Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

4) предоставление юридическим лицам,  оказывающим социально ориентированным  некоммерческим организациям материальную  поддержку, льгот по уплате  налогов и сборов в соответствии  с законодательством о налогах и сборах.

Этим же законом внесены дополнения в №131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пункт 25 части 1 статьи 15, пункт 33 части 1 статьи 16: «оказание поддержки социально  ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству».

В рамках предложенной концептуальной модели организации взаимодействия системы образования и общественности на местном уровне субъектами взаимодействия, социального партнерства являются:

- органы местного самоуправления,

- орган управления  образованием на муниципальном  уровне,

- сеть муниципальных  образовательных учреждений,

- социально ориентированные  некоммерческие организации и  местные общественные объединения,

- хозяйственные общества и объединения работодателей.

Взаимодействие в муниципальной  системе образования независимо от целей и содержания может принимать  следующие варианты организационных форм:

1)  создание объединения  юридических лиц в организационно-правовой  форме (ассоциация, союз) юридического лица;

2) создание объединения  юридических лиц без образования  зарегистрированной организационно-правовой  формы юридического лица в  порядке заключения гражданско-правового  договора простого товарищества (о совместной деятельности);

3) взаимодействие и совместная деятельность на основании различных гражданско-правовых договоров между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами

4) выполнение муниципальных  заказов в сфере образования  социально ориентированными некоммерческими организациями и местными общественными объединениями.

 

1.3.3.3. О моделировании  взаимодействия региональной системы  образования с общественностью.

 

Взаимодействие системы  образования с обществом на региональном уровне также организуется в форме  социального партнерства органов государственной власти, органа управления образованием субъекта РФ с гражданским обществом и работодателями, их объединениями.

Субъектами социального  партнерства в сфере образования  на региональном уровне являются:

- органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ,

- орган управления  образованием субъекта РФ,

- сеть государственных  образовательных учреждений,

- социально ориентированные  некоммерческие организации и  региональные  общественные объединения,

- хозяйственные общества и объединения работодателей региона.

Взаимодействие в региональной системе образования независимо от целей и содержания может принимать  следующие варианты организационных форм:

1)  создание объединения  юридических лиц в организационно-правовой форме (ассоциация, союз) юридического лица;

2) создание объединения  юридических лиц без образования  зарегистрированной организационно-правовой  формы юридического лица в  порядке заключения гражданско-правового  договора простого товарищества (о совместной деятельности);

3) взаимодействие и  совместная деятельность на основании  различных гражданско-правовых договоров  между юридическими лицами, а  также между юридическими лицами  и гражданами

4) выполнение государственных  заказов в сфере образования  социально ориентированными некоммерческими организациями и региональными общественными объединениями

5) создание государственно-общественных  объединений в сфере образования.

 

Нормативные правовые основания  создания и развития системы социального  партнерства на региональном уровне также задает Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ от 05.04.2010 г. Этим законом некоммерческие организации, действующее в сфере образования, признаются социально ориентированными и получают право на поддержку со стороны органов государственной власти субъекта РФ в указанных выше формах.

Полномочия органов  государственной власти субъектов  РФ по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в том числе, действующих в сфере образования:

1) участие в осуществлении  государственной политики в области  поддержки социально ориентированных  некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация  региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) содействие развитию  межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) пропаганда и популяризация  деятельности социально ориентированных  некоммерческих организаций за  счет бюджетных ассигнований  бюджетов субъектов РФ на соответствующий  год;

6) содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных  показателей деятельности социально  ориентированных некоммерческих  организаций, оценка эффективности  мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах РФ, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение  органов местного самоуправления  и оказание им содействия в  разработке и реализации мер  по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

Этим законом внесен дополнительный подпункт 9.1 в пункт 2 статьи 26.3 №184-ФЗ "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следующего содержания:

"9.1) поддержки социально  ориентированных некоммерческих  организаций, благотворительной  деятельности и добровольчества,  организации и осуществления  региональных и межмуниципальных  программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества".

    

Обозначенные выше подходы  к методологии разработки концептуальной модели взаимодействия государства, местного самоуправления с обществом в сфере образования позволяют представить обобщенную блок-схему организационных форм взаимодействия системы образования с общественностью по уровням управления образованием (рис. 1).

 

Система государственно-общественного  взаимодействия на региональном уровне

Государственно-общественное управление образованием на региональном уровне

Социальное партнерство  в сфере образования в субъекте РФ

Система государственно-общественного  взаимодействия на муниципальном уровне

Государственно-общественный характер управления образованием на муниципальном уровне

Социальное партнерство  в сфере образования в местном  сообществе

Система государственно-общественного  взаимодействия на уровне образовательного учреждения (локальный уровень)

Государственно-общественное управление образовательным учреждением

Организационные формы  взаимодействия и совместной деятельности образовательного учреждения с гражданами и гражданскими объединениями (некоммерческими  организациями и общественными  объединениями)


 

Рис. 1.   Блок-схема  концептуальной интегральной модели государственно-общественного взаимодействия в сфере образования.

 

Предлагаемая интегральная модель как концептуальный проект синтезирует  все многообразие апробированных и  потенциальных организационных форм взаимодействия государства, местного самоуправления, образовательных учреждений с обществом в сфере образования.

Вариативные системы  государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, разработанные  на основе их интегральной модели, с  одной стороны, представляют собой относительно целостные и самостоятельные организационные формы взаимодействия, с другой стороны, они представляют собой органичные фрагменты, подсистемы целостной системы государственно-общественного взаимодействия, которая в своем завершенном виде является полностью реализованным организационным проектом, изначально содержащимся в предложенной интегральной модели.

Проектирование, внедрение  и развитие вариативных систем государственно-общественного  взаимодействия в сфере образования  на основе их интегральной модели обеспечивает управляемое поэтапное развитие, дополнение и расширение организационных форм и процедур общественного участия в управлении образованием, в оценке его качества, в дополнительном ресурсном его обеспечении, извлекаемых из интегральной модели, как проекта, с учетом местных условий образовательных учреждений и территориальных (региональных и муниципальных) систем образования.

Предлагаемая модель государственно-общественного взаимодействия в сфере образования предоставляет  возможности проектирования на единой концептуальной основе организационных решений для основных направлений взаимодействия системы образования с общественностью, которые, как отмечено выше, не только теоретически определены, но и получают в последнее время свое воплощение в программных, концептуальных, нормативно-правовых документах государства, а также реализуются в расширяющейся практике государственно-общественного взаимодействия в сфере образования. К основным направлениям содержания такого взаимодействия мы ранее отнесли следующие:

-  участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования;

    • участие общества в оценке качества образования;
    • реализация принципа государственно-общественного управления образованием;
    • формирование и предъявление системе образования гражданского заказа к образованию;
    • удовлетворение информационных потребностей общества, формирование общественного мнения о ситуации в образовании;
    • взаимодействие государства и общества в вопросах обеспечения гарантий доступности качественного образования;
    • стимулирование и поддержка общественных объединений, сфокусированных на задачах поддержки (развития) образования, обеспечения качества образования,  саморегулирования в системе образования («сектор гражданского общества в сфере образования»);
    • партнерство системы образования и общества в образовании и социализации детей и подростков.

Во второй части работы представлены рекомендации по использованию  рассмотренных форм организации взаимодействия системы образования с обществом в указанных направлениях, что позволит обеспечить инновационный характер развития образования, рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.

 

2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.

 

2.1. Общие подходы к  реализации модели взаимодействия  системы образования с общественностью  для всех уровней управления  образованием.

Представленная в предыдущей главе  обобщенная концептуальная модель организационных форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования позволяет проектировать на единой концептуальной основе организационные решения привлечения общественности к взаимодействию с системой образования в целях обеспечения инновационного характера развития образования и роста удовлетворенности населения качеством образовательных услуг. Модель позволяет использовать как апробированные и вошедшие в широкую практику формы организации такого взаимодействия, так и инновационные, выстраивая их организационно в единую становящуюся и развивающуюся систему государственно-общественного взаимодействия в сфере образования. Основные направления (цели и содержание) взаимодействия системы образования с общественностью мы определили следующие:

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный