Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Анализ практики структурно-функциональной организации вовлечения общественности во взаимодействие с системой образования, как в зарубежной, так и в  отечественной практике, подтверждает, что задача построения такой обобщенной модели форм взаимодействия имеет свое решение, так как все многообразие форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации в образовании, организационных форм и процедур взаимодействия системы образования с общественностью представляет собой с формально-организационной стороны многообразие различных вариантов выбора определенной специфической комбинации из общего и единого для них комплекса всех принципиально возможных и реализуемых свойств, функций, полномочий, организационных структур, перечней состава участников и др., которые теоретически могут быть синтезированы и представлены в обобщенной организационной модели, по отношению к которой все возможные формы организации общественного участия в деятельности системы образования выступают как частные случаи и вариативные формы ее реализации. 

Такой подход к формально-организационному моделированию позволяет решить задачу проектирования и внедрения  постоянно развивающейся системы государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, действительно соответствующей и обеспечивающей общественную поддержку инновационному характеру развития образования, нацеленного на рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.

Основные направления взаимодействия системы образования с общественностью не только теоретически определены, но и получают в последнее время свое воплощение в программных, концептуальных, нормативно-правовых документах государства, а также реализуются в расширяющейся практике государственно-общественного взаимодействия в сфере образования. К основным направлениям содержания такого взаимодействия можно отнести следующие:

    • участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования;
    • участие общества в оценке качества образования;
    • реализация принципа государственно-общественного управления образованием;
    • формирование и предъявление системе образования гражданского заказа к образованию;
    • удовлетворение информационных потребностей общества, формирование общественного мнения о ситуации в образовании;
    • взаимодействие государства и общества в вопросах обеспечения гарантий доступности качественного образования;
    • стимулирование и поддержка общественных объединений, сфокусированных на задачах поддержки (развития) образования, обеспечения качества образования,  саморегулирования в системе образования («сектор гражданского общества в сфере образования»);
    • партнерство системы образования и общества в образовании и социализации детей и подростков.

Анализ содержательной стороны взаимодействия системы образования с обществом дает подходы к систематизации государственно-общественного взаимодействия по его целям, задачам, раскрывает взаимосвязи, взаимовлияние и взаимное пересечение форм и методов его деятельностной реализации в предлагаемых организационных и организационно-правовых формах.

Данный вопрос будет  рассмотрен во второй части настоящей  работы, посвященной рекомендациям  по использованию различных организационных  решений для расширения взаимодействия системы образования с обществом. Первая часть работы посвящена рассмотрению формально-организационной стороны государственно-общественного взаимодействия в сфере образования.

 

1.2. Субъекты взаимодействия  в сфере образования.

Система образования  в целом и ее подсистемы являются субъектами разнообразного и многостороннего воздействия на общество в целом, на различные категории и группы общественности. Это влияние и воздействие предопределено реализацией системой образования образовательной деятельности в отношении общества, населения, что продуцирует различные результаты и социальные эффекты. В свою очередь, общество в целом, различные его группы и категории, социальные институты воздействуют тем или иным образом на систему образования, что также приводит к определенным эффектам и изменениям в системе образования. В этих процессах проявляются объект-объектные (влияние, как эффект функционирования) и субъект-объектные (целенаправленное, спланированное воздействие) взаимоотношения.

Взаимодействие предполагает субъект-субъектные взаимоотношения, целеполагание, планирование, организация и реализация которых осуществляется сторонами взаимодействия совместно, согласованно вне зависимости от того, какая из сторон является инициатором организации взаимодействия. Как правило, управление взаимодействием осуществляется также сторонами взаимодействия как совместное управление. Совместное управление может быть «симметричным» и «ассиметричным». Крайним вариантом последнего может быть, например, передача одной стороне всех полномочий управления (доверительное управление) взаимодействием, совместной деятельностью. Но это – осознанный добровольный выбор и соглашение сторон, при котором сохраняется именно субъект-субъектный характер отношений и взаимодействия.

 

1.2.1. Система образования, как субъект взаимодействия с обществом.

Система образования  в современной России теоретически задумана как открытая обществу и взаимодействующая с обществом система, что закреплено также и нормативно-правовым образом.

Система образования  определена в статье 8 закона Российской Федерации «Об образовании» следующим образом:

«Система образования  в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов  и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и  организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования» [66].

Нормативное правовое предписание, определяющее общественную составляющую  как необходимую и обязательную подсистему системы российского образования, сохраняется и несколько развивается в современном законопроекте «Об образовании в Российской Федерации»:

«Статья 15. Структура  системы образования

1. Система образования  Российской Федерации представляет  собой совокупность:

  1. федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
  2. организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
  3. органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
  4. организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования». [69].

 

Законодатель 1992 года, когда  принимался закон РФ «Об образовании», не имел законодательного определения  других гражданских объединений, кроме  общественных и государственно-общественных. Понятие «некоммерческая организация» было введено Федеральным законом №7-ФЗ от 12.01.1996 г. Странно, что современный законодатель не расширил перечень общественной составляющей в системе образования за счет некоммерческих организаций, что уже не соответствует действующему законодательству и практике в системе образования. 

Вышеизложенное позволяет сделать  выводы:

- система образования без встроенной в нее общественной подсистемы представляет собой не полную систему образования, не достроенную до полноты, предусмотренной действующим и перспективным российским законодательством;

- общественная подсистема, согласно законодательству, включена в систему образования в виде организованной общественности, представленной в тех или иных организационно-правовых формах - объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения;

- система образования в целом и ее подсистемы не могут не взаимодействовать с включенной в нее общественной подсистемой в тех или иных формах и по тем или иным процедурам.

Статья 2 закона РФ «Об образовании» задает в качестве принципа организации  управления государственно-общественный характер управления образованием, что  далее детализируется нормативными предписаниями статей 13, 35 и др., которые определяют организационные формы реализации государственно-общественного характера управления образованием [66]. Указанные нормы сохраняются и в перспективном законодательстве в сфере образования.

Привлечение общественности к управлению образованием представляет собой другую, в отличие от рассмотренной выше, разновидность взаимодействия системы образования с обществом. А.М. Моисеев дает следующее определение феномену государственно-общественного управления: «Это – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, субъектов и их органов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также, в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, субъектов, выражающих и реализующих интересы общества, населения» [66].

Данная разновидность  взаимодействия предполагает взаимодействие с общественностью следующих  подсистем системы образования:

- образовательных учреждений в лице их органов управления;

- органов управления образованием всех уровней.

Данный тип взаимодействия регламентирован для образовательных учреждений нормативными предписаниями пунктов 2, 2-1, 5 статьи 35 закона РФ «Об образовании» об организации в образовательных учреждениях органов управления, форм и органов самоуправления. Практика реализации этого типа взаимодействия традиционна и имеет различные организационные формы: управляющие, попечительские, ученые и иные советы учреждений, педагогические советы, родительские комитеты, органы ученического самоуправления и многие др.

Реализация региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках ПНПО «Образование» в 2006-2009 гг., инициативы отдельных регионов по развитию регионального законодательства (Ханты-Мансийский АО, Республика Якутия, Астраханская, Пензенская и др. области) внесли в практику организационные формы муниципальных советов по образованию с участием общественности, региональных государственно-общественных советов по вопросам образования, общественных советов при государственных и муниципальных органах управления образованием [64], [68].

Система образования, как показывает практика, нуждается и в других формах и процедурах взаимодействия с общественностью.

Привлечение в образование  дополнительных ресурсов сверх тех, которые можно получить за счет средств  от приносящей доход уставной деятельности образовательных учреждений, наиболее эффективно можно осуществить именно в форме взаимодействия с общественностью.

В целях повышения  качества профессионального образования  возникла необходимость привлекать к экспертизе программ профессионального  образования работодателей, их объединения  и это имеет сегодня свое законодательное  обеспечение.

Сложилась широкая практика привлечения представителей общественности к участию в установленных процедурах оценки качества образования: общественное наблюдение в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений по технологии ЕГЭ, общественное участие (наблюдение и профессионально-общественная экспертиза) в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических работников и др.

Практика подтверждает, что привлечение общественности к разработке публичных отчетов образовательных учреждений способствует их объективности, достоверности и доверительному восприятию их обществом.

Разрабатываются, апробируются и внедряются другие разнообразные  инновационные формы и процедуры  взаимодействия системы образования  с общественностью по различным направлениям деятельности и развития системы образования.

Так, в рассматриваемом  в ГД РФ законопроекте «Об образовании  в Российской Федерации» заложены нормативные  предписания о развитии форм общественной аккредитации образовательных учреждений и программ, а также о развития гражданско-правовых договорных отношений системы образования с различными категориями граждан и др. [69].

Если такие взаимоотношения  с общественностью проектировать  как субъект-субъектные взаимодействия, необходимо выстраивать организационные формы и (или) системы процедур такого взаимодействия. Что с необходимостью, заданной нормативно-правовой регламентацией, приведет к организации различных общественных или государственно-общественных объединений и (или) форм и органов государственно-общественного управления такими взаимодействиями. В этом случае общественные и государственно-общественные объединения, созданные для взаимодействия и осуществления деятельности по обеспечению взаимодействия в сфере  образования, по законодательному определению системы образования, станут одной из подсистем системы образования. Формы и органы управления такого рода взаимодействиями и совместной деятельностью системы образования с общественностью становятся формами и органами государственно-общественного управления, так как для иной их организации нет необходимых нормативных правовых оснований в сфере образования.

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный