Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.
Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.
6. Копии статей.
Заключение
Проведенный на первом этапе исследования анализ актуальной ситуации в сфере взаимодействия государства и общества в сфере образования позволил раскрыть содержание актуального общественного заказа образованию, действующие механизмы согласования потребностей его адресантов и адресатов, взаимные ожиданий и установки производителей и потребителей образовательных услуг, выявил основные проблемы построения эффективных отношений системы образования и общества, обусловливающих их факторов.
Таким образом была сформирована эмпирическая основа для определения подходов к разработке модели взаимодействия государства и общества в сфере образования и основных требований к ее содержанию, в т.ч. определены следующие основные направления взаимодействия государства и общества:
выявление, оформление гражданского заказа к образованию, согласование гражданского заказа с государственным заказом,
участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования,
реализация принципа
государственно-общественного
удовлетворение информационных потребностей общества, формирование общественного мнения о ситуации в образовании,
участие общества в оценке качества образования, общественный контроль в системе образования,
взаимодействие государства и общества в вопросах обеспечения гарантий доступности качественного образования,
стимулирование и поддержка общественных объединений, сфокусированных на задачах поддержки (развития) образования, обеспечения качества образования, саморегулирования в системе образования («сектор гражданского общества в сфере образования»),
партнерство системы образования и общества в образовании и социализации детей и подростков.
Одновременно проведенный теоретический анализ проблемы взаимодействия системы образования и общества, опирающийся на изучение трудов отечественных и зарубежных авторов, позволил сформулировать основные требования к данной модели.
Такая модель должна:
- органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;
- соответствовать в
части организационных форм и
процедур взаимодействия с
- представлять собой не окончательную детализированную организационно-функциональную схему взаимодействия системы образования с общественностью, а задавать и описывать научно обоснованные: единые принципы проектирования организационно-правовых форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, ключевые организационные характеристики и типизацию структурно-функционального состава вариативных организационных форм такого взаимодействия, организационные условия и адекватные им технологии проектирования и внедрения на основе обобщенной модели вариативных форм взаимодействия системы образования с общественностью на всех уровнях управления образованием.
Необходимым требованием к разработке модели является обеспечение ее практико-ориентированного характера. Разработанная модель выступает основой для определения и обоснования основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
Наконец, в современной
системе государственного управления,
ориентированного на результат, практическая
реализация модели и комплекса мер
по совершенствованию
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, АДЕКВАТНОЙ ЗАДАЧАМ МОДЕРНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НА ВСЕХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
1.1. Теоретические подходы
к разработке модели
Актуальность взаимодействия системы образования с общественностью обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева [34]. Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования потребовали расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества. Указанные направления рассматривались как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий, включая последние наиболее концептуальные:
- Концепция модернизации российского образования до 2010 г.;
- Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;
- Федеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг.).
В 2004-2006 гг. Министерство образования и науки РФ санкционировало проведение эксперимента по апробации новой эффективной формы участия представителей общества в управлении общеобразовательным учреждением – управляющего совета. В 2007-2009 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 31 субъекте РФ реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования (РКПМО), в которых было предусмотрено расширение общественного участия в управлении образованием и в оценке его качества. Реализация этих проектов наглядно и убедительно продемонстрировала значимость государственно-общественного взаимодействия в управлении, в контроле и в оценке качества образования, в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.
Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и в контроле качества образования продолжает оставаться одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу в числе основных направлений деятельности Правительства РФ1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая образовательное учреждение» предусматривает обеспечение открытости школьного управления[42].
Исследованию процессов взаимодействия системы образования и общества посвящены работы таких зарубежных авторов, как Дж. Ст. Милль, Д. Дьюи, Д. Конант, Р. Вестбрук, Э. Гутман, Э. Энтвистл, Т. Найт, А. Нейл и др. Это свидетельствует о том, что задача развития общественного участия в развитии образования является актуальной не только для России, но и входит в мировую проблематику развития образования, носит глобальный характер.
Имеются многочисленные научные исследования, посвященные различным аспектам взаимодействия государства и общества в сфере образования.
Вопросам взаимосвязи
и взаимозависимости
В работах отечественных авторов по инновационному менеджменту в образовании и теории управления развитием образования, таких как А.М. Моисеев, А.А. Пинский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М Ушаков, Т.И. Шамова и др. глубоко исследованы вопросы реализации принципа государственно-общественного управления образованием.
Организационные формы
и процессы привлечения общественности
к управлению и к оценке качества
в образовательных учреждениях
исследовались в работах А.И. А
Различные аспекты
взаимодействия органов
Исследования, посвященные вопросам взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающего инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, имеют в настоящее время достаточно широкую не только зарубежную, но и отечественную эмпирическую базу, к которой можно отнести, в частности, результаты проектов, реализованных в различных регионах России: мегапроекта «Развитие образования в России» 1999-2003 гг., ряда российско-британских проектов и федеральных проектов в рамках Федеральной программы развития образования 2005-2010 гг., федерального эксперимента по апробации школьных управляющих советов 2004-2006 г., региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках ПНПО 2006-2009 гг.
Благодаря этому накоплен
определенный потенциал научных
идей, проведены теоретические
Это позволяет поставить задачу разработки научно обоснованной модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Такая модель должна:
- органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;
- соответствовать в
части организационных форм и
процедур взаимодействия с
- представлять собой
не окончательную
Модель организации взаимодействия должна предоставлять необходимые организационные формы взаимодействия системы образования с общественностью для решения определенных целей и задач в определенной области взаимодействия. Последнее составляет содержательную сторону, содержание взаимодействия. Безусловно, содержание взаимодействия определяет его организационные формы. Поэтому модель взаимодействия системы образования с обществом должна содержать в обобщенном виде все возможные и необходимые для решения всех поставленных задач взаимодействия организационные формы. Такая модель, как обобщенный проект организации форм взаимодействия, своим содержанием имеет только формы организации, многообразие которых определяется многообразием целей и содержания взаимодействия. В таком виде обобщенная модель организации, как обобщенная модель, безотносительна к содержанию взаимодействия в том смысле, что содержит в себе все необходимые организационные решения взаимодействия под все изначально определенный перечень целей и задач взаимодействия. Следовательно, такая обобщенная модель должна представлять собой некий «конструктор», из элементов которого можно сформировать проект организации взаимодействия системы образования с обществом под определенные цели и задачи и тем самым наполнить организационную форму, взятую из модели или проектируемую на ее основе, требуемым содержанием взаимодействия.