Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Полномочия таких органов, определенные законодательно на региональном уровне, не выходят за рамки совещательных  и рекомендательных полномочий. Но адресатами таких рекомендаций и  заключений, в отличие от общественных советов при органах управления образованием, являются органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ. 

Организационное проектирование такого рода органов привлечения  общественности к взаимодействию в  наиболее важных и существенных вопросах управления образованием также может  быть основано на предлагаемой концептуальной модели государственно-общественного управления образованием.

Предложенная интегральная модель позволяет теоретически проектировать  и другие разнообразные формы  взаимодействия с общественностью  в сфере управления образованием, но практическая их реализации в настоящее время маловероятна по причинам невостребованности их как органами власти и органами управления образованием, так и обществом в регионах и на федеральном уровне.

 

1.3.3. Модель организации  взаимодействия государственных (муниципальных) подсистем системы образования с ее общественной подсистемой.

 

Модель организации  взаимодействия государственных (муниципальных) подсистем системы образования  с ее общественной подсистемой представляет собой разнообразные известные организационные формы социального и частно-государственного партнерства в системе образования, разработанные и реализованные как в мировой, так уже и в отечественной практике на основаниях рассмотренной выше концепции «партисипативной» модели демократического устройства социального управления.

 

1.3.3.1  Моделирование  взаимодействия образовательного  учреждения с общественностью.

 

Рассмотренная выше интегральная модель систем государственно-общественного  управления позволяет перейти к  рассмотрению концептуальной модели организации государственно-общественного взаимодействия и совместной деятельности образовательного учреждения с различными категориями граждан и с гражданскими объединениями.

Как было показано выше, образовательное учреждение представляет собой открытую и относительно автономную подсистему в системе образования, которая может включать в себя на локальном уровне гражданские объединения, действующие в сфере образования. Вступая в относительно долгосрочные взаимодействия с такими объединениями, образовательное учреждение и эти гражданские объединения становятся взаимодействующими подсистемами в такой локальной системе образования.

Взаимодействие в этой локальной системе образования  независимо от целей и содержания может принимать следующие варианты организационных форм:

1)  создание объединения  юридических лиц в организационно-правовой  форме (ассоциация, союз) юридического  лица;

2) создание объединения  юридических лиц без образования  зарегистрированной организационно-правовой  формы юридического лица в порядке заключения гражданско-правового договора простого товарищества (о совместной деятельности)8;

3) взаимодействие и  совместная деятельность на основании  различных гражданско-правовых договоров  между юридическими лицами, а  также между юридическими лицами и гражданами.

В случае членства в ассоциации (союзе) совместно с гражданским  объединением в организационно-правовой форме некоммерческой организации, образовательное учреждение обязано  в соответствии с уставом участвовать  в создании органа управления такой ассоциации (союза), в котором представлен орган управления образовательного учреждения и орган управления некоммерческой организации. Как правило, представлять образовательное учреждение без доверенности во взаимоотношениях с другими юридическими лицами вправе руководитель и он должен быть включен в такой совместный орган управления. Представитель системы управления гражданского объединения, также обязательно включенный в орган управления ассоциации (союза), представляет организационно оформленный общественный самоуправляемый субъект, тогда как руководитель государственного (муниципального) учреждения является представителем государственной линии управления в образовании. Таким образом, орган управления ассоциации (союза) будет полностью соответствовать определению, данному ранее органу государственно-общественного управления.

Гражданско-правовой договор  простого товарищества о совместной деятельности в сфере образования  между образовательным учреждением  и некоммерческой организацией требует  в своем составе положений относительно организации управления совместной деятельностью сторон такого договора. Законодательство предусматривает следующие варианты:

1) передача (делегирование)  прав управления совместной деятельностью  одной из сторон договора;

2) совместное управление  представителями сторон договора.

Как правило, в такого рода договорных отношениях стороны  реализуют второй вариант. В этом случае мы опять получаем организационную  форму управления, отвечающую нашему определению государственно-общественного характера управления, в котором участвует как государственный, так и общественный субъекты.

Как в случае с ассоциацией (союзом), так и с договором  простого товарищества мы получаем три  типа субъектов управления (см. Таблицу 2), два из которых в рассматриваемом случае относится к различным юридическим лицам. Но организационно они объединяются и потому в этом своем объединении полностью подобны по структурному составу субъекту совместного государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Это сходство имеет не только формально-организационные  но и содержательные признаки. Особенность  рассматриваемого варианта состоит  в том, что объектом управления для  субъекта государственно-общественного  управления выступает не все образовательное учреждение и не все гражданское объединение, а их совместная деятельность, которая включает в себя часть деятельности каждой из сторон.

Это обстоятельство обязывает стороны  корректировать другие стороны своей  деятельности, не включенные в совместную деятельность и согласовывать друг с другом свои управленческие решения о такой коррекции, что расширяет область так выстроенного государственно-общественного управления включенными в объединение для совместной деятельности государственным (муниципальным) учреждением и некоммерческой организацией.

То есть система управления такой  совместной деятельностью обладает рассмотренными нами ранее качествами и ключевыми характеристиками вариативных  систем государственно-общественного  управления и их интегральной модели: общественный субъект участвует в управлении непосредственно.

Следуя принципу системности, мы можем  рассматривать так устроенную систему  управления взаимодействием и совместной деятельностью, как взаимодействие подсистем управления, в целом  управляющих совместной деятельностью и, опосредованно, иной деятельностью сторон в целях обеспечения взаимодействия и совместной деятельности.

Тогда правомерно будет далее использовать содержащиеся в интегральной модели принципы для проектирования структурно-функционального состава этой системы государственно-общественного управления в системе образования на локальном уровне:

-  принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации функций, полномочий и обязанностей управления между сторонами взаимодействия и, соответственно, между органом совместного управления и их собственными органами управления по процедурам делегирования, закрепленным в уставе ассоциации или гражданском договоре;

-  принцип рационального баланса разделения компетенции и объединения в сферу  их совместной компетенции.

Из Таблицы 3 в рассматриваемом  случае будут использованы, скорее всего, варианты координационных связей подсистем управления и их симметричная субсидиарная ответственность, так  как это определено законом для  ассоциаций (союзов) и простого товарищества. То есть, в соответствии с нашей концептуальной интегральной моделью, здесь выбор вариантов организационных решений определен условиями их реализации, что также предусмотрено интегральной моделью.

Далее из интегральной модели мы можем и должны заимствовать вариант организационных механизмов управления – управленческие технологии, процедуры и регламенты их реализации при разработке и принятии согласованных тремя субъектами управленческих решений. Необходимо в рамках рассматриваемой системы разработать на основе примерных индивидуальные регламенты управленческого взаимодействия органов управления в так устроенной системе государственно-общественного управления.

Орган совместного управления, имеющий  государственно-общественный характер, должен иметь стратегические функции управления совместной деятельностью, тогда как тактика и текущее управление деятельностью каждой из сторон в целях осуществления совместной деятельности будет осуществляться органами управления сторон самостоятельно, что позволяет сформировать функциональный состав всех трех подсистем управления.

Ответственность органа совместного  государственно-общественного управления также формируется системой норм, правил и процедур, закрепленных в  уставе и иных локальных правовых актах образовательного ассоциации (союза) или в договоре простого товарищества.

Прямые и обратные связи с  объектом управления выстраиваются  за счет подсистем – сторон совместной деятельности. При этом также будут  включаться органы и формы общественного  самоуправления внутри образовательного учреждения.

Адекватной будет и предложенная выше технология проектирования и перехода от базовой концептуальной модели к различным конкретным вариантам и модификациям совместной деятельности образовательного учреждения с некоммерческой организацией, сохраняющим качества интегральной модели организации государственно-общественного управления. Актуальными для рассмотренного варианта остаются и сформулированные выше организационные и другие условия реализации данного варианта системы государственно-общественного управления.

Это позволяет сделать вывод  о расширении области применения предложенной интегральной модели систем государственно-общественного управления также и для систем государственно-общественного  взаимодействия (социального партнерства) государственных (муниципальных) образовательных учреждений с гражданскими объединениями в формах некоммерческих организаций.

Рассматривая образовательное  учреждение как подсистему системы  образования, на локальном уровне включающую также и объединения юридических лиц, гражданских объединений, государственно-общественных объединений и др., мы получаем систему образования как объект управления. Для нее, в соответствии с предложенным выше интегральным подходом, возможно разработать обобщенный проект организации субъекта государственно-общественного управления системой образования на локальном уровне, куда государственно-общественное управление образовательного учреждения включается в качестве подсистемы – «горизонтальное» расширение предложенной интеграции модели взаимодействия на локальном уровне.

 

1.3.3.2. О моделировании взаимодействия  муниципальной системы образования  с общественностью.

 

Рассматривая взаимодействие сети муниципальных образовательных  учреждений, органов местного самоуправления и органа управления образованием на муниципальном уровне с гражданами и их объединениями, с представителями частного экономического сектора и объединениями работодателей на местном уровне и соблюдая подходы, предложенные интегральной моделью взаимодействия на локальном уровне, мы получаем обобщенную модель взаимодействия муниципальной системы образования с местным сообществом в виде системы социального партнерства в сфере образования на местном уровне - взаимодействие местного самоуправления и местного гражданского общества в производстве и распределении публичных социальных благ в сфере образования, поддержанное ресурсами частного экономического сектора. Полномочия по управлению ресурсами, выделяемыми из местного бюджета и из частного экономического сектора на эти цели, в значительной мере делегированы организациям гражданского общества.

Нормативные правовые основания социального  партнерства на муниципальном уровне задает Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ от 05.04.2010 г. Этим законом некоммерческие организации, действующее в сфере образования, признаются социально ориентированными и получают право на поддержку со стороны органов местного самоуправления. Формы поддержки предусмотрены законом следующие:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а  также поддержка в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным  некоммерческим организациям льгот  по уплате налогов и сборов  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах;

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный