Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Проведенный на первом этапе  исследования анализ актуальной ситуации в сфере взаимодействия государства  и общества в сфере образования  позволил раскрыть содержание актуального  общественного заказа образованию, действующие механизмы согласования потребностей его адресантов и адресатов, взаимные ожиданий и установки производителей и потребителей образовательных услуг, выявил основные проблемы построения эффективных отношений системы образования и общества, обусловливающих их факторов.

Таким образом была сформирована эмпирическая основа для определения  подходов к разработке модели взаимодействия государства и общества в сфере  образования и основных требований к ее содержанию, в т.ч. определены следующие основные направления взаимодействия государства и общества:

выявление, оформление гражданского заказа к образованию,  согласование гражданского заказа с  государственным заказом,

участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования,

реализация принципа государственно-общественного управления образованием,

удовлетворение информационных потребностей общества, формирование общественного мнения о ситуации в образовании,

участие общества в оценке качества образования, общественный контроль в системе образования,

взаимодействие государства  и общества в вопросах обеспечения  гарантий доступности качественного  образования,

стимулирование и поддержка  общественных объединений, сфокусированных  на задачах поддержки (развития) образования, обеспечения качества образования,  саморегулирования в системе образования («сектор гражданского общества в сфере образования»),

партнерство системы  образования и общества в образовании  и социализации детей и подростков.

Одновременно проведенный  теоретический анализ проблемы взаимодействия системы образования и общества, опирающийся на изучение трудов отечественных и зарубежных авторов, позволил сформулировать основные требования к данной модели.

 Такая модель должна:

-  органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;

- соответствовать в  части организационных форм и  процедур взаимодействия с общественностью  существующему законодательству  и иным нормативным правовым  актам и их прогнозируемым изменениям и развитию в этой области правового регулирования;

- представлять собой не окончательную детализированную организационно-функциональную схему взаимодействия системы образования с общественностью, а задавать и описывать научно обоснованные: единые принципы проектирования организационно-правовых форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, ключевые организационные характеристики и типизацию структурно-функционального состава вариативных организационных форм такого взаимодействия, организационные условия и адекватные им технологии проектирования и внедрения на основе обобщенной модели вариативных форм взаимодействия системы образования с общественностью на всех уровнях управления образованием.

Необходимым  требованием к разработке модели   является обеспечение  ее практико-ориентированного характера. Разработанная модель выступает основой для определения и обоснования основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества.

Наконец, в современной  системе государственного управления, ориентированного на результат, практическая реализация модели и комплекса мер  по совершенствованию государственной  политики  в сфере взаимодействия системы образования и общества не может осуществляться без  проведения систематического мониторинга ситуации. Это предполагает разработку модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия государства и общества в сфере образования. 

Выполнение комплекса  заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов  в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.

В свою очередь их практическое использование  будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования. 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ  С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, АДЕКВАТНОЙ ЗАДАЧАМ МОДЕРНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НА ВСЕХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

1.   Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.

 

1.1. Теоретические подходы  к разработке модели взаимодействия  системы образования с общественностью,  обеспечивающей инновационный характер  развития образования, удовлетворенность  населения качеством образовательных  услуг.

 

Актуальность взаимодействия системы образования с общественностью обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева [34]. Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования потребовали расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества. Указанные направления рассматривались как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий, включая последние наиболее концептуальные:

-  Концепция модернизации российского образования до 2010 г.;

-  Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;

-  Федеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг.).

В 2004-2006 гг. Министерство образования и науки РФ санкционировало  проведение  эксперимента по апробации  новой эффективной формы участия представителей общества в управлении общеобразовательным учреждением – управляющего совета. В 2007-2009 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 31 субъекте РФ реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования (РКПМО), в которых было предусмотрено расширение общественного участия в управлении образованием и в оценке его качества. Реализация этих проектов наглядно и убедительно продемонстрировала значимость государственно-общественного взаимодействия в управлении, в контроле и в оценке качества образования, в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.

Развитие общественного  участия в формировании образовательной  политики, в управлении и в контроле качества образования продолжает оставаться одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу в числе основных направлений деятельности Правительства РФ1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая образовательное учреждение» предусматривает обеспечение открытости школьного управления[42].

 

Исследованию процессов  взаимодействия системы образования  и общества посвящены работы таких  зарубежных авторов, как  Дж. Ст. Милль, Д. Дьюи, Д. Конант, Р. Вестбрук, Э. Гутман, Э. Энтвистл, Т. Найт, А. Нейл и др. Это  свидетельствует о том, что задача развития общественного участия в развитии образования является актуальной не только для России, но и входит в мировую проблематику развития образования, носит глобальный характер. 

Имеются многочисленные научные исследования, посвященные  различным аспектам взаимодействия государства и общества в сфере образования.

Вопросам взаимосвязи  и взаимозависимости демократического государственного устройства и развития национальных систем образования посвящены  работы таких авторов, как Б. Барбер, Д. Конант, Р. Вестбург. Взаимосвязи и взаимообусловленность демократического образования и демократизации управления образованием исследовали Дж. Дьюи, С. Френе, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, А.Н. Тубельский многие др.

В работах отечественных  авторов по инновационному менеджменту в образовании и теории управления развитием образования, таких как А.М. Моисеев, А.А. Пинский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М Ушаков, Т.И. Шамова и др. глубоко исследованы вопросы реализации принципа государственно-общественного управления образованием.

Организационные формы  и процессы привлечения общественности к управлению и к оценке качества в образовательных учреждениях  исследовались в работах А.И. Адамского, Н.В. Акинфиевой, О.Ю. Валетовой, В.И. Гусарова, В.К. Бацына, В.И. Бочкарёва, С.Г. Косарецкого, А.М. Моисеева, Т.Г. Новиковой, Е.В. Переславцева, А.А. Пинского, А.С. Прутченкова, А.М. Цирульникова.

 Различные аспекты  взаимодействия органов управления  образованием регионального и  муниципального уровней с общественностью  исследованы в работах С.Г. Алексеева, Г.А. Белинского, Т.Ч. Будаевой, А.Ф. Гузаировой, Н.В Мальковец, Н.Д. Попова, Т.В. Саенко, С.Д. Сергеева, Т.А. Степановой, на уровне образовательного учреждения  - В.И. Бочкарева, Н.Ф. Дика, А.К. Каменского, А.И. Кузнецова, В.Ю. Коровкина, Л.А. Мокрецовой, М.Н. Недвецкой, Н.В. Политкутиной, О.С. Скорохода и др.

Исследования, посвященные  вопросам взаимодействия системы образования  с общественностью, обеспечивающего  инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, имеют в настоящее время достаточно широкую не только зарубежную, но и отечественную эмпирическую базу, к которой можно отнести, в частности, результаты проектов, реализованных в различных регионах России: мегапроекта «Развитие образования в России» 1999-2003 гг., ряда российско-британских проектов и федеральных проектов в рамках Федеральной программы развития образования 2005-2010 гг., федерального эксперимента по апробации школьных управляющих советов 2004-2006 г., региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках ПНПО 2006-2009 гг.

Благодаря этому накоплен определенный потенциал научных  идей, проведены теоретические исследования, разработаны и апробированы разнообразные  методические рекомендации по созданию организационных форм, процедур и регламентов взаимодействия территориальных (региональных и муниципальных) систем образования, образовательных учреждений с общественностью.

Это позволяет поставить  задачу разработки научно обоснованной модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Такая модель должна:

-  органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;

- соответствовать в  части организационных форм и  процедур взаимодействия с общественностью  существующему законодательству  и иным нормативным правовым  актам и их прогнозируемым  изменениям и развитию в этой области правового регулирования;

- представлять собой  не окончательную детализированную  организационно-функциональную схему  взаимодействия системы образования  с общественностью, а задавать  и описывать научно обоснованные: единые принципы проектирования организационно-правовых форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, ключевые организационные характеристики и типизацию структурно-функционального состава вариативных организационных форм такого взаимодействия, организационные условия и адекватные им технологии проектирования и внедрения на основе обобщенной модели вариативных форм взаимодействия системы образования с общественностью на всех уровнях управления образованием.

Модель организации  взаимодействия должна предоставлять необходимые организационные формы взаимодействия системы образования с общественностью для решения определенных целей и задач в определенной области взаимодействия. Последнее составляет содержательную сторону, содержание взаимодействия. Безусловно, содержание взаимодействия определяет его организационные формы. Поэтому модель взаимодействия системы образования с обществом должна содержать в обобщенном виде все возможные и необходимые для решения всех поставленных задач взаимодействия организационные формы. Такая модель, как обобщенный проект организации форм взаимодействия, своим содержанием имеет только формы организации, многообразие которых определяется многообразием целей и содержания взаимодействия. В таком виде обобщенная модель организации, как обобщенная модель, безотносительна к содержанию взаимодействия в том смысле, что содержит в себе все необходимые организационные решения взаимодействия под все изначально определенный перечень целей и задач взаимодействия. Следовательно, такая обобщенная модель должна представлять собой некий «конструктор», из элементов которого можно сформировать проект организации взаимодействия системы образования с обществом под определенные цели и задачи и тем самым наполнить организационную форму, взятую из модели или проектируемую на ее основе, требуемым содержанием взаимодействия. 

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный