Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.
Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.
6. Копии статей.
Заключение
Полномочия таких органов, определенные законодательно на региональном уровне, не выходят за рамки совещательных и рекомендательных полномочий. Но адресатами таких рекомендаций и заключений, в отличие от общественных советов при органах управления образованием, являются органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ.
Организационное проектирование такого рода органов привлечения общественности к взаимодействию в наиболее важных и существенных вопросах управления образованием также может быть основано на предлагаемой концептуальной модели государственно-общественного управления образованием.
Предложенная интегральная модель позволяет теоретически проектировать и другие разнообразные формы взаимодействия с общественностью в сфере управления образованием, но практическая их реализации в настоящее время маловероятна по причинам невостребованности их как органами власти и органами управления образованием, так и обществом в регионах и на федеральном уровне.
1.3.3. Модель организации взаимодействия государственных (муниципальных) подсистем системы образования с ее общественной подсистемой.
Модель организации взаимодействия государственных (муниципальных) подсистем системы образования с ее общественной подсистемой представляет собой разнообразные известные организационные формы социального и частно-государственного партнерства в системе образования, разработанные и реализованные как в мировой, так уже и в отечественной практике на основаниях рассмотренной выше концепции «партисипативной» модели демократического устройства социального управления.
1.3.3.1 Моделирование
взаимодействия
Рассмотренная выше интегральная модель систем государственно-общественного управления позволяет перейти к рассмотрению концептуальной модели организации государственно-общественного взаимодействия и совместной деятельности образовательного учреждения с различными категориями граждан и с гражданскими объединениями.
Как было показано выше, образовательное учреждение представляет собой открытую и относительно автономную подсистему в системе образования, которая может включать в себя на локальном уровне гражданские объединения, действующие в сфере образования. Вступая в относительно долгосрочные взаимодействия с такими объединениями, образовательное учреждение и эти гражданские объединения становятся взаимодействующими подсистемами в такой локальной системе образования.
Взаимодействие в этой
локальной системе образования
независимо от целей и содержания
может принимать следующие вари
1) создание объединения
юридических лиц в
2) создание объединения
юридических лиц без
3) взаимодействие и
совместная деятельность на
В случае членства в ассоциации (союзе) совместно с гражданским объединением в организационно-правовой форме некоммерческой организации, образовательное учреждение обязано в соответствии с уставом участвовать в создании органа управления такой ассоциации (союза), в котором представлен орган управления образовательного учреждения и орган управления некоммерческой организации. Как правило, представлять образовательное учреждение без доверенности во взаимоотношениях с другими юридическими лицами вправе руководитель и он должен быть включен в такой совместный орган управления. Представитель системы управления гражданского объединения, также обязательно включенный в орган управления ассоциации (союза), представляет организационно оформленный общественный самоуправляемый субъект, тогда как руководитель государственного (муниципального) учреждения является представителем государственной линии управления в образовании. Таким образом, орган управления ассоциации (союза) будет полностью соответствовать определению, данному ранее органу государственно-общественного управления.
Гражданско-правовой договор
простого товарищества о совместной
деятельности в сфере образования
между образовательным
1) передача (делегирование)
прав управления совместной
2) совместное управление
представителями сторон
Как правило, в такого
рода договорных отношениях стороны
реализуют второй вариант. В этом
случае мы опять получаем организационную
форму управления, отвечающую нашему
определению государственно-
Как в случае с ассоциацией (союзом), так и с договором простого товарищества мы получаем три типа субъектов управления (см. Таблицу 2), два из которых в рассматриваемом случае относится к различным юридическим лицам. Но организационно они объединяются и потому в этом своем объединении полностью подобны по структурному составу субъекту совместного государственно-общественного управления образовательным учреждением.
Это сходство имеет не только формально-организационные но и содержательные признаки. Особенность рассматриваемого варианта состоит в том, что объектом управления для субъекта государственно-общественного управления выступает не все образовательное учреждение и не все гражданское объединение, а их совместная деятельность, которая включает в себя часть деятельности каждой из сторон.
Это обстоятельство обязывает стороны корректировать другие стороны своей деятельности, не включенные в совместную деятельность и согласовывать друг с другом свои управленческие решения о такой коррекции, что расширяет область так выстроенного государственно-общественного управления включенными в объединение для совместной деятельности государственным (муниципальным) учреждением и некоммерческой организацией.
То есть система управления такой совместной деятельностью обладает рассмотренными нами ранее качествами и ключевыми характеристиками вариативных систем государственно-общественного управления и их интегральной модели: общественный субъект участвует в управлении непосредственно.
Следуя принципу системности, мы можем рассматривать так устроенную систему управления взаимодействием и совместной деятельностью, как взаимодействие подсистем управления, в целом управляющих совместной деятельностью и, опосредованно, иной деятельностью сторон в целях обеспечения взаимодействия и совместной деятельности.
Тогда правомерно будет далее использовать содержащиеся в интегральной модели принципы для проектирования структурно-функционального состава этой системы государственно-общественного управления в системе образования на локальном уровне:
- принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации функций, полномочий и обязанностей управления между сторонами взаимодействия и, соответственно, между органом совместного управления и их собственными органами управления по процедурам делегирования, закрепленным в уставе ассоциации или гражданском договоре;
- принцип рационального баланса разделения компетенции и объединения в сферу их совместной компетенции.
Из Таблицы 3 в рассматриваемом случае будут использованы, скорее всего, варианты координационных связей подсистем управления и их симметричная субсидиарная ответственность, так как это определено законом для ассоциаций (союзов) и простого товарищества. То есть, в соответствии с нашей концептуальной интегральной моделью, здесь выбор вариантов организационных решений определен условиями их реализации, что также предусмотрено интегральной моделью.
Далее из интегральной модели мы можем и должны заимствовать вариант организационных механизмов управления – управленческие технологии, процедуры и регламенты их реализации при разработке и принятии согласованных тремя субъектами управленческих решений. Необходимо в рамках рассматриваемой системы разработать на основе примерных индивидуальные регламенты управленческого взаимодействия органов управления в так устроенной системе государственно-общественного управления.
Орган совместного управления, имеющий государственно-общественный характер, должен иметь стратегические функции управления совместной деятельностью, тогда как тактика и текущее управление деятельностью каждой из сторон в целях осуществления совместной деятельности будет осуществляться органами управления сторон самостоятельно, что позволяет сформировать функциональный состав всех трех подсистем управления.
Ответственность органа совместного
государственно-общественного
Прямые и обратные связи с объектом управления выстраиваются за счет подсистем – сторон совместной деятельности. При этом также будут включаться органы и формы общественного самоуправления внутри образовательного учреждения.
Адекватной будет и
Это позволяет сделать вывод
о расширении области применения
предложенной интегральной модели систем
государственно-общественного
Рассматривая образовательное учреждение как подсистему системы образования, на локальном уровне включающую также и объединения юридических лиц, гражданских объединений, государственно-общественных объединений и др., мы получаем систему образования как объект управления. Для нее, в соответствии с предложенным выше интегральным подходом, возможно разработать обобщенный проект организации субъекта государственно-общественного управления системой образования на локальном уровне, куда государственно-общественное управление образовательного учреждения включается в качестве подсистемы – «горизонтальное» расширение предложенной интеграции модели взаимодействия на локальном уровне.
1.3.3.2. О моделировании
Рассматривая взаимодействие сети муниципальных образовательных учреждений, органов местного самоуправления и органа управления образованием на муниципальном уровне с гражданами и их объединениями, с представителями частного экономического сектора и объединениями работодателей на местном уровне и соблюдая подходы, предложенные интегральной моделью взаимодействия на локальном уровне, мы получаем обобщенную модель взаимодействия муниципальной системы образования с местным сообществом в виде системы социального партнерства в сфере образования на местном уровне - взаимодействие местного самоуправления и местного гражданского общества в производстве и распределении публичных социальных благ в сфере образования, поддержанное ресурсами частного экономического сектора. Полномочия по управлению ресурсами, выделяемыми из местного бюджета и из частного экономического сектора на эти цели, в значительной мере делегированы организациям гражданского общества.
Нормативные правовые основания социального партнерства на муниципальном уровне задает Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ от 05.04.2010 г. Этим законом некоммерческие организации, действующее в сфере образования, признаются социально ориентированными и получают право на поддержку со стороны органов местного самоуправления. Формы поддержки предусмотрены законом следующие:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально