций по результатам второго этапа НИР.

 

Методологические  основы работы:

  1. деятельностный подход,
  2. институциональный подход,
  3. теория человеческого капитала,
  4. концепции гражданского общества,   ответственности и подотчетности (accountability),
  5. концепция «гражданского» (общественного) заказа»,
  6. теория (концепция) стейкхолдеров (stakeholder concept),
  7. теория сигналов,
  8. модель агентских отношений.

 

Методы работы:

  • метод системного анализа,
  • метод анализа документов и иных источников,
  • метод проблемно-ориентированного анализа,
  • метод экспертных оценок.

 

В ходе работы по проекту  на 2-м этапе получены следующие результаты:

  • разработана модель взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающая инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования;
  • разработаны рекомендации по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием;
  • обоснованы  основные направления совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества;
  • разработаны механизмы совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества,
  • разработана модель мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью,
  • подготовлен итоговый отчет о НИР и публикаций по результатам второго этапа НИР.

 

 По итогам  выполнения работ подготовлены  следующие документы:

Описание модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Рекомендации  по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью  для всех уровней управления образованием.

Аналитическая записка, содержащая характеристику  и обоснование основных направлений  и механизмов совершенствования  государственной политики  в сфере  взаимодействия системы образования  и общества, характеристику  и  обоснование основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества (2 раздела).

Модель мониторинга  ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

Итоговый отчет  и публикации по результатам 2 этапа НИР.

 

Использование результатов работ.

 Результаты  работ использованы:

- для подготовки  предложений Правительству РФ  по обновлению стратегии  долгосрочного  развития (2020) в рамках работы  экспертной группы «Новая школа»;

  • для разработки  предложений по изменениям и дополнениям в законопроект «Об образовании в Российской Федерации».

 

Перспективы использования результатов работ:

Результаты работ будут  использованы в образовательном  процессе:

учреждений высшего  и дополнительного профессионального образования (магистерские программы, программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

подготовки представителей общественности – членов органов  государственно-общественного управления, общественных экспертных советов и комиссий,  некоммерческих организаций, оказывающих поддержку системе образования.

 Формами использования  результатов выступят:

  • разработка  учебных программ, курсов лекций, учебно-методических комплексов;
  • чтение лекций, проведение семинаров.

Результаты работ будут использованы в социальной сфере:

- в деятельности  органов  законодательной и исполнительной  власти федерального уровня, субъектов  РФ, органов местного самоуправления  по нормативному регулированию  гражданского контроля доступности  и качества образования,  участия общественности в управлении образованием;

- в деятельности  органов  управления образованием и образовательных  учреждений по совершенствованию  системы взаимодействия с общественностью,

- в практике органов  государственно-общественного управления, институтов  общественной экспертизы в образовании, некоммерческих организаций.

 

Экономическая эффективность (значимость) работы:  внедрение результатов будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности образования и снижению рисков вложений в образовательную сферу, обеспечению большей прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления в системе образования, повышению эффективности использования бюджетных средств, снижению уровня коррупции в сфере образования.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

КПМО – комплексные  проекты модернизации

НСОТ – новая система  оплаты труда

ОСОКО – общероссийская система оценки качества образования

ЕГЭ – единый государственный  экзамен

ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»

НПО – начальное профессиональное образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

9

Основная часть

Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием

 

15

 

1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.

 

15

2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.

 

86

3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества.

135

4.  Разработка механизмов совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества.

139

5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

 

144

6. Копии статей.

162

Заключение

191

   

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее десятилетие  в российском обществе утверждаются  представления о качественном образовании  как необходимом условии повышении  качества жизни граждан и роста  экономического потенциала государства [83],[85].

При этом проводимая в  стране модернизация системы образования, прежде всего, внедрение новой экономической  модели функционирования системы образования (формирование квази-рыночных отношений, предполагающих  конкуренцию образовательных учреждений за потребителя, расширение сферы дополнительных образовательных услуг) вызывает трансформацию отношений государства и общества в сфере образования.

В обществе возникают опасения в  отношении гарантий доступности  качественных образовательных услуг, роста коррупции в сфере образования, усиливается недоверие к целому ряду реализуемых в стране направлений реформы образования.

Одновременно отмечается тенденция  роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске  оптимальных  форм получения качественного образования, включая альтернативные формы.

В свою очередь государство стремится  преодолеть традиционную ведомственную  закрытость системы образования, создать  условия для построения отношений  диалога и партнерства с обществом  в вопросах функционирования и развития образования. 

«Концепция  долгосрочного  социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» рассматривает в качестве приоритетной задачи формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации [25].

 «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (от 17 ноября 2008г. № 1663-р) определяют, что «…важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства», «…будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)» [84].

Проводимые в РФ административная реформа и реформа бюджетного сектора направлены на повышение ответственности органов исполнительной власти  и учреждений за результаты деятельности повышение качества государственных и муниципальных услуг. Это одна из приоритетных задач бюджетной политики, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах [12].

Данная задача крайне актуальна для органов, осуществляющих управление в системе образования  и образовательных учреждений. В  соответствии с Указами Президента в качестве важного показателя при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти, эффективности бюджетных расходов в сфере образования используется показатель «удовлетворенность населения качеством оказываемых услуг» [73],[74].

Для практической реализации указанных приоритетов  сегодня  как никогда востребована научно обоснованная модель взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение коррупции.

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный