Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Второй вариант –  это создание по инициативе органа государственно-общественного управления с участием общественности «классической» системы школьного самоуправления и самоорганизации, например, сочетанием организационной модели В.И. Бочкарева (самоуправление участников образовательного процесса) и модели попечительства (открытой для граждан и гражданских объединений, представителей частного экономического сектора, заинтересованных в развитии образовательного учреждения и образования) [10].

Возможно одновременное  использование предложенных вариантов  организационных решений в отношении  различных групп и категорий  общественности и создаваемых органов  общественного самоуправления.

Для создания и функционирования вариантов систем государственно-общественного управления в образовательном учреждении необходимо обеспечение следующих организационных и иных условий:

1. Нормативно-правовое  обеспечение организационных форм  государственно-общественного управления  на уровне нормативных правовых актов органа местного самоуправления, на уровне устава и иных локальных правовых актов образовательного учреждения (положение об органе государственно-общественного управления, органах и формах самоуправления, регламенты деятельности и взаимодействия всех подсистем системы школьного государственно-общественного управления), а также целесообразна нормативно-правовая регламентация на региональном уровне, совершенствование федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.

2. Организация форм и процедур:

-  внешней государственно-общественной оценки, контроля и мониторинга деятельности школьных систем государственно-общественного управления;

-  формирования состава органа государственно-общественного управления с участием широкой общественности, коллектива работников учреждения и учредителя;

-  санкций учредителя в отношении органа государственно-общественного управления в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих функций и обязанностей.

3. Информационная открытость  и публичная отчетность систем государственно-общественного управления и образовательных учреждений.

4. Научно-методическое  сопровождение проектирования, создания, организации деятельности и развития  систем государственно-общественного  управления.

5. Система образовательных программ и их реализация в системе повышения квалификации работников образования, дополнительного образования детей и подготовки и просвещения, а также консультирования представителей общественности.

Адекватная содержанию интегральной модели технология проектирования и перехода от базовой концептуальной модели к различным конкретным вариантам и модификациям, сохраняющим качества этой интегральной модели, представляет собой сочетание взаимодополняющих методов:

-  метода аналогий, в соответствии с которым и сформулирована интегральная модель и который состоит в проектировании организационных форм систем государственно-общественного управления путем выбора вариантов из типовых наборов обобщенных организационных решений структурно-функционального состава в соответствии с принципами их типизации, сообразуясь с условиями и возможностями конкретного образовательного учреждения;

- экспертного метода, позволяющего сохранить в проектируемой  системе инвариантный принцип системного подхода (позволяющего гармоничным и непротиворечивым образом достроить системы школьного государственного управления и общественного самоуправления системой государственно-общественного управления, в которой каждая является открытой и взаимодействующей с другими подсистемой, дополненной новыми системными качествами), определить ограниченный набор наиболее приемлемых проектных вариантов структурно-функционального состава в соответствии с принципами их типизации при сохранении ключевых характеристик, определяющих качества системы управления как системы государственно-общественного управления, с учетом условий конкретного образовательного учреждения.

Вышеуказанные методы применяются  в сочетании с совместной проектной  деятельностью экспертов с администрацией образовательного учреждения, представителями учредителя и с представителями всех групп общественности (как потенциальными участниками государственно-общественного управления) по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений (предварительно отобранных и сформулированных экспертами) для конкретного учреждения.

 

1.3.2.2. Реализация принципа  государственно-общественного управления  в системе образования на муниципальном  уровне.

Соблюдая принцип системности из предложенной интегральной модели, мы должны сделать вывод, что образовательное учреждение, как подсистема сети учреждений муниципального образования логически требует сопряжения своей системы государственно-общественного управления с муниципальным уровнем управления – «вертикальной» интеграции.

Действительно, если стратегия развития образовательных учреждений разрабатывается и принимается системами государственно-общественного управления школ, то стратегия развития муниципальной системы образования требует организационных механизмов ее согласования с субъектами государственно-общественного управления на уровне учреждений. Это требует создания на муниципальном уровне управления собственной подсистемы государственно-общественного управления.

Воспользуемся принципами, содержащимися в интегральной модели, для определения вариантов структурно-функционального состава органа государственно-общественного управления на муниципальном уровне.

Организационно, это должен быть коллегиальный орган, сформированный представительством в нем органа местного самоуправления и общественности. С той особенностью, которая определяется специфическими условиями его организации и формирования.  Представители общественности могут быть включены в его состав по следующим критериям:

-  как представители школьных органов государственно-общественного управления;

-  как представители частного бизнеса и гражданских объединений, а также как граждане, заинтересованные в развитии муниципальной системы образования.

Принципы сочетания централизации и децентрализации функций и компетенции, баланса распределения полномочий между вновь создаваемым органом и административным управлением образованием на муниципальном уровне позволяют определить основные функции, права, обязанности и ответственность коллегиального органа государственно-общественного управления.

Теоретически возможно, но пока трудно реализуемым на практике будет вариант формирования сферы исключительной компетенции такого органа на муниципальном уровне. Здесь придется выбирать варианты из интегральной модели формирования совместной компетенции по процедурам согласования государственно-общественным органом решений по некоторым важным вопросам функционирования и развития муниципальной системы образования.

В частности, к совместной компетенции органа управления образованием и государственно-общественного коллегиального органа можно отнести согласование последним программы развития и публичного доклада (отчета) о состоянии и перспективах развития муниципальной системы образования. Таким образом, такой орган получает функции управления: совместного стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития муниципальной системы образования.

Ответственность органа государственно-общественного управления формируется системой норм, правил и процедур, закрепленных в нормативных  правовых актах органа местного самоуправления, позволяющих в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих функций и обязанностей принять решение о предупреждении, а затем и о роспуске данного состава коллегиального органа и о формировании его нового состава по установленным процедурам. 

Для организации своей  деятельности по реализации закрепленных за ним функций и полномочий коллегиальный орган государственно-общественного управления должен иметь структуру организации внутреннего разделения своей управленческой деятельности. Такая структура представляет собой организацию комиссий – коллегиальных структурных подразделений, выполняющих делегированные им функции в областях:

-  стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития;

-  общественного наблюдения финансового и иного ресурсного обеспечения реализации программы развития системы образования;

-  общественного контроля условий реализации образовательного процесса учреждениях муниципальной сети;

-  оценки качества результатов и условий образовательного процесса;

-  мотивации руководителей на реализацию стратегии развития муниципальной системы образования;

-   координации взаимодействия с общественным самоуправлением и самоорганизацией;

-  публичной отчетности муниципального органа управления образованием.

Прямые и обратные связи системы государственно-общественного  управления муниципального уровня формируются:

-  преобразованием структурных подразделений органа государственно-общественного управления (комиссий) в открытые для организационного включения в них представителей общественности, органов школьного государственно-общественного управления и самоуправления (прямые и обратные связи по функциональному принципу);

-  взаимодействием с системой форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса и другой общественности (прямые и обратные связи по представительскому принципу);

-  развитием форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации на муниципальном уровне;

-  созданием новых форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации на муниципальном уровне.

Для создания и функционирования систем государственно-общественного управления на муниципальном уровне необходимо обеспечение следующих организационных и иных условий:

1. Нормативно-правовое  обеспечение организационных форм  государственно-общественного управления  на уровне нормативных правовых актов органа местного самоуправления, а также целесообразна нормативно-правовая регламентация на региональном уровне, совершенствование федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.

2. Организация форм  и процедур:

-  государственно-общественной оценки, контроля и мониторинга деятельности систем государственно-общественного управления в учреждениях;

-  формирования состава органа государственно-общественного управления с участием широкой общественности, представителей муниципальных образовательных  учреждений и их учредителя;

-  санкций в отношении органа государственно-общественного управления в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих функций и обязанностей.

3. Информационная открытость  и публичная отчетность.

4. Научно-методическое  сопровождение проектирования, создания, организации деятельности и развития  систем государственно-общественного  управления.

5. Система образовательных  программ и их реализация в  системе повышения квалификации  работников образования, дополнительного образования детей и подготовки и просвещения, а также консультирования представителей общественности.

Методы предложенной выше технологии проектирования реализации принципа государственно-общественного управления на уровне учреждения остаются адекватными на муниципальном уровне.

 

1.3.2.3. О реализации  принципа государственно-общественного  управления в системе образования  на региональном и федеральном  уровнях.

 

Широкого разнообразия организационных форм взаимодействия с общественностью в области управления образованием на региональном и федеральном уровнях отечественная практика в системе образования до настоящего времени не представила.

Наиболее распространенной формой привлечения общественности к управлению на этих уровнях остается организационная форма общественного совета при региональных органах управления образованием по аналогии с общественным советом Министерства образования и науки РФ.

Такой общественный совет  представляет собой коллегиального советника для руководителя органа управления по наиболее важным вопросам состояния и развития региональной системы образования. Как правило, такой общественный совет не имеет сформированных связей с созданными на муниципальном и локальном (образовательное учреждение) уровнях органами, реализующими принцип государственно-общественного управления в образовании.

Другим организационным  решением на региональном уровне, еще  не имеющим широкого распространения, является государственно-общественный совет по образованию или по развитию образования, формируемый на основаниях специального закона субъекта РФ «О государственно-общественном управлении» органом государственной власти в регионе. Первым регионом, реализовавшим такое организационное решение был в 2006 году Ханты-Мансийский АО. Его примеру последовали Республика Якутия-Саха, Пензенская и некоторые другие области [31].

Особенностью данного  организационного решения является включение в его состав представителей муниципальных советов по образованию, что обеспечивает для такого государственно-общественного органа прямые и обратные связи с аналогичными органами муниципального уровня. С другой стороны в его состав организационно включены представители исполнительной и законодательной власти региона, а также представители органа управления образованием.

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный